К началу 2030-х годов, по мнению авторов книги, ИИ научится помогать человеку, сотрудничать с ним, обучать и выступать в качестве посредника. Фактически он станет неотъемлемой частью жизни многих людей, из-за чего их быт кардинально изменится. То же касается и образовательного процесса. Уже сегодня большое количество информации можно получить за считанные минуты, просто зайдя в поисковик. Через 10 лет, вероятно, этот процесс будет еще быстрее. Возникает очевидный вопрос: зачем что-то учить в мире, где все можно найти в интернете? Ответить на него и пытаются авторы в разделе «что».
В первую очередь стоит выделить идею об основном образовании в современном мире, которое необходимо не столько для получения базовых знаний, сколько для социализации. Школа выступает как путь к вузу и финансовой независимости: не получив основное общее образование, в университет попасть не получится, а это в свою очередь влияет на трудоустройство, ведь образование – «своего рода знак, по которому будущие работодатели поймут, что сотрудник соблюдает базовые стандарты по контролю качества».
Но все же нельзя закрыть глаза на получение знаний в школе. Правда, учебный план нужно преобразовать, считают исследователи. Многие из предметов, изучаемых в современных школах, для большинства учеников в будущем окажутся бесполезными. Правильнее было бы преподавать только основы наук, а углубленный материал предлагать только школьникам, которым он будет полезен в будущей работе. По итогу сформируется общество так называемых «М-образных людей» – расширенных «Т-образных», обладающих как широкими, так и углубленными знаниями. Основной чертой «M-образных людей» является способность приобретать в течение жизни углубленные знания сразу в нескольких областях.
Для реализации этой программы необходимо в основу учебного плана поместить «фундаментальные обобщения», благодаря которым у школьников разовьется «экспертный дилетантизм». Этот термин ввел профессор Гарвардского университета Дэвид Перкинс в книге «Мудрость будущего»: в то время как экспертному знанию свойственна техническая глубина, опытный дилетантизм нацелен на «прочное и разностороннее понимание ключевых знаний». Иначе говоря, экспертный дилетант, усвоив ключевые понятия, быстрее решит возникающие проблемы и получит более разнообразный инструментарий для понимания мира.
При этом возникает угроза, что подобный путь может привести к появлению людей с лишь поверхностными знаниями. Чтобы избежать этого, необходимо развивать грамотность, считают авторы. Сейчас этот термин перестал быть исключительно лингвистическим: он передает саму идею стремления к экспертному дилетантизму и подготовки к будущему обучению. Усвоить ключевые понятия дисциплины – значит добиться в ней грамотности и научиться думать, как специалист.
Другая причина, по которой обучение все еще необходимо, заключается в том, что одной лишь способности найти данные может быть недостаточно для их правильного использования и применения. Это усугубляет явление метаневежества, то есть непонимания уровня собственного невежества. В подобном случае человек не стремится найти реальную информацию, что играет решающую роль в его способности критически и творчески мыслить.
Обозначив приоритеты и перспективные трудности, авторы «Искусственного интеллекта в образовании» предлагают собственные идеи наиболее эффективных изменений учебного плана. Во-первых, в него следует добавить важнейшие современные дисциплины. Среди них выделяют технологии и инженерию, инфо- и медиасферу (к примеру, необходимо изучать журналистику, включая ее новые формы, чтобы научиться правильно пользоваться контентом), предпринимательство и бизнес (нестабильный рынок труда приводит к тому, что ученики должны быть готовы оценивать свою карьеру не только с точки зрения сегодняшнего дня, но и с позиции новых перспектив), личные финансы, здоровый образ жизни (сюда входит не только физическое здоровье, но и поддержание благополучия и безопасности в сфере общения), общественные науки.
Во-вторых, следует избавиться от тех предметов, четкие «границы» которых не пересекаются с другими учебными дисциплинами (иными словами, сделать программу максимально междисциплинарной). Так, рост количества связей между учебными предметами укрепит понятийные модели в сознаниях учеников и поможет холистическому усвоению материала. Более того, междисциплинарный подход создает особую мотивацию, поскольку ученики смогут изучать разные контексты, смыслы, применять понятия на практике и искать наиболее интересные им области. В-третьих, предлагается модернизировать способ преподавания дисциплин путем последовательной подачи материала и постепенного добавления компетенций. А поможет реализовать это ИИ, о котором речь идет во второй части книги.