Продолжая разговор о современных требованиях к детским пространствам, участники круглого стола обсудили и вопрос трансформации среды. «Моя основная претензия к нашим площадкам — они очень красивые, дорогие, но проблема в том, что ребенок ежедневно выходит в одно и то же пространство. И вопрос: что является образовательным компонентом? Что реально он может преобразовать? Пока что только самые мелкие фракции — песок», — инициировал дискуссию педагог, психолог, эксперт в дошкольном и начальном школьном образовании Сергей Плахотников. Подобной точки зрения придерживается и Любовь Гурарий, многодетная мама, куратор,
разработчик и ведущий образовательных и социокультурных программ, городской продюсер, специалист по соучаствующему проектированию и работе с сообществами: «Ты не можешь на тематической детской площадке, которая выглядит как корабль, проследить взаимодействие, построить отношения в коллективе и прикоснуться к своему собственному ритму».
Решить эту проблему помогают полифункциональные пространства и соучаствующее проектирование, благодаря которым ребенок из роли пользователя переходит в роль создателя: дети имеют возможность влиять на среду, самостоятельно ее проектировать, изменять, видеть результаты и вдохновляться. Ребенку важно пройти путь от возникновения идеи до ее реализации много раз, чтобы сделать это привычкой. Благодаря такому опыту, став взрослым, он сможет не только генерировать идеи, но и воплощать и внедрять.