«Киноиндустрия в России – достаточно закрытое комьюнити»: рассказываем, как в него попасть

Образование и старт карьеры

автор Forbes Russia Education
Бум на многосерийные фильмы и растущая популярность стриминговых сервисов способствует подъему отечественной киноиндустрии и появлению сериалов и картин собственного производства, иногда даже не уступающих по качеству мировым лидерам индустрии. Большинство из нас с удовольствием смотрят отечественный контент, но есть и те, кто хочет созидать.

Рассказываем, как попасть в киноиндустрию и стать профессионалом.
    Получить образование
    В киноиндустрии часто можно встретить специалистов без профильного образования, но скорее всего их профессиональный путь начинался во времена дефицита хороших специализированных учебных заведений. Если спросить их сейчас, нужно ли образование по профилю в кино – они будут настоятельно рекомендовать идти его получать. Образование заложит крепкий фундамент и сделает ваш путь к цели короче и понятнее. Какую бы из учебных программ вы ни выбрали, внимательно изучите структуру курса и смотрите на профессиональный опыт педагогов, которые будут преподавать основные дисциплины. Плохой учитель может сделать обучение скучным или вовсе отбить желание продолжать.

    Основные специальности киноиндустрии:
    • Режиссура: режиссер - главный человек на проекте. От него зависит каким будет финальный продукт. Он взаимодействует со всеми цехами и контролирует творческую составляющую всех этапов производства.
    • Продюсирование: продюсер – специалист, без которого ничего бы не состоялось. Как правило, на проекте есть несколько продюсеров ­– одни занимаются бюджетом и продвижением, другие решают административные и финансовые вопросы со съемочной группой.
    • Киноактер: от его мастерства и харизмы зависит настроение в кадре.
    • Сценарное мастерство: хорошие сценаристы сейчас очень востребованы. Интересную историю пишут именно они. Завоевание внимания зрителя начинается с их работы.
    • Операторское искусство: оператор режиссирует композицией кадра и через нее передает настроение сцены. Хороший оператор даже самый простой диалог актеров может превратить в увлекательное зрелище.
    • Режиссура монтажа: режиссер монтажа первый видит материал после съемки и пересказывает историю после того, как ее написал сценарист и снял режиссер со съемочной группой. Хороший режиссер монтажа не только знает, какие кнопки нажимать и собирает из множества съемочного материала увлекательную историю, но и при необходимости влияет на ее развитие.
    • Звукорежиссура и саунд-дизайн: можно разделить профессию на две категории – звукорежиссер на съемочной площадке и постпродакшен (период после съемки: в него входит монтаж, графика, сведение звука, цветокорроекция и другие дополнительные этапы). Звукорежиссер на съемочной площадке – техническая профессия, основной задачей которой является запись качественного звука во время съемки. А у звукорежиссера постпродакшена уже появляется много творческих задач, которые влияют на настроение и драматургию картины.
    • VFX (англ. Visual Effects Artist): специалист по компьютерной графике. Его работа может быть совсем незаметна, например, затереть страховочный трос каскадера в кадре, или, наоборот, выйти на первый план – взрывы, космические корабли и так далее. Некоторые кадры фильма могут быть полностью нарисованы на графике.
    • Художник по костюму: стилист одежды для актеров – вся одежда в кадре – дело их рук. Правильная одежда подчеркивает характер героя и дополняет его образ.
    • Художник по гриму: художник лица и волос актера в кадре – убирает все ненужное и подчеркивает то, что необходимо. Хороший специалист при помощи грима способен передать состояние актера и, как и костюм, передает характер героя.


    Высшее образование

    Не каждый при поступлении в вуз готов точно обозначить долгосрочный вектор своей профессиональной деятельности, но, если мысль о карьере в кинопроизводстве не отпускает, отличным решением будет пойти в профильное учебное заведение.

    Столпом является Всероссийский государственный институт кинематографии им. С.А.Герасимова (ВГИК) – альма-матер множества известных советских и российских профессионалов кино, в том числе, Тарковского, Рязанова, Гайдая.
    Список вузов для тех, кто хочет получать высшее образование в сфере кино:
    • ВГИК (Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова)
    • ИСИ (Институт Современного Искусства)
    • ГИТР (Институт кино и телевидения)
    • СПбГИКиТ (Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения)
    Список вузов для тех, кто хочет получать высшее образование в сфере кино:
    • ВГИК (Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова)
    • ИСИ (Институт Современного Искусства)
    • ГИТР (Институт кино и телевидения)
    • СПбГИКиТ (Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения)
    Вузы часто консервативны, так как скованы утвержденной учебной программой, но, можете не сомневаться, крепкий фундамент они вам дадут. Как правило, преподают в них люди из индустрии, совмещающие обучение c основной деятельностью или уже закончившие свою карьеру и передающие свой опыт следующим поколениям. Самое важное – вы окажетесь в среде единомышленников, получите базовый опыт и обретете связи, которые помогут вам в дальнейшей карьере.

    За пять лет вам расскажут об аспектах работы всего кинопроизводства и дадут фундаментальные знания по выбранной специальности. Не ленитесь при выполнении студенческих работ – это ваше будущее портфолио, а диплом с указанием профильной специальности будет говорить о ваших амбициях и желании заниматься любимым делом, а это дорогого стоит и будет несомненным бонусом при первых шагах в профессии.

    Скорее всего, к середине обучения у вас появится возможность работать в профессиональной сфере – этому всегда способствуют преподаватели и выпускники.


    Дополнительное профессиональное образование

    Дефицит специалистов в киноиндустрии и желание многих развиваться в этой сфере привели к появлению киношкол – учебных заведений с программами, рассчитанными на 1-2 года обучения, которые выдают диплом о дополнительном профессиональном образовании.

    Преподавателями и кураторами выступают практикующие специалисты, обладающие актуальными знаниями. В отличие от вузов здесь нет жестко закрепленной программы, и преподаватели могут менять ее исходя из текущих реалий и своего видения.

    Здесь вы получите полный объем знаний по выбранному профилю и общее представление о работе других «цехов». Среду единомышленников и студенческие работы для портфолио никто не отменял. Это отличный вариант овладеть профессией с актуальным набором навыков и выйти уже востребованным и уверенным специалистом.

    В такие школы, как правило, идут после получения высшего или среднего профессионального образования. Чаще мотивом к обучению является стремление кардинально сменить профессию, реже – расширить уже имеющиеся компетенции. Кстати, можно совмещать учебу в киношколе и в вузе (если хватит времени и сил) по разным направления подготовки – такой подход к обучению даст бОльший профессиональный выбор. В школах есть вечерние программы, рассчитанные как раз на работающих или учащихся студентов.
    Для получения дополнительного профессионального образования можно рекомендовать:
    • Московскую школу кино
    • Школу кино и телевидения «Индустрия»
    • Высшую школу кино «АРКА»
        Для получения дополнительного профессионального образования можно рекомендовать:
        • Московскую школу кино
        • Школу кино и телевидения «Индустрия»
        • Высшую школу кино «АРКА»
        Краткосрочные курсы и интенсивы

        Курсы с программами длительностью от 1 до 3 месяцев не смогут подготовить специалиста с нуля, но это отличный способ перепрофилироваться и изучить аспекты желаемой профессии. Чаще всего, такие курсы рассчитаны на изучение актуальных программных решений или отдельных особенностей той или иной области. Например, вы писатель и хотите стать сценаристом – получается писать вы умеете, а навыков сценарной работы не хватает. Ищите подходящий курс. Или, допустим, вы работаете видеомонтажером на телевидении и чувствуете в себе силы и желание монтировать игровые сериалы, но ведь многосерийные фильмы монтируют в другой программе – добро пожаловать на курс с актуальным программным обеспечением. Примеров масса – выбирайте курс со знаниями, в которых чувствуете дефицит.

        Сейчас на волне популярности видеоконтента появилось большое количество краткосрочных курсов по съемке, монтажу и другим направлениям видеопроизводства, но, если ваша цель попасть в кино – выбирайте учебное заведение и преподавателей, связанных с этой отраслью, иначе вас научат делать классные сториз и вайны, а не кино. Педагог, связанный с киноиндустрией, помимо основного предмета с удовольствием поделится нюансами, жаргоном и лайфхаками из профессиональной области, а в перерывах расскажет увлекательные истории и подскажет вам дальнейшие шаги.

        Также обратите внимание на мастер-классы от специалистов индустрии. Как правило, они стоят каких-то условных денег или вовсе бесплатны (если проводятся крупными учебными заведениями в качестве промо), но полезных знаний в них тоже хватает.
        Примеры школ с краткосрочными программами:
        • Московская школа кино
        • Школа кино и телевидения «Индустрия»
        • Школа компьютерной графики RealTime
        • Виртуальная школа «ПРОФАЙЛ»
        • Skillbox
          Примеры школ с краткосрочными программами:
          • Московская школа кино
          • Школа кино и телевидения «Индустрия»
          • Школа компьютерной графики RealTime
          • Виртуальная школа «ПРОФАЙЛ»
          • Skillbox
          Принять участие в некоммерческих проектах
          В российском кино все еще чаще смотрят на опыт, а не на образование, поэтому хорошее портфолио играет немаловажную роль. Если вы закончили вуз или долгосрочные курсы, у вас будет несколько работ. Но если вы хотите попасть в кино из смежной профессии и считаете имеющиеся знания достаточными, то нужно это продемонстрировать, приняв участие в съемке короткометражного некоммерческого проекта. Это отличный способ получить и опыт, и работу в свое портфолио.

          Объявления о сборе участников в съемочную группу для подобных проектов обычно публикуют в профильных пабликах в социальных сетях. Или можно самому инициализировать сбор команды для собственного фильма. Опишите идею, расскажите о себе и сообщите, какие специалисты вам нужны.

          Нередко хорошие работы отправляются на кинофестивали – это отличный повод заявить о себе, а победа добавит вам очков в глазах работодателей.
          Начать карьеру в смежной области
          Наличие опыта для работы на съемочной площадке или в студии критически важно, так как съемочный день стоит очень дорого, а переработки влетают в копеечку, но есть смежные области, которые позволят приобрести ценный опыт и отточить навыки. Таким полигоном может быть телевидение – там нужны аналогичные специалисты, но из-за "стандартизации" съемок телевизионного контента вероятность ошибиться сводится к минимуму, при этом можно спокойно совершенствовать свое мастерство.

          В эру видеоконтента получить опыт становится еще проще. Многие компании ищут в штат специалиста для съемки и монтажа роликов для социальных сетей. Скорее всего, на первом этапе вы будете человек-оркестр, но зато сразу получите представление о всем процессе.
          Начать карьеру на базовой позиции
          Большинство студентов вузов и долгосрочных программ к середине своего обучения уже начинают работать на съемках или в студиях на базовых позициях, куда с удовольствием берут начинающих специалистов. В любом департаменте требуются помощники и ассистенты для выполнения несложных, но таких необходимых задач. Если вы хотите стать оператором, проситесь в ассистенты или механики камеры – у вас будет возможность наблюдать за работой профессионала и получить новый опыт. Метите на место режиссера – идите помощником режиссера (на жаргоне эта позиция называется «хлопушка»), хотите стать продюсером – напрашивайтесь в ассистенты или в администраторы площадки. Начинать работу в студии проще всего с позиции "логгер" – это человек, который делает базовые операции с отснятым материалом (копирует, готовит к монтажу и так далее). Все это достаточно простые, но очень важные позиции, и если вы хорошо себя зарекомендуете и будете говорить о своих амбициях, очень быстро для вас откроются новые двери, ведь профессионалы в кино очень нужны.

          Не брезгуйте простой работой – именно она даст вам возможность посмотреть на внутреннюю кухню и понять, какая из специальностей вам ближе, если вы еще не определились.
          Киноиндустрия в России – достаточно закрытое комьюнити. Вакансии в кино редко можно встретить на сайтах по поиску работы, но даже если у вас нет здесь знакомых, это не повод сдаваться. Пишите письма в компании, где хотите работать, штудируйте социальные сети, будьте настойчивы и результат не заставит себя ждать.
          Автор:
          Евгений Потапов, режиссер монтажа популярных российских проектов: Девушки с Макаровым, Воронины, Жара, В клетке, Записки отельера #Гельвеция, Моя большая тайна. Выпускник школы кино и телевидения «Индустрия» и Московского киновидеоинститута (филиал СПбГИКиТ).

          МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ