Как продолжать непрерывно учиться в VUCA-мире, который захватил синдром FOMO

Как организовать свой обучающий процесс

АВТОР:
Надежда Макова
Forbes Russia Education Contributor
СЕО LXP-платформы KAMPUS и издатель просветительского медиа «Теории и практики»
Необходимая современному человеку концепция lifelong learning (непрерывного обучения) превратилась в хайп. Получается, что вреда от непрерывности обучения может быть больше, чем пользы. Попробуем разобраться, как организовать свой обучающий процесс так, чтобы успеть за требованиями непрерывно меняющегося мира, при этом не поддаваться синдрому FOMO.
Погоня за обучением вместо обучения
Образовательный рынок переживает сразу два бума — на появление новых проектов и школ и на отказ от прохождения курсов до конца.

Начиная с 2017 года, количество образовательных проектов в России только растет, однако в 2020 году только 28% онлайн-школ достигли доходимости выше 71%. У 82% их этих организаторов обучения доходимость была одним из целевых показателей качества – то есть, они изначально предпринимали какие-то действия, чтобы ее повысить.

У мировых игроков показатель доходимости тоже низкий — менее 15% студентов Coursera проходят курсы до конца. Есть и более тревожные данные: только около 3% студентов добираются до конца онлайн-курсов, а больше половины людей даже не открывают занятия. Однако хорошие примеры тоже есть — образовательные программы, для которых разработаны строгие стандарты регистрации, проходят около 85% записавшихся.

Люди бросают или даже не начинают обучение по разным причинам, но одной из основных является отсутствие изначального намерения проходить курс – его отмечают многие авторы исследований. Эта причина делится еще на несколько подвидов: кто-то записывается на курсы ради отдельных тем, кто-то — ради развлечения, а кто-то — в попытке объять необъятное.

Среди последних даже проводился эксперимент: Coursera в ответ на жалобы на отсутствие времени предоставляла пользователям бессрочный доступ к материалу. Результат был неутешительным — только 10% студентов все же прошли курс.

Таким образом, мы довольно часто попадаемся в ловушку FOMO: организаторы обучения теряют возможность передать знания и получить обратную связь на свои программы, а студенты — деньги и время, которые они потратили на выбор и покупку курса. Такой подход съедает у нас много энергии — мы в фоновом режиме помним о том, что нужно проходить курс, но не вписываем его в свой график. Ощущение «я ничего не успеваю» растет, как снежный ком.
    Что такое синдром FOMO и как он влияет на нас и на желание учиться
    Каждый день мы получаем невероятное количество информации — о том, что происходит у знакомых и в мире, о продуктах, которые запускают эксперты, о товарах, которые продают бренды, и о многом другом. В целом же только за 2020 год человечество сгенерировало 64,2 зеттабайта данных.

    Мы живем в эпоху информационного перегруза, который очень сложно контролировать. Причина — FOMO (fear of missing out — «страх упустить что-то»), или синдром упущенных возможностей. Еще в 2013 году ему были подвержены 56% пользователей социальных сетей, а 55% взрослых были шокированы тем, с какой скоростью нужно бежать, чтобы не отставать от мира.

    Возникновение FOMO вполне объяснимо. Мир меняется чуть ли не каждую секунду — мы только успеваем оправиться от экономических кризисов, как наступает пандемия, едва успеваем поверить, что вот-вот все наладится, как вспыхивает серия межнациональных конфликтов. Еще несколько лет назад мы говорили, что живем в VUCA-мире — нестабильном, неопределенном, сложном и неоднозначном, а сейчас речь идет уже о BANI-мире. И если для первого было характерно разрушение привычных ориентиров, то для второго — насильственный отказ от каких-либо структур и необходимость постоянно управлять хаосом. В итоге отличительными чертами существования становятся хрупкость, беспокойство, нелинейность и непостижимость. В таких условиях сложно рассчитывать на стабильную работу, гарантированные результаты действий и точные ответы на любые вопросы. Никуда не деваются желание и необходимость развиваться, а также ответственность за себя и близких.

    Все это влияет не только на наше эмоциональное и психическое состояние, но и на восприятие нашего будущего. В том числе, профессионального. Остается одна задача — адаптироваться и каждый раз выстраивать свой мир заново.

    FOMO — источник сильного стресса. Вероятность возникновения синдрома выше у людей, которые склонны постоянно сравнивать себя с другими и находить, в чем окружающие лучше и успешнее. Последствия FOMO неутешительны — люди чувствуют себя менее компетентными и самостоятельными.

    Важно не забывать, что разумный уровень стресса влияет на нас благотворно — запускает в мозге скрытые процессы и способствует обучению и развитию когнитивных функций. То есть, с помощью адаптации мы должны научиться контролировать стресс.
    Парадоксальный, но правильный ответ нестабильности и стрессу — непрерывная учеба
    VUCA- и BANI-мир требует, чтобы мы умели ломать старые паттерны поведения и развивали нейропластичность. А это возможно, если день за днем формировать новые нейронные связи.

    По словам доктора Майкла Мерзениха, нужно каждый день предлагать мозгу новые занятия, чтобы повышать активность мозга и улучшать память. Дальше срабатывает цепная реакция — чем больше мы учимся, тем лучше и проще нам это удается.

    Как доказательство можно привести исследование нейрофизиологов Катрины Вуллетт и Элеоноры Магуайер. На примере лондонских таксистов, которые за время работы изучают город с самой сложной топографией, было доказано: из-за того, что таксисты каждый день дают мозгу новую информацию, у них увеличивается гиппокамп, развивается память и повышается способность осваивать новые знания.
    Как сделать стресс более полезным
    Не сочтите за мотивационный тренинг, но, чтобы стресс начал приносить пользу, нужно поверить в то, что он оказывает на вас именно такое влияние. В США проводили эксперимент с двумя группами студентов. Одной группе дали перед экзаменом информацию о стрессе, в которой говорилось, что он — помощник. Второй рассказали, что стресс нужно просто игнорировать. В результате первая группа получила на экзамене гораздо более высокие оценки.

    В другом эксперименте результаты оказались еще более интересными. Студенты, которые воспринимали стресс как возможность для развития, реже испытывали эмоциональное истощение. А студенты, которые рассматривали стресс как угрозу, столкнулись со снижением трудоспособности.

    Предлагаю нам с вами вести себя как первые группы участников эксперимента. И тогда стресс от жизни в VUCA- и BANI-мире пойдет на пользу.
    Как учиться в период турбулентности
    Запишите цель обучения
    Цель должна вас действительно мотивировать, помогать вписывать обучение в свой график вместо скроллинга соцсетей. Цели могут быть разными — от освоения нового языка на начальном уровне до смены профессии или запуска блога.

    Если не получается поставить такую цель сразу, отталкивайтесь от результатов, которые вы хотите получить. Например, из желания «хочу помогать людям выбирать красивую одежду» может появиться цель «пройти курс консультанта по имиджу».

    Выберите курсы, которые действительно помогут достичь цели, а не те, о которых говорят все вокруг
    Исследование специалистов Французского национального института здравоохранения подтверждают, что обучение, которое вы выберете сами, без давления со стороны окружающих, с большей долей вероятности принесет вам нужные результаты.

    В случае осознанного выбора вы просмотрите множество вариантов, сравните их программы, узнаете, кто будет вас учить. Пройдя подобный путь, во время учебы вы будете концентрироваться на материале, а не на попытках понять, что это за курс и что он вам даст.

    Учитесь понемногу
    Даже если вы будете смотреть одно десятиминутное учебное видео в день или читать пару страниц книги, результат будет хорошим. И он точно будет более эффективным, нежели при попытке раз в полгода освоить целый курс за один день.

    К тому же, такая регулярность помогает бороться со стрессом. Учеба в расписании создает ощущение стабильности — если все вокруг рассыпается, вы точно знаете, что каждый день вам нужно немного поучиться.

    Попробуйте принцип «1 — 40»
    С одной стороны, человеку трудно сосредотачиваться на чем-то одном в течение длительного времени, с другой — частые переключения не позволяют погружаться в дело достаточно глубоко. Рекомендую попробовать такой метод: 40 минут непрерывной учебы — 20 минут перерыва. Во время пауз важно действительно отдыхать — выходить на прогулку, перекусывать, общаться с другими людьми, но не работать и не читать книги.

    Применяйте схему «стресс–обучение–стресс»
    Мы уже обсуждали, что умеренный стресс идет нам на пользу. Поэтому в учебе можно смело использовать схему «стресс–обучение–стресс», которую предложил кандидат биологических наук Виктор Комаренко.

    Как это может выглядеть: в начале занятия вы делаете небольшие упражнения или проходите тест, потом изучаете новый материал, а затем снова выполняете небольшие упражнения или проходите опросы. При такой схеме в вашем занятии должен появиться еще и небольшой перерыв после первой стрессовой части.

    Изучайте одну вещь за один раз
    Несмотря на то, что наше общество в течение нескольких лет превозносило многозадачность, от нее лучше отказаться. Эксперименты психологов доказывают, что человек может одновременно реагировать только на один запрос действия, а те, кто пытаются делать сразу несколько дел, хуже запоминают информацию и формулируют мысли. Многозадачность снижает показатели IQ — падение может составить до 10 пунктов.

    Следовательно, во время учебы не нужно пытаться просматривать дополнительные материалы или одновременно делать домашнюю работу на курсе по анализу данных и слушать лекции на курсе по SMM.

    Учитесь в команде
    Данный пункт наиболее важен для руководителей. Совместное или параллельное обучение не только повышает уровень знаний и навыков в команде, но и снижает риск профессионального выгорания людей, что подтверждается исследованием, в котором приняли участие 80 ординаторов по внутренним болезням в Университете Джонса Хопкинса.

    Вполне возможно, у вас есть и свои проверенные способы организации учебного процесса. Их тоже можно смело использовать. Главное — не останавливайтесь и продолжайте учиться даже в самые непонятные времена.



    4 апреля / 2022
    МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ