Ян Коменский родился в религиозной протестантской семье на территории Чехии. Он рано потерял родителей и перешел под опеку общины. Латинская школа, в которой Ян учился, произвела тягостное впечатление, позднее он будет называть свои школьные годы «потерянным временем». Личный отрицательный опыт и побудил к поиску путей усовершенствования методов, форм и содержания обучения. Проучившись в школе два года, Коменский уехал в Германию, где слушал лекции в университетах.
После возвращения в Чехию работал учителем и выступал как протестантский проповедник. Ян Коменский стремился сделать процесс обучения привлекательным для детей, ввел наглядность в школьные уроки, экскурсии и прогулки на природу. Главное в обучении, по мысли Коменского, – это практическая направленность. Ученик должен доходить до всего самостоятельно, проходя тот путь, который он сам для себя избирает. Иначе говоря, учеба должна строиться на формировании практических навыков, или, как бы сказали сегодня, на деятельностном подходе.
Ян Коменский подготовил книгу для родителей – «Материнская школа», обосновав идею не только семейного, но и общественного дошкольного воспитания, предвосхитив создание яслей и детских садов.
Школа по Коменскому должна иметь 7 последовательных ступеней-классов, отдельные классные комнаты, учителей разных наук, учебные пособия. Предусматривались игры, перемены между занятиями, каникулы. В своей «Великой дидактике» он обосновал основную «конструкцию» современной школы, необходимость дополнения классно-урочной системы разнообразной внеурочной деятельностью. Именно Ян Коменский ввел в школьное обучение театр, написал несколько школьных пьес и книгу «Школа-игра».
Наиболее ярко идеи Коменского проявились в его учебнике «Мир чувственных вещей в картинках» – пособии, где впервые иллюстрации выступали дидактическим средством, облегчавшим обучение. В этой книге и в «Великой дидактике» он обосновал главные принципы обучения: наглядность, доступность и природосообразность.
Во «Всеобщем совете об исправлении дел человеческих» Коменский обосновал идею наднационального глобального образования, стирающего религиозные, культурные и другие границы. Он мечтал о времени, когда будет не нужна профессия учителя, и все люди будут выступать педагогами друг для друга, а само обучение будет проходить на едином для всех людей международном языке. Эти идеи, высказанные и обоснованные более 350 лет назад, сегодня успешно реализуются в международных образовательных проектах и на цифровых платформах, объединяющих миллионы людей с разных континентов.