Открытый мир искусства: образование и карьера современного художника

Динамичный рынок труда и стремительный жизненный темп позволяют современному человеку освоить сразу несколько профессий. При этом не всегда можно успеть отследить появление новых специальностей, особенно в креативной индустрии, которая увеличилась за последние годы в несколько раз и расширила кадровый потенциал настолько, что без помощи экспертов не обойтись.

В серии статей Forbes Education вместе с кураторами Школы дизайна НИУ ВШЭ, представителями Института развития креативных индустрий ВШЭ и программы бакалавриата «Управление в креативных индустриях» разбирается в новых креативных профессиях, охватывающих широкий спектр творческих направлений от дизайна и моды до современного искусства и моделирования виртуальных пространств. В первом материале Татьяна Абанкина и Михаил Гершман дали профессиональную оценку креативным индустриям и объяснили смысл этого понятия.

Перейдем к отдельным креативным областям и начнем с современного искусства. Во втором материале говорим о профессии современного художника: где она берет начало и что ждет ее в будущем.
    Художник как профессия
    Художник сегодня – это не только тот, кто профессионально владеет инструментами создания образа, но и человек, проектирующий модели визуальной культуры будущего. Искусство дает возможность выразить себя, сделать свои идеи новой реальностью для других людей. Современное искусство нуждается в самых разных специалистах – и в молодых авторах, которые уже в школе ощутили свой творческий потенциал и учились по программе подготовки художников, и в зрелых людях, которые приходят в магистратуру заниматься практиками современного искусства и строят свое художественное высказывание на основе первого образования и богатого жизненного опыта.

    Живопись, графика, скульптура, музыка и архитектура – виды искусства, существовавшие на протяжении веков, сегодня продолжают развиваться и обогащаться благодаря технонаучному прогрессу. Холст и краски в мастерской художника могут соседствовать с VR-шлемом, а, скажем, скульптор может вместе с гейм-дизайнерами проектировать пространство в метавселенной.

    Вместе с тем произведение искусства сегодня – это не просто артефакт (хотя именно они продаются в галереях и на ярмарках), а материализованный образ, генерирующий вокруг себя эстетически заряженное поле, попадая в которое, зритель не только узнает, но и переживает замысел художника. В авангарде иммерсивных практик сейчас движутся художники, создающие VR-пространства и метавселенные, где возможно не только деловое и развлекательное взаимодействие (как в Stella Art Space Metagallery, например), но и погружение в интерактивное повествование. Проекты такого типа встречаются на фестивале Ars Electronica, где наши студенты представили несколько работ на стыке гейм-дизайна и современного искусства.

    Само профессиональное поле тоже постоянно расширяется, растет число галерей и ярмарок, на которых продается современное искусство, растут и цены на него. Если говорить о России, то внимания заслуживают такие коммерческие площадки, как Cosmoscow, Blazar, Арт-Москва – студенты арт-школ выставляют здесь свои работы, и в нашей практике бывали случаи, когда один проданный коллекционеру проект окупал годовую стоимость обучения в вузе. Поэтому можно с уверенностью говорить о том, что сегодня художник не должен «быть голодным».

    Выстраивать профессиональные связи в арт-сообществе, выставлять работы и продавать их, участвовать в российских и международных арт-проектах, сотрудничать с галереями и создавать работы для музеев – это и есть будни профессионального художника.
      От ремесла к профессии
      В эпоху античности работа художника обозначалась словом technē и подразумевала в первую очередь мастерское владение своим ремеслом, будь то создание скульптур или глиняных кувшинов, – был важен отточенный навык. Так же было и в Средние века: принципиального различия между тем, что мы сегодня называем искусством и дизайном не существовало, не было и запроса на уникальный авторский почерк. Зато была высока значимость цеха или гильдии, профессионального объединения, которое задавало стандарты качества, определяло уместность того или иного художественного приема, контролировало стоимость работ и их количество. Иначе говоря, стратегия работы была определена коллективным опытом других людей.

      Положение вещей изменили титаны Возрождения. Микеланджело, например, мог позволить себе поспорить с Папой Римским! Художники сумели не только поднять свой статус, но и изменить отношение к искусству. Теперь они могли притязать на особое видение мира, особенную чувствительность, позволяющую чувствовать и понимать больше остальных, создавать не только точную картину настоящего, но и модель будущего. Вместе с тем аудитория художников постепенно расширялась.

      Авангардисты ХХ века (Малевич, Татлин, Мондриан и другие) работали уже не для узкого круга эстетов и коллекционеров, а для всего общества. Да, «Черный квадрат» понятен не каждому, однако это была лишь часть большого проекта переизобретения визуального языка, где важное место занимали также архитектоны – прообразы современных небоскребов. Идеи художников показали способность менять окружающий нас мир, а сама профессия приобрела более широкий характер.
        Арт-образование и порог входа в профессию
        В профессии художника сегодня важны три составляющие: владение разными инструментами и способами создания арт-объектов, хорошая гуманитарная подготовка и интуиция, поэтому высота порога вхождения зависит только от самого желающего. Но все же первый важный шаг на профессиональном пути – качественное образование, позволяющее познакомиться с разными художественными практиками и технологиями, дающее фундаментальные знания в области истории и теории искусства, стимулирующие постоянный поиск новых идей.

        Сегодня обучение искусству традиционно начинается со школьных лет, когда дети ходят на творческие занятия, и это не только «художка», но и множество курсов с актуальными и разнообразными форматами занятий для развития креативности. Для старшеклассников, которые хотят продолжить обучение в вузе на творческом направлении, есть программы подготовки абитуриентов к поступлению в тот или иной вуз. А затем — бакалавриат и магистратура (или специалитет), курсы профессиональной переподготовки (дополнительное образование), а также аспирантура по искусству для тех, кто нашел себя в роли исследователя.

        Эти ступени образования существуют как единая программа, однако благодаря гибкости подходов к обучению можно начать с любой из них. Также важно помнить, что в современных креативных индустриях, в отличие от опыта прошлого, создается много проектов на стыке разных творческих областей, поэтому художники могут работать также в поле дизайна, рекламы, кино и мультимедиа, ивент-дизайна и так далее. Это, к слову, еще один аргумент в пользу широкого понимания профессии и выбора того образовательного трека, который позволит наполнить портфолио самыми разными проектами.

        Художник «работает руками», поэтому ему нужна мастерская и опытные наставники, которые научат работать с материалом, однако главный инструмент — правильно организованное мышление. Поэтому лучше окончить университет, в котором для изучения открыт широкий спектр смежных дисциплин, чем узкопрофильные курсы.
            Портфолио и старт карьеры
            Еще одна важная особенность современных креативных индустрий – цифровая репрезентация. Крупное событие должно быть задокументировано и выложено в сеть (и чем подробнее, тем лучше), конференции сопровождаются трансляциями, арт-объекты тщательно фиксируются или дополняются двойниками в 3D.

            Первое, на что обращают внимание, принимая решение о сотрудничестве с художником, – его цифровое портфолио. Страницы в соцсетях с фотографиями произведений молодого искусства частично могут решить эту задачу, однако системным решением является база данных, которая становится одновременно и учебным инструментом, и витриной. Да, студентам бывает непросто передать всю красоту и сложность своих работ с помощью презентации на экране компьютера, однако этот тип коммуникации художнику необходимо освоить, чтобы успешно взаимодействовать с арт-резиденциями, фондами и галереями, которые обращают внимание на качество подачи материала.

            При этом работа в креативных индустриях — это всегда командная работа, а мир искусства – это в первую очередь люди, вовлеченные в поиск новых образов и смыслов. Художники, критики, искусствоведы, галеристы, арт-менеджеры, кураторы, продюсеры, маркетологи, технологи, медиаторы — и зрители. В ходе обучения молодому художнику необходимо найти свое место в арт-мире, а значит, следует встречаться со всеми этими людьми как можно чаще, что подразумевает приоритет выставочной практики.

            Фестивали и биеннале молодого искусства проводятся во многих российских городах, есть целый ряд институций, открытых для сотрудничества с начинающими художниками (ЦТИ «Фабрика», галерея на Песчаной, Граунд Солянка, галереи «Электрозавод» и «Триумф» и другие), арт-резиденции (например, в Выксе или Переделкино), фонды поддержки молодого искусства (Сфера, Maxart и другие).
                Новые профессии
                Креативные индустрии постоянно меняются под воздействием политических и социальных процессов, а также реагируя на изменения в технологиях, опосредующих нашу повседневную жизнь. Художник должен уметь и натягивать холст на подрамник и создавать NFT, куратору может понадобиться сделать проект в виртуальной галерее, а искусствоведу – задействовать нейросеть. Нужно быть готовым адаптироваться к меняющимся запросам рынка и постоянно двигаться вперед.

                Выпускники арт-школ сегодня могут выбрать такие сферы деятельности, как художественная и коммерческая практика, организация выставок и фестивалей, арт-критика, преподавание, исследования в области искусства. И хотя запрос арт-рынка на уникальные произведения, созданные в традиционных техниках живописи и скульптуры, стабильно высок, сегодня важно также говорить о возникновении новых профессий, таких как концепт-художник, архитектор виртуальных сред, коммьюнити-менеджер – они формируются на основе междисциплинарных исследований и гибридных навыков, требуют постоянного обновления не только отдельных компетенций, но и элементов мировоззрения.
                  Автор:
                  Александра Старусева-Першеева, академический руководитель программы «Современное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ, кандидат искусствоведения, исследователь, кинорежиссер, видеохудожник
                  МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ