Какой должна быть современная школа?
Вот пример: стоят две мамы и слушают через какой-то из мессенджеров, что происходит на уроке одного из их детей. Обсуждают, как себя ведет учитель. Школа стала прозрачной.
Согласно результатам исследования, проведённого сотрудниками Института образования в 2018 году, 92% выпускников продолжили образование. Следовательно, школа перестала быть отдельным, самостоятельным образовательным звеном. Она стала элементом непрерывного образования.
Уроки пандемии во всем мире показали, что дети в школе учатся меньше, чем дома. И как написал Александр Михайлович Сидоркин (прим.ред.: сейчас работает в одном из американских университетов в Сакраменто деканом факультета, а до этого работал в России, в Институте образования): «Мы думали, что торгуем знаниями, а оказалось мы продаем впечатления». Потому что дети ходят в школу не для того, чтобы учиться, учиться-то надо самим дома, они хотят общаться. Школа как место общения – это несколько другое.
Детям, подросткам, молодым людям стали доступны разного рода открытые онлайн-курсы, дистанционные школы. Сразу возникает вопрос: если они там хорошо учатся, то надо ли им тот же материал повторять в школе или можно зачесть одно за другое? Школа становится открытой.
Итак, открытая, цифровая школа, которая является элементом непрерывного образования. Значит, если выбирать школу, то надо понимать, что мало того, что молодой человек, закончив ее, должен успешно преодолеть барьер между общим и высшим образованием, важно, чтобы он стал успешным студентом. А это разные вещи – успешно сдать ЕГЭ и быть успешным студентом.
В то время, когда учились Вы, предположим, 50% поступало в университет. В то время, когда учился я, – 30%. А сейчас – 92%. Что это означает? Что у молодого человека школа должна сформировать учебную самостоятельность – то, чем наша российская школа, к сожалению, не отличается. Во время пандемии, например, как показали результаты исследований, значительная часть учителей переложили свои обязанности на родителей, потому что дети не умеют учиться сами.
А как мы должны формировать самостоятельность, когда у нас тотальный и системный контроль за каждым движением, которое совершает ребенок? Что вы можете в школе выбирать? В разных странах, например, можно выбирать предметы, уровень и скорость их освоения. И, о ужас, можно выбирать учителя!
Советская школа ничего не давала выбирать. В школе был жесткий, железобетонный учебный план. Кстати, в данном случае, Россия мало чем отличается от Франции и Японии, например.
Человек в современном обществе должен уметь выбирать, нести ответственность за свое решение. Строить свою карьеру. Как он будет строить карьеру, если он не может выстроить свой собственный учебный план?
Российская школа весьма консервативна, к сожалению, хотя в ней и появились курсы по выбору, и архаична по педагогическим практикам, которыми пользуются учителя. Им гораздо легче прочесть лекцию и провести опрос, чем создать рабочую атмосферу в классе. Это особое умение, которое рассматривается учителями как какая-то придумка.
Школа должна осознать те проблемы, которые существуют сегодня в мире, и начать к ним адаптироваться. Те, кто адаптируются первыми, будут максимально востребованы.