Кто есть кто: фамилии, часто упоминаемые в российской педагогике

2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника «в целях признания особого статуса педагогических работников, в том числе осуществляющих наставническую деятельность». У каждого из нас свои ассоциации со словами «учитель», «педагог», «наставник», и зависят они, в основном, от воспоминаний детства и от того опыта, который мы получили во время обучения в школе. В этом материале перечислим тех, кто заложил основы современной педагогики, чьи фамилии часто упоминаются в научных работах, в разговорах об обучении и воспитании.
    «Учитель народов» – Ян Амос Коменский
    (28.03.1592 – 15.11.1670)

    Ян Амос Коменский – известнейший педагог XVII века. О нем, казалось бы, мы знаем многое. Например, он вошел в историю как создатель классно-урочной системы, к появлению которой, однако, не имел никакого отношения: практика деления учеников на классы, где на занятиях изучались основы различных наук, активно использовалась за полвека до Коменского в школах иезуитов и юго-западной Руси. Также и приписываемое Коменскому создание педагогической науки, в реальности произойдет спустя более ста лет после его смерти. Ему мы обязаны другим...

    Ян Амос Коменский, картинка: ru.wikipedia.org
    Ян Коменский родился в религиозной протестантской семье на территории Чехии. Он рано потерял родителей и перешел под опеку общины. Латинская школа, в которой Ян учился, произвела тягостное впечатление, позднее он будет называть свои школьные годы «потерянным временем». Личный отрицательный опыт и побудил к поиску путей усовершенствования методов, форм и содержания обучения. Проучившись в школе два года, Коменский уехал в Германию, где слушал лекции в университетах.

    После возвращения в Чехию работал учителем и выступал как протестантский проповедник. Ян Коменский стремился сделать процесс обучения привлекательным для детей, ввел наглядность в школьные уроки, экскурсии и прогулки на природу. Главное в обучении, по мысли Коменского, – это практическая направленность. Ученик должен доходить до всего самостоятельно, проходя тот путь, который он сам для себя избирает. Иначе говоря, учеба должна строиться на формировании практических навыков, или, как бы сказали сегодня, на деятельностном подходе.

    Ян Коменский подготовил книгу для родителей – «Материнская школа», обосновав идею не только семейного, но и общественного дошкольного воспитания, предвосхитив создание яслей и детских садов.

    Школа по Коменскому должна иметь 7 последовательных ступеней-классов, отдельные классные комнаты, учителей разных наук, учебные пособия. Предусматривались игры, перемены между занятиями, каникулы. В своей «Великой дидактике» он обосновал основную «конструкцию» современной школы, необходимость дополнения классно-урочной системы разнообразной внеурочной деятельностью. Именно Ян Коменский ввел в школьное обучение театр, написал несколько школьных пьес и книгу «Школа-игра».

    Наиболее ярко идеи Коменского проявились в его учебнике «Мир чувственных вещей в картинках» – пособии, где впервые иллюстрации выступали дидактическим средством, облегчавшим обучение. В этой книге и в «Великой дидактике» он обосновал главные принципы обучения: наглядность, доступность и природосообразность.

    Во «Всеобщем совете об исправлении дел человеческих» Коменский обосновал идею наднационального глобального образования, стирающего религиозные, культурные и другие границы. Он мечтал о времени, когда будет не нужна профессия учителя, и все люди будут выступать педагогами друг для друга, а само обучение будет проходить на едином для всех людей международном языке. Эти идеи, высказанные и обоснованные более 350 лет назад, сегодня успешно реализуются в международных образовательных проектах и на цифровых платформах, объединяющих миллионы людей с разных континентов.
      «Отец русской педагогики» – Константин Ушинский
      (02.03.1823 – 03.01.1871)

      В 2023 году исполняется 200 лет со дня рождения Константина Ушинского. Сегодня ни одно серьезное психолого-педагогическое исследование не обходится без упоминания о нем. Говоря современным языком, он занимает первые строчки в рейтинге цитирования – за два столетия его идеи не потеряли своей актуальности.

      Выходец из старинного дворянского рода, Ушинский во главу угла ставил порядочность и интеллигентность, а в развитии ребенка делал акцент на семейном воспитании. Свои воззрения он подтвердил на практике, став прекрасным отцом шестерых детей.

      К. Ушинский, фото: vestniknews.ru
      Ушинский окончил юридический факультет Московского университета. Во время службы преподавателем и инспектором в Гатчинском сиротском институте перестроил всю учебную и воспитательную работу. Радел за повышение самостоятельности и внутренней ответственности за свою деятельность, поощрял инициативу в учебе. При нем в институте появилась традиция: педагоги с воспитанниками в обязательном порядке обсуждали учебные результаты.

      Другим важным направлением его работы стало выстраивание понятных детям связей между предметами, обучение навыку самостоятельного поиска информации и умению применять ее на практике. То есть тому, что сейчас мы называем «метапредметными компетенциями».

      В середине XIX столетия в России наметилась реформа системы образования и Ушинского перевели на должность инспектора элитного Смольного института благородных девиц, реформированием которого он занялся. Опираться на европейский опыт Ушинский не мог – там ситуация с обучением девушек была плачевнее, чем в России. Помогли только личный опыт, знания и наработки.

      В Смольном Ушинский реализовал концепцию воспитывающего обучения, когда изученный материал закреплялся на практике: воспитанницы регулярно ходили на экскурсии и много занимались внеучебной деятельностью.

      Благодаря Ушинскому в Смольном появились педагогические классы, которые позже перенесли во все женские гимназии страны. Они-то, по сути, и легли в основу профессионального педагогического образования. Также им был составлен и реализован проект создания по всей России учительских семинарий, предложена реорганизация педагогических институтов при университетах. Таким образом, в стране появилась непрерывная система педагогического образования.

      Для знакомства с системами образования ведущих европейских государств Ушинского за государственный счет отправили в трехлетнюю командировку, откуда он привез несколько томов заметок, послуживших основой для образовательных реформ 1870-80-х годов. В них говорилось о введении высшего образования для женщин, обязательном соединении учебной и внеучебной работы, всестороннем изучении психологии ребенка, привлечении родителей к жизни школы.

      Обобщая наследие Ушинского, можно заметить, что используемая в современной начальной школе звуко-буквенная методика обучения грамоте – это Ушинский; философские основания современной педагогической теории, на которых выстраивается любое современное психолого-педагогическое исследование, – это Ушинский; идеи развивающего обучения, которые успешно адаптировали к советской школе психологи Д. Эльконин и В. Давыдов, – это Ушинский; необходимость формирования в общем образовании универсальных умений и навыков, которые будут полезны в любом направлении профессиональной деятельности – тоже Ушинский. На этих и многих других идеях и практиках базируется современное российское образование.
        «Человек неустанного поиска...» – Станислав Шацкий
        (13.06.1878 – 30.10.1934)

        Всю жизнь и педагогическую деятельность Станислава Шацкого можно выразить словом «эксперимент»: он искал лучшие формы воспитания и обучения детей, не боялся предлагать новые подходы, которые вызывали непонимание и противодействие властей, коллег, и никогда не сдавался.
          Современная научная теория получила от Шацкого идеи, реализованные им на практике: самоуправление в школе; «педагогика сотрудничества», когда воспитатели и воспитанники живут общим делом и совместно его реализуют; направленность обучения на повседневную жизнь ребенка; коллективизм; понимание того, что педагогика может развиваться лишь на основе разностороннего изучения реального образовательного процесса.

          С. Шацкий, фото: ru.wikipedia.org
          Свою практическую деятельность он начал, уже проучившись на физико-математическом и медицинском факультетах Московского университета, в Сельскохозяйственной академии, Консерватории, так и не окончив ни один из этих вузов. Он постоянно искал себя и нашел в педагогике. Лейтмотивом его педагогических поисков стало убеждение в том, что «вся наша общая педагогика построена на идее подготовки. А между тем передовыми мыслителями-педагогами всегда утверждалось нечто другое — осуществление возможно полной детской жизни сейчас, без мысли о том, что даст будущее».

          Первое, что сделал Шацкий – создал на рабочей окраине Москвы в 1905 году детский клуб с детсадом, а для поднятия общего культурного уровня детей рабочих общество «Сетлемент» (в значении «культурная колония»), которое через несколько лет за пропаганду социалистических идей закрыли, а Шацкому пришлось изменить формат своих педагогических поисков. Так появилось общество «Детский труд и отдых», включавшее летнюю детскую колонию «Бодрая жизнь», детский сад и клуб, мастерские, начальную школу. Объединить разные по своим воспитательным задачам учреждения помогла идея образовательного комплекса, на которой и базируется современное общее образование.

          После 1917 года Шацкий стал руководителем Первой опытной станции по народному образованию, включавшей 5 детских садов, 14 начальных школ, 2 средние школы, детские клубы, мастерские, пришкольные хозяйства, педагогические курсы для учителей. Основная педагогическая идея подобных комплексов заключалась в сближении жизни образовательных учреждений с жизнью общества. Шацкий ценил живую, постоянно идущую вперед педагогическую деятельность. Пусть, говорил он, она ошибается, ищет, пусть будет сложной и трудной, лишь бы жила и двигалась, – то, чего крайне недостает сегодня нашей системе образования.

          Связанное с именем Шацкого появление школ-комплексов базировалось на целом ряде других востребованных в современной образовательной практике идей: самоуправлении, связи организованного летнего отдыха детей с их общекультурным развитием, безотметочной системе оценивания учебной деятельности и учебных результатов, осознании, что школа не готовит к жизни, школа – это и есть сама жизнь. В его учреждениях была введена весьма популярная сегодня проектная и исследовательская деятельность детей, которую он считал основой образовательного процесса. Все это позволило Шацкому сформулировать и практически реализовать идею педагогической среды – одной из важнейших в современной педагогике.
            «Моцарт психологии» – Лев Выготский
            (17.11.1896 – 11.06.1934)

            Ленинград, 1924 год. На трибуне II Всероссийского съезда по психоневрологии – никому не известный молодой ученый из Гомеля. С горящими глазами, живо и увлеченно он рассказывает о значении научного подхода к сознанию человека и об объективных методах исследования. Как выяснится позже, без «шпаргалки». На листах, в которые периодически заглядывает докладчик, – пусто. В этом смог убедиться ученый секретарь Московского института экспериментальной психологии Александр Лурия, который подошел к ученому, чтобы засвидетельствовать свое уважение. Впоследствии Лурия убедил директора института, профессора Константина Корнилова пригласить молодого человека в Москву в качестве аспиранта и стал его преданным единомышленником.

            Л. Выготский, фото: coollib.net
            28-летнего молодого человека звали Лев Выготский. За свою недолгую жизнь он успел не только внести огромный научный вклад в мировую психологию и педагогику, но и своими открытиями опередить время. Подчеркивая яркость его научных достижений, британский философ Стивен Тулмин называл Выготского «Моцартом психологии».

            Специального психологического образования Выготский не получил, при этом имел широкую сферу научных интересов – в медицине, философии, литературоведении, юриспруденции и педагогике. Возможно, именно это и позволило ему взглянуть по-новому на проблемы развития психики, ее связях с другими аспектами науки и жизни, и стать автором популярной в мире культурно-исторической теории.

            Один из ее главных тезисов состоял в том, что понимание внутренних психических процессов индивидуума можно найти в его отношениях с внешней средой. Тех, кто ищет источник высших психических процессов внутри организма, Выготский сравнивал с обезьяной, которая пытается найти свое отражение в зеркале позади стекла.

            Особенно Выготского занимала детская психика. Он считал, что для развития высших психических функций недостаточно только своевременного созревания структур мозга. Главное условие – это внешняя среда: «своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего, социальной».

            Детское развитие, по утверждению Выготского, подчиняется, скорее, не биологическим, а общественным законам. Поэтому главной движущей силой развития человека является обучение. Или, если проще, «обучение ведет за собой развитие».

            Выготский сформулировал несколько основных идей воспитания, которые актуальны и сегодня:
            • теория «зон ближайшего развития» говорит о том, что нужно ставить перед ребенком цели, которые он не освоил, но способен освоить при помощи взрослого. Ведь важно не то, что он умеет, а то, чему может научиться;
            • подход «учимся, играя» заключается в том, что первое знакомство ребенка с навыками и умениями должно происходить в процессе игры;
            • система индивидуального образования ставит во главу угла не систему, как самоцель, а поддержку личности ребенка;
            • «пятерка» – не залог успешного обучения, ведь отметки в дневнике говорят лишь о внимании или невнимании педагога к ребенку, а не о его способностях;
            • воспитание – это формирование яркой личности, которая способна к самообразованию, саморазвитию и творчеству.
              «Сердце, отданное детям» – Василий Сухомлинский
              (28.09.1918 – 02.09.1970)

              Имя Василия Сухомлинского хорошо знакомо не только учителям, но и далеким от педагогики людям. Однако, несмотря на известность и всеобщее признание, многие его идеи так и не нашли широкого применения ни в советской, ни в современной школе.

              Недостаток образовательной системы Сухомлинский видел в том, что педагоги преимущественно акцентируют внимание на неудачах учеников.

              Он считал, что отметки вредят процессу обучения и воспитания, что школе необходимо готовить, прежде всего, человека, а не отличника. Нельзя, полагал педагог, чтобы бездушные цифры соотносились в сознании ребенка с показателем его будущего благополучия.

              В. Сухомлинский, фото: interesnyefakty.org
              Сухомлинский серьезное внимание уделял формированию у детей любви к Родине и осмысленному принятию семейных ценностей. Одним из аспектов воспитания видел приобщение детей к красоте природы через проведение уроков в лесу, поле, на берегу реки. Педагог подчеркивал, что возвышенные идеалы семьи и Родины не должны превращаться для ребенка в пустые слова от частого произнесения и ускользающего смысла.

              Сухомлинский ушел добровольцем на фронт, был тяжело ранен, вернувшись в родное село узнал, что оккупанты убили его жену и годовалого сына. Личная трагедия и работа с детьми военных лет, которые в своей небольшой жизни уже видели много горя, определили особенности педагогических воззрений и практики Сухомлинского. В книге «Сердце отдаю детям» он передал основной смысл своих идей – безграничная любовь и вера в детей.

              Более 20 лет Сухомлинский работал директором средней школы, внедрял свои идеи. Многие из них были весьма неожиданны для своего времени, но находили живой отклик у читателей его книг и статей.

              Произведения Сухомлинского выходили огромными тиражами, а аудиторией стала целая страна. Однако говорить со страной оказалось сложнее, чем с детьми: некоторым научным работникам и руководителям его взгляды казались чуждыми: в «Учительской газете» вышла крайне резкая статья «Нужна борьба, а не проповедь» с критикой уже известного всей стране педагога. Статья сильно подкосила здоровье Сухомлинского, но не заставила отказаться от своих взглядов.

              Причины отсутствия идей Сухомлинского в практике современного образования во многом повторяют ситуацию советской школы, когда среди организаторов образования было много борцов и реформаторов, но крайне мало проповедников, отдающих все свои знания и свое сердце детям.

              Выдающихся личностей от обычного человека отличает, прежде всего, умение видеть наиболее острые проблемы современности и готовность их решать. К таким людям, безусловно, принадлежали и представленные в настоящем материале педагоги и психологи. Когда-то их весьма неординарные идеи о важности внимания к личности каждого ребенка, об отказе от отметочной системы, важности комфортной образовательной среды в воспитании, учении как внутреннем процессе и о любви к детям как основе обучения и воспитания, сегодня являются основой для концепций «гуманной педагогики», «развивающей среды», личностно-ориентированного обучения и объединяют многих современных психологов и педагогов: Ш. Амонашвили, В. Петровского, Д. Эльконина, В. Давыдова, В. Шаталова, В. Ясвина и многих других.
                  Авторы:

                  Александр Савенков, директор института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета (МГПУ), доктор психологических и педагогических наук, профессор


                  Алексей Рыжов, профессор департамента педагогики института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета (МГПУ), доктор педагогических наук, доцент

                  МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ