«Ребенок воспринимает весь город как игровую площадку»: подводим итоги Public Talk о влиянии образовательной среды на развитие детей

Все больше семей при выборе недвижимости обращают внимание не только на наличие, но и на качество детской инфраструктуры. При этом требования родителей повышаются вместе с классом жилого комплекса: в массовом сегменте значимость наличия образовательных учреждений (детских садов и школ) в пешей доступности важна для одной пятой покупателей, а в бизнес- и премиум-сегментах — уже для одной трети.

Результаты проведенных опросов показали, что для семей с детьми дошкольного и школьного возраста самым важным элементом детской инфраструктуры является «детская площадка с увлекательными и развивающими игровыми снарядами» (30%), а для родителей старших школьников принципиально, чтобы была «школа в шаговой доступности в составе ЖК» (40%).
Ответственные застройщики, чтобы удовлетворить требования семей к детской и подростковой инфраструктуре, уделяют особенное внимание качеству придомовой территории, квартала проживания, игровых площадок, детского сада, школы и других элементов среды.

Forbes Education и Prime Life Development провели круглый стол «Территория развития. Как архитектура жилой и образовательной среды влияет на развитие ребенка». Вместе с экспертами мы обсудили, какое влияние среда оказывает на будущее детей и раскрытие их потенциала, а также разбирались, какими должны быть современные детские площадки, сады и школы, чтобы максимально соответствовать своей основной задаче — развитию детей.
Детский слой
Елена Иванова, заведующая лабораторией образовательных инфраструктур МГПУ, исследователь, кандидат психологических наук. Юлия Черепанова, руководитель Forbes Russia Education. Анна Якшина, младший научный сотрудник лаборатории развития ребенка МГПУ
Многочисленные исследования доказали, что пространство, в котором растет ребенок, влияет на его будущее. Так, согласно результатам эксперимента Чикагского университета, дошкольное образование влияет на академические достижения ребенка в школе и его последующую адаптацию в социуме. А ученые Оксфордского университета доказали, что подростки, в раннем возрасте посещавшие хорошие детские сады продолжительный период времени, сдавали выпускные экзамены значительно лучше тех, кто не имел подобного опыта. К сожалению, детская среда в нашей стране вызывает много вопросов как у специалистов, так и у семей.

Младший научный сотрудник лаборатории развития ребенка МГПУ Анна Якшина привела в пример недавнее исследование, которое показало, что почти 80% дворовых площадок в Москве разделены на зоны для разных возрастов (раннего, дошкольного и школьного). Это соответствует запросу родителей, однако более половины из них (53,8%) оснащены однотипным набором оборудования, ориентированным в первую очередь на физическую активность и не создающим условий для экспериментов и сюжетной игры. Младшие школьники, приходящие на такие площадки, пытаются повысить их игровую ценность и начинают использовать элементы не по назначению: карабкаются на крышу, раскачиваются впятером на одной качели.
Однако, по словам заведующей лабораторией образовательных инфраструктур МГПУ, исследователя, кандидата психологических наук Елены Ивановой, площадки стали меняться, а насмотренность девелоперов возросла — многие стали задумываться о том, какую среду необходимо создать не только для повышения привлекательности жилого комплекса, но и для того, чтобы качественно удовлетворить потребности семей. Она подчеркнула, что очень важно подумать о том, чтобы все возрасты (не только дошкольники и младшие школьники) были в фокусе внимания девелоперов, города и взрослых.
Совместная работа
Юлия Коноваленко, заместитель генерального директора Prime Life Development. Алексей Афоничкин, архитектор, сооснователь архитектурного «Бюро А4»
Перед архитекторами стоит сложная задача — объединить накопленные знания и опыт, рекомендации психологов и запросы родителей, требования безопасности и даже текущие особенности импорта оборудования с возможностями, имеющимися у девелоперов, вписав проект благоустройства в концепцию застройки.

По мнению управляющего партнера Prime Life Development Дениса Коноваленко, при создании инфраструктуры и общественных пространств в жилых комплексах важна совместная работа застройщиков и архитекторов со специалистами в области педагогики. Он рассказал, что «проектирование детского сада на 300 детей в жилом комплексе бизнес-класса «1-й Нагатинский» велось с учетом результатов исследований ведущих психологов и педагогов. Детский сад полностью соответствует самым современным трендам девелопмента и воплощает лучшие практики дошкольного образования. В итоге удалось сформировать многофункциональные и насыщенные пространства и общественные зоны. Акцент был сделан на благоустройстве и озеленении территории вокруг детского сада. Концепция озеленения включает в себя мотивы детских сказок. Здесь запланирована экотропа, проходящая по всей территории комплекса. Каждый ребенок сможет расти и развиваться с учетом потребностей своего возраста».
«Мы всегда в проектировании отталкиваемся от исследований. Изучив мировые и российские тренды в проектировании детских зон, мы выделили основные понятия: творчество и экспериментирование; развитие социальных навыков через совместную игру; развитие разных форм движения; эстетическое воспитание и воспитание эмпатии», — поделился архитектор, сооснователь архитектурного «Бюро А4» Алексей Афоничкин. По его опыту, важно дать детям контролируемую свободу, чтобы они могли испытывать себя и таким образом развиваться. Пространство должно обеспечивать безопасность и защиту, при этом подталкивать к развитию и познанию, поощрению и поддержанию «волшебного» детского мира, быть продолжением фантазии. Эти принципы заложены в основу проекта благоустройства территории детского сада в ЖК бизнес-класса «1-й Нагатинский», который «Бюро А4» разработало для Prime Life Development. Детский сад, получивший архитектурную премию города Москвы 2023 года в номинации «Лучшее архитектурно-градостроительное решение детского сада», будет окружен насыщенной игровой инфраструктурой, учитывающей возрастные особенности и потребности детей в разных типах игры и активностей. «Концепцию благоустройства ЖК «1-й Нагатинский» пронизывает тема «Путь героя». Ребенок проходит путь с испытаниями, как настоящий герой мифов или сказок, и к концу истории взрослеет, приходит к новым знаниям и навыкам», — объяснил Коноваленко. Пространство включает в себя современные и безопасные площадки для детей разного возраста: «Зов приключений» (3–4 года), «Отправление в путь» (4–5 лет), «Приключение» (5–6 лет), «Дорога домой» (6–7 лет), «Спортивные испытания», праздничное дерево, детский театр, природный уголок и зону ожидания для родителей. «Дети смогут изучить профессии (археолога, художника, пилота, фермера, ученого, строителя и пр.) и выбрать, кем хотят стать в будущем», – резюмировал управляющий партнер Prime Life Development.
Из пользователя в создатели
Любовь Гурарий, многодетная мама, куратор, разработчик и ведущий образовательных и социокультурных программ, городской продюсер. Сергей Плахотников, педагог, психолог, эксперт в дошкольном и начальном школьном образовании.
Продолжая разговор о современных требованиях к детским пространствам, участники круглого стола обсудили и вопрос трансформации среды. «Моя основная претензия к нашим площадкам — они очень красивые, дорогие, но проблема в том, что ребенок ежедневно выходит в одно и то же пространство. И вопрос: что является образовательным компонентом? Что реально он может преобразовать? Пока что только самые мелкие фракции — песок», — инициировал дискуссию педагог, психолог, эксперт в дошкольном и начальном школьном образовании Сергей Плахотников. Подобной точки зрения придерживается и Любовь Гурарий, многодетная мама, куратор, разработчик и ведущий образовательных и социокультурных программ, городской продюсер, специалист по соучаствующему проектированию и работе с сообществами: «Ты не можешь на тематической детской площадке, которая выглядит как корабль, проследить взаимодействие, построить отношения в коллективе и прикоснуться к своему собственному ритму».

Решить эту проблему помогают полифункциональные пространства и соучаствующее проектирование, благодаря которым ребенок из роли пользователя переходит в роль создателя: дети имеют возможность влиять на среду, самостоятельно ее проектировать, изменять, видеть результаты и вдохновляться. Ребенку важно пройти путь от возникновения идеи до ее реализации много раз, чтобы сделать это привычкой. Благодаря такому опыту, став взрослым, он сможет не только генерировать идеи, но и воплощать и внедрять.
Соучаствующее проектирование — архитектурный метод проектирования общественных пространств с вовлечением в процесс жителей, в том числе детей, местных сообществ и бизнеса, активистов, представителей администрации, инвесторов, экспертов и других неравнодушных людей.
Соучаствующее проектирование — архитектурный метод проектирования общественных пространств с вовлечением в процесс жителей, в том числе детей, местных сообществ и бизнеса, активистов, представителей администрации, инвесторов, экспертов и других неравнодушных людей.
Рая Ивановская, директор студии дизайна образовательных пространств, отметила: помимо того, что суть соучаствующего проектирования — возможность разработать удовлетворяющий все заинтересованные стороны проект, разрешить возможные конфликты в период его реализации, оно еще и позволяет девелоперам снять с себя часть ответственности за будущее пространство без репутационных рисков и потери качества.
Не просто школа
В последнее десятилетие многие девелоперы, застраивая микрорайоны, уделяют особое внимание тому, какая именно школа будет построена на территории.

«Построить школу — еще не создать», — пояснил Марк Сартан, психолог-педагог, директор АНОО «Школа 800», руководитель центра разработки образовательных систем «Умная школа». Он также заметил, что основная задача девелопера — построить школу в соответствии с современными требованиями к образовательной среде. При этом необходимо внимательно отнестись к взаимодействию с местными властями и принять участие в разработке образовательной модели, чтобы школа была востребована.
Многие сегодняшние родители дошкольников и школьников учились еще в советский или постсоветский период, когда все было типовым с одинаковой инфраструктурой. Теперь же в школах появилось много новых процессов и функций, их оснащают высокотехнологичным оборудованием и предъявляют высокие требования к безопасности — и все это сказывается на конструкции здания.

Сартан перечислил основные ошибки проектирования школ:
  • не учитывается трафик (дети все время перемещаются, нельзя допускать пересечение потоков, встречное движение, скопление в узких местах, наличие тупиков, а входные группы должны быть организованы таким образом, чтобы все могли войти в школу за 10 минут);
  • не предусмотрены места для родителей;
  • не считается количество часов нагрузки на кабинеты — как следствие, какие-то из них бывают сильно перегружены, например спортивные залы;
  • упускается задача создания различных функциональных зон вне кабинетов;
  • отсутствует логика компоновки пространств в тематические блоки (например, химико-биологический блок);
  • мало внимания уделяется психологической безопасности (в том числе в целях профилактики буллинга).
Эксперты были едины во мнении, что абсолютно неправильно всю ответственность перекладывать на девелоперов. Многое зависит от оператора учебного заведения и родителей. «Нужно делать современные пространства, но без настройки содержания, отношений, культуры в этих пространствах происходить ничего не будет. И родители это чувствуют», — заметила Мария Васильева, основатель и руководитель проекта «ПРОвыбор». Она рассказала, что семьи можно условно разделить на две большие группы: «новички» — те, кто склонны выбирать детские сады и школы по «фасаду», им важно, чтобы пространства были современными и комфортными, и «опытные родители» — те, кто уже окунулся в особенности обучения, им все равно, как выглядит учебное заведение, они ищут педагогическую команду и атмосферу.

«Задача застройщика — построить яркую, современную, насыщенную образовательными возможностями школу как драйвер продаж квартир. У родителей же могут быть другие требования», — резюмировал Сартан.
*реклама, ООО СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЗАСТРОЙЩИК "АЛЬФА"
4CQwVszH9pUkKXLF5aA
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ