В сердце самообучающейся организации находится концепция ответственности и проактивности. Если все основополагающие моменты учтены, то в компании сформирована корпоративная культура, в которой «нормой» является коллективная ответственность за результаты компании и развитие друг друга. Это определенная ментальная модель, которая предполагает, что сотрудник заинтересован в совершенствовании себя и коллег ради достижения лучших результатов бизнеса. Такой подход применим не только в вопросах обучения персонала. Патрик Ленсиони в своей концепции «Высокоэффективная команда» представляет развитие коллектива в виде пирамиды с пятью последовательными этапами, вершиной которых является именно умение сотрудников перевести фокус с конкуренции на кооперацию и отказаться от личных «лавров» ради того, чтобы вся команда пришла к успеху и были достигнуты наилучшие результаты для бизнеса.
Еще одной иллюстрацией может служить известная «Кривая Брэдли», на которой показана зависимость количества несчастных случаев в компании от развития ментальной модели «коллективной ответственности». Чем больше сотрудники принимают идею того, что «безопасность» – не ответственность отдельно взятого сотрудника, а общее дело, в котором каждый «приглядывает» за другим и может вовремя обратить внимание на потенциально опасный фактор, тем меньшее количество несчастных случаев происходит в компании.
Тот же подход заложен в концепции самообучающейся организации
– если сотрудники ориентированы на идею самосовершенствования ради «превосходства» над коллегами, эта концепция не жизнеспособна. Эффективной самообучающуюся организацию делает именно идея того, что сотрудники ориентированы на достижение единых целей, для чего готовы развиваться сами и способствовать развитию других.
Как преодолеть эту сложность? Созданию культуры коллективной ответственности за развитие друг друга способствует внедрение подхода «мышление роста», а также культуры обратной связи. Что представляют из себя эти два подхода?
«Мышление роста» – подход, который сформулировала Кэрол Дуэк, профессор Стэнфордского университета. Она обратила внимание на то, что студенты качественнее усваивают программу и показывают лучшие результаты на экзаменах, если процесс обучения проходит в безоценочном формате. То есть, студенты осознают, что недостаточный уровень знаний и компетенций – это повод для приложения больших усилий и проработки конкретной темы. Также и в бизнесе: если сотрудник понимает, что признание в том, что у него что-то не получается или не хватает знаний и навыков, не влечет за собой неприятных последствий, а, наоборот, будет воспринято как сигнал к поддержке и развитию, то у него формируется доверие к организации, а у организации появляется информация о том, какого обучения не хватает, и возможность это обучение предоставить. «Право на ошибку» – витальная необходимость в построении самообучающейся организации.
Традиционно обратная связь рассматривалась как инструмент руководителя в отношении своих подчиненных. Но в вопросе формирования коллективной ответственности за результат и развитие друг друга, «обратная связь» – способ поделиться своими наблюдениями о том, как можно улучшить работу, процессы или поведение, который может применяться в разных парадигмах: сотрудник-сотрудник, руководитель–сотрудник и даже сотрудник-руководитель. Возможность поделиться своими наблюдениями, которая позволят сотруднику сделать правильные выводы и наметить траекторию развития, является основополагающей для атмосферы доверия. А именно из точки покоя и доверия формируется развитие.
Как создать культуру обратной связи? Во-первых, важно обучить сотрудников принципам конструктивной и профессиональной обратной связи, которые станут опорным внутрикорпоративным стандартом. Во-вторых, обеспечить сотрудникам простой, комфортный способ давать обратную связь друг другу. Это могут быть общие встречи команды, регулярная процедура обмена обратной связью с руководителем или неформальные встречи коллег, на которых они могут предоставить обратную связь друг другу. Также важно, как сотрудники воспринимают ее, и в этом вопросе основным является как раз подход «мышление роста». Если после оценки в формате «360» руководитель не в состоянии зрело принять результаты этого отчета и начать работать над своим развитием, а вместо этого начинает «охоту на ведьм», выясняя, кто и почему дал ему низкую оценку, то такая обратная связь не имеет смысла. Или если сотрудник после того, как признался в том, что ему не хватает компетенций в какой-то сфере, получает негативные комментарии или «шейминг» от коллег и руководителя, такая «обратная связь» будет обесценена и в следующий раз он предпочтет промолчать, утаивая свои ошибки или не озвучивая недоработки в процессах, а не идти на риск и столкнуться таким образом с критикой со стороны руководства или коллектива.
Итак, если подвести итог, то, чтобы преодолеть сложности в создании самообучающихся организаций, компаниям важно дать четкие и осознанные ответы на три вопроса: Что?
Что является видением компании, почему оно важно для бизнеса? Необходимо определить, как компания будет доносить и коммуницировать это видение до коллектива и как будет представлять вклад сотрудников в достижение общего результата. Почему?
Почему именно это видение определено в компании? Какие ценности стоят за ним и как сотрудники могут связать свою ежедневную деятельность с этими ценностями? Как?
Как процесс обучения, созданный в компании, поможет сотрудникам достичь этого видения с опорой на корпоративные ценности? Получив четкие и продуманные ответы на эти три вопросы, компании могут построит свой собственный путь к созданию самообучающейся организации.