Как родителям выбирать школу?
Е.Т.: Выбирать, наверное, ту, где ты видишь дальнейший путь ребенка. То есть, если это международная школа, тогда это международные университеты, международные институты. Если это российская школа, тогда надо понимать, что сложно будет поступать в какие-то международные вузы, и ориентироваться на российское образование.
Но если ответить на вопрос, с чего начинать, то начинать надо с коридорных тестов: идти и спрашивать в коридорах у детей, что они делают, какие навыки они получают здесь, нравится ли и что нравится, что драйвит, что толкает идти в школу, хотят или не хотят. Разговаривать с детьми всех поколений: первый класс, четвертый, пятый, выпускные – абсолютно неважно. Не забудьте зайти в туалеты, потому что культура начинается там.
Е.Р.: Для того, чтобы понять, хорошая школа или плохая, надо в эту школу прийти. На мой взгляд, качество взаимоотношений (между родителями и учителями, между учителями и детьми, между взрослыми и детьми) – это ключевой фактор. Не то, как дети потом, после школы сдают экзамены, потому что это всё-таки во многом зависит еще и от самого ребенка, поскольку, как мы знаем, научить нельзя, можно научиться. Атмосфера и отношения, которые выстроены между людьми в школе, могут либо способствовать учебе, либо, наоборот, демотивировать ребенка и подавлять его. Когда мы подбирали школу для своих детей, мы обращали внимание именно на то, как люди строят взаимоотношения.
В.З.: Конечно, в первую очередь, надо прийти и посмотреть на школу. Прийти и понюхать: именно на уровне обоняния, когда приходишь и воспринимаешь всеми своими органами чувств, что подходит, не подходит, и чувствуешь то, что не произносится, чувствуешь, фальшь - не фальшь. И да, безусловно, и дети в коридорах, и туалеты – всё надо изучить.
Есть еще один аспект, который я со своими детьми всегда учитывала и всегда рекомендую родителям, которые выбирают нашу школу или какие-то другие: школа должна подойти ребенку. Все дети разные. Это вопрос того, где у них будут друзья, какие интересы у них, как они будут развиваться. Поэтому я со своими всегда посещала школу, чтобы ребенок сам посмотрел и себя представил себя в этом обществе. Интересно, что дети иногда замечают то, чего ты не замечаешь, потому что каждый смотрит со своей позиции.
И, конечно, культура взаимоотношений – самое важное. Она должна быть стимулирующей. К сожалению, часто сейчас встречается такая ситуация (особенно в частных школах в России, в Москве), когда среда ребенку нравится, но она не стимулирует к развитию, когда детям стараются создать максимум комфортных условий, но не очень много от них требуют. Развитие – это всегда некое преодоление, хотим мы или не хотим, и должна быть привычка к преодолению себя для того, чтобы в дальнейшем получать от этого удовольствие. Это сочетание среды, которая, с одной стороны, стимулирует к развитию, а с другой стороны, комфортна – очень тонкий баланс, и здесь у каждого он н свой.