Пациентоцентричность, считают эксперты, — та установка, которой врач должен следовать в первую очередь. Как это выглядит на практике, рассказывает Фоминцев: «Необходимо принимать решения только в пользу пациента, с учетом всех последствий. Для этого надо понимать, что такое польза, — а это неоднозначный вопрос. Сложность в том, что пользу оценивает сам пациент, а не врач. А это значит, что врач обязан обладать хорошими коммуникативными навыками, чтобы пациент оценил все варианты возможного лечения и осознанно, видя все плюсы и минусы, выбрал для себя наиболее подходящий. Пациентоцентричность — осваиваемый, количественно тестируемый и воспроизводимый навык».
Как мы видим, еще один важный навык — умение общаться. По мнению врача-педиатра, специалиста по медицинской коммуникации с пациентами и основательницы школы «СоОбщение» Анны Сонькиной-Дорман, это краеугольный камень врачебной практики. «Коммуникативные навыки определяют медицинский результат по двум причинам, — объясняет она. — Во-первых, анамнез, то есть данные, получаемые от пациента, — это 70% диагноза, а при определенных заболеваниях — все 100%. То, насколько полную информацию получит врач, зависит от его умения общаться. Во-вторых, во многих ситуациях лечение осуществляют сами пациенты: они самостоятельно заботятся о том, чтобы соблюдать предписания врача. Поэтому важно уметь доносить до них всю необходимую информацию».
В контексте коммуникации существенное значение приобретают этические принципы, утверждает Сонькина-Дорман. Умение выстраивать систему обсуждения и аргументации в разговоре, затрагивающем проблемы этики, — необходимая для врача компетенция. Но, как отмечают эксперты, осваивать ее придется либо на дополнительных профессиональных курсах, либо самостоятельно.
Чтобы самим получать необходимые знания и навыки, врачи должны хорошо знать английский язык. «Владеть им нужно как минимум на уровне B2, — заявляет Фоминцев. — В молодости положить два-три года на изучение английского — нет лучше инвестиции. Все современные статьи, исследования выходят на этом языке — международном языке науки». Знание английского позволит не только быть в курсе современных тенденций в медицине, которые меняются с большой скоростью, но и начать международную профессиональную интеграцию. «Английский язык открывает массу возможностей, — рассуждает Фоминцев. — Можно проходить стажировки, общаться с коллегами по всему миру, смотреть разнообразные видеокурсы».
Другой критически важный навык — умение работать с научной информацией, считает Сонькина-Дорман. Он включает в себя способность искать актуальные исследования, оценивать их качество, опираться на данные при принятии решений и в разговоре с пациентами. «Огромная проблема нашей системы образования в том, что она не уделяет этому внимания, — сетует Сонькина-Дорман. — Когда врачей спрашивают, почему они лечат так, а не иначе, они сами не могут этого объяснить. Врачи даже не понимают вопроса: их так учили, и точка. Это катастрофа. Мы живем в эпоху доказательной медицины, а значит, должны везде, где возможно, опираться на клинические исследования». Навык работы с информацией может пригодиться и в институте, добавляет Фоминцев. Он предлагает подвергать сомнению и перепроверять все, чему студентов учат в вузе: «Нужно пользоваться разными источниками информации. Фактчекинг — наше все».
Наконец, врачу стоит быть в определенной степени менеджером. С одной стороны, он должен уметь управлять своим временем, писать деловые письма, модерировать совещания и дипломатично вести себя на них. С другой — уметь принимать рациональные решения, внедрять изменения, выстраивать процессы, вести проекты. Эти навыки необходимы не только для организации процесса работы, но и чтобы максимально эффективно выполнять врачебный долг. «Управленческий навык, — заключает Фоминцев, — нужен, чтобы наилучшим образом, используя все свои ресурсы, приносить пользу пациенту».
Все опрошенные эксперты сошлись во мнении, что образование не отправная точка профессионального становления будущего врача и даже не главная часть. Необходимо самому преодолеть огромный путь, прежде чем дойти до оказания действительно качественной помощи людям.
«Чтобы быть хорошим врачом в России, — подводит итог Сонькина-Дорман, — к сожалению, надо плыть против течения, учиться самостоятельно, подвергать сомнению и критике любое спущенное сверху указание, будь то от министерства или от непосредственного начальника. Нужно постоянно спрашивать себя, этично ли это, правильно ли, полезно ли для моего пациента. Хорошая новость в том, что мы живем в мире открытой информации. Многие уже знают, какой должна быть нормальная медицина, и ищут ее. Поэтому, если получится стать хорошим врачом, плывя против течения, вы будете востребованы теми, кто в вас нуждается».