Художник сегодня – это не только тот, кто профессионально владеет инструментами создания образа, но и человек, проектирующий модели визуальной культуры будущего. Искусство дает возможность выразить себя, сделать свои идеи новой реальностью для других людей. Современное искусство нуждается в самых разных специалистах – и в молодых авторах, которые уже в школе ощутили свой творческий потенциал и учились по программе подготовки художников, и в зрелых людях, которые приходят в магистратуру заниматься практиками современного искусства и строят свое художественное высказывание на основе первого образования и богатого жизненного опыта.
Живопись, графика, скульптура, музыка и архитектура – виды искусства, существовавшие на протяжении веков, сегодня продолжают развиваться и обогащаться благодаря технонаучному прогрессу. Холст и краски в мастерской художника могут соседствовать с VR-шлемом, а, скажем, скульптор может вместе с гейм-дизайнерами проектировать пространство в метавселенной.
Вместе с тем произведение искусства сегодня – это не просто артефакт (хотя именно они продаются в галереях и на ярмарках), а материализованный образ, генерирующий вокруг себя эстетически заряженное поле, попадая в которое, зритель не только узнает, но и переживает замысел художника. В авангарде иммерсивных практик сейчас движутся художники, создающие VR-пространства и метавселенные, где возможно не только деловое и развлекательное взаимодействие (как в Stella Art Space Metagallery, например), но и погружение в интерактивное повествование. Проекты такого типа встречаются на фестивале Ars Electronica, где наши студенты представили несколько работ на стыке гейм-дизайна и современного искусства.
Само профессиональное поле тоже постоянно расширяется, растет число галерей и ярмарок, на которых продается современное искусство, растут и цены на него. Если говорить о России, то внимания заслуживают такие коммерческие площадки, как Cosmoscow, Blazar, Арт-Москва – студенты арт-школ выставляют здесь свои работы, и в нашей практике бывали случаи, когда один проданный коллекционеру проект окупал годовую стоимость обучения в вузе. Поэтому можно с уверенностью говорить о том, что сегодня художник не должен «быть голодным».
Выстраивать профессиональные связи в арт-сообществе, выставлять работы и продавать их, участвовать в российских и международных арт-проектах, сотрудничать с галереями и создавать работы для музеев – это и есть будни профессионального художника.