Школа настоящего

Мнение эксперта

АВТОР:
Владимир Погодин
Forbes Russia Education Contributor
Учитель Новой школы, оргконсультант, абсолютный победитель Всероссийского конкурса i-Учитель 2018. Автор книги «Педагогика выбора» и серии книг «Математические разминки» для начальной школы. Ведущий онлайн-проекта «Рейтинги школ Москвы»
Школа тогда может считаться современной, когда организует для ребенка мир настоящий, а не искусственно сконструированный. Ребенок не готовится к жизни – он живет, задача школы – создать условия для его личностного роста и развития. Путей для этого много, потому что сама жизнь разнообразна и не терпит шаблонов. Но все современные школы – школы настоящего, а не только плацдарм тренировки для светлого будущего. В этом настоящем важно, чтобы ребенок был принят и понят. Именно принятие и понимание значимыми для ребенка взрослыми рождает готовность справляться с настоящими и предстоящими трудностями, обеспечивает ресурс веры в самого себя и готовность принимать вызовы жизни.
Как выбирать школу?
При выборе школы в первую очередь важно разобраться, насколько школа про то, что ценно семье. Моя жена в свое время приняла окончательное решение о выборе частной школы для нашей дочери, увидев в первый учебный день подростка, вприпрыжку спускающегося по лестнице с кипой учебников под мышкой и при этом что-то громко напевающего. Это отмело ее сомнения.

Для начала имеет смысл определиться, что важно родителям и ребенку. И, как в самолете, маску надевать сначала на себя: родителям стоит сформулировать собственные ожидания. Что действительно важно увидеть в школе? От чего невозможно отказаться, а что не имеет решающего значения? Для кого-то первостепенную роль играют безопасность и физический комфорт, кто-то ждет образовательных вызовов и результатов, а кому-то важны доверительные
и комфортные отношения. Конечно, часто хочется и «шашечки», и ехать. В этой ситуации ключевой станет расстановка приоритетов. Когда родители определились со своими предпочтениями, время подключить к выбору ребенка. Что ему важно и ценно?

В какой обстановке ему самому лучше учиться? Что ребенку понравилось, а что не очень? Участвовать в процессе выбора можно практически в любом возрасте, а то, что к ребенку прислушиваются, помогает ему самому настроиться на будущую школу.

И наконец, сама процедура выбора подразумевает сбор данных о школе, определение собственных ограничений и соотнесение их с возможностями. Какие-то школы из тех, что понравились, дороже, а какие-то дешевле. Куда-то придется возить или воспользоваться трансфером, а какие-то школы расположены близко и туда ребенок может добраться сам. В некоторых школах большой конкурс, в другие можно устроиться по результатам собеседования. Про любые школы можно найти отзывы, зачастую противоречивые, поэтому преимущественно по отзывам школу выбирать не стоит.

Главный принцип – доверять себе и не забывать о собственных ценностях. Школа – значимое место в жизни ребенка, и желательно, чтобы ценностные картины школы и семьи совпадали.
Можно ли ориентироваться на рейтинги?
Рейтинги создаются, чтобы подчеркнуть соответствие школ тем или иным параметрам. Поэтому, прежде чем изучить какой-либо рейтинг, стоит выяснить, на учёте каких параметров он составлялся, а также уточнить, относительные это параметры или абсолютные.

К примеру, параметр «общее количество детей, достигших высокого результата в экзаменах» зависит не столько от результатов экзаменов, сколько от общего числа сдававших: чем больше детей участвовало в экзамене, тем выше окажется абсолютное число учеников с высокими результатами. А значит показатели по такому параметру будут, скорее всего, выше в больших школах.

Для получения адекватной картины стоит дополнительно учитывать количество выпускников. Такие относительные параметры как «средний балл экзамена» или «отношение количества успешно сдавших экзамен к общему количеству сдававших» выглядят более взвешенно.

Однако основные факторы, на которые стоит обращать внимание в школах, такие как, например, атмосфера, редко можно оценить в рамках рейтинга.
    Нужно ли выбирать школу раз и навсегда?
    Школы меняются, люди меняются, нет ничего вечного, и навсегда школу выбрать вряд ли получится. Родителям необходимо периодически сверяться, насколько ребенку комфортно в школе. И если при очередной сверке окажется, что школа уже не отвечает запросам, искать другую, более подходящую. Здесь важно не впасть в другую крайность и не менять школы без оснований.
    Как понять подходит ли школа ребенку?
    Чтобы понять, действительно ли школа, в которой учится ребенок, ему подходит, нужно с ним поговорить, выслушать его, причем уделять внимание нужно не только, и не столько фактам, сколько эмоциям. Чувства ребенка первичны: там, где ребенку не нравится, он учиться не будет. И родителям, чтобы получить адекватную картину, важно уметь эти эмоции увидеть и принять, имея в виду, что "плохих" чувств не бывает.

    Если ребенок охотно рассказывает о школе, о своих переживаниях в ней, об успехах и неудачах, об отношениях со сверстниками и учителем, и вы видите, что хотя в его школьной жизни случается и хорошее, и плохое, он справляется с этими ситуациями с позитивным балансом – скорее всего, школа подходит.

    Если же ребенок неохотно делится тем, что происходит в школе, ему явно неприятны эти воспоминания, он стесняется своих неудач и боится о них говорить, а реакция на ваш интерес – «да все нормально», но при этом состояние ребенка, по вашим наблюдениям, ухудшается, возможны два варианта: либо школа действительно не очень подходит, либо он по каким-то причинам опасается говорить вам о себе и своих чувствах. В таком случае можно честно изложить ребенку свои сомнения и переживания, и дать понять, что дома его всегда поймут и примут, даже если сейчас ему приходится не очень просто, в том числе в школе.
    25 ноября / 2021
    МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ