Обучение в магистратуре NYU Tisch School
of the Arts

Личный опыт

Автор Forbes Russia Education
Когда Ася Хмелева поступала в Киевский Национальный университет театра, кино и телевидения имени Ивана Карпенко-Карого ей только-только исполнилось 17 лет, решение стать режиссером пришло очень рано: хотелось снимать путешествия, подводный мир, как Жак Ив Кусто.

После окончания КНУТКиТ, Ася поехала учиться в Чехию – на факультете кино в FAMU. Там она познакомилась с группой студентов из Нью-Йоркского университета (New York University, NYU), приехавших по обмену, и была впечатлена их уровнем подготовки (особенно технической – даже те, кто учились на режиссуре, умели обращаться с камерой, знали азы света и звукозаписи). Тогда Ася решила поступать в вуз США. Помимо NYU, рассматривала UCLA (Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе) и Columbia University (Колумбийский университет). Остановилась на NYU, так как у нее уже был опыт общения с его студентами, уровень их подготовки был очевиден, также сыграло роль местоположение – ведь вуз находится в Нью-Йорке.

Этой весной Ася закончила магистратуру New York University Tisch School of the Arts и получила степень MFA (Master of Fine Arts degree) и делится впечатлениями от учебы.
New York University Tisch School of the Arts – школа исполнительских, кинематографических и медиа-искусств Нью-Йоркского университета. Среди выпускников – Вуди Аллен, Хлоэ Жао, Джим Джармуш, Тодд Солондз, Спайк Ли и другие.
New York University Tisch School of the Arts – школа исполнительских, кинематографических и медиа-искусств Нью-Йоркского университета. Среди выпускников – Вуди Аллен, Хлоэ Жао, Джим Джармуш, Тодд Солондз, Спайк Ли и другие.
Как поступить?
Чтобы поступить на магистратуру в NYU Tisch School of the Arts, совсем не обязательно иметь первое образование в сфере кино или искусства: требуются портфолио с видео или фотоработами, а также письменные работы, концепция полнометражного сценария, резюме и эссе, подтверждение уровня владения английским языком (TOEFL), а также придется пройти собеседование с приемной комиссией. К портфолио нет определенных требований или шаблонов – приемная комиссия хочет разглядеть личное творческое видение потенциального студента, понять, о каких историях он хочет рассказывать в своих работах. Не думаю, что можно как-то объективно понять, что твое портфолио сильное и точно подойдет, – я до конца не была уверена, что меня примут.
Информация о стоимости обучения доступна на сайте школы.
Информация о стоимости обучения доступна на сайте школы.
Чему учат в NYU Tisch School of the Arts?
Магистратура в NYU длится четыре года. Со второго года обучения начинается более векторное направление по трем специализациям: оператор, продюсер, режиссер-сценарист. У меня было 36 однокурсников. На магистратуру в Штатах любят брать людей постарше, поэтому студентам от 20 до 35 лет.

На первом курсе студенты снимают на пленку короткометражный фильм без слов, также документальную работу в формате видеонаблюдения и режиссерские упражнения (небольшие видеоработы с сюжетом). У всех одинаковые предметы, позже их можно выбирать под специализацию. На втором курсе каждый студент снимает короткометражный фильм. На третьем и четвертом курсах снимается выпускной фильм, также у студентов есть опция выпуститься со сценарием.

Во время учебы дают очень много практических заданий. Все студенты учатся работать в разных ролях: оператора, звукорежиссера, продюсера съемок и т.д., – таким образом появляется понимание, кто чем хочет заниматься в дальнейшем. Также большое внимание уделяется монтажу фильмов.

Все работы студенты снимают за свой счет (либо очень бюджетно, либо ищут финансирование). Основная часть затрат – оборудование, аренда машин для перевозки техники, примерно 30% (при этом университет дает оборудование во время обучения). Еще 20% – актеры, но за студенческое время все мои актеры работали бесплатно. Многие локации в Нью-Йорке стоят дорого, более того, для съемок часто необходимо получать специальные разрешения.

В основном все студенты сами пишут сценарии к фильмам. Знаю, что в Columbia University есть сильный курс по сценарному искусству и можно снимать в коллаборации с его студентами.
Съемочный день на киноплощадках длится 12 часов, это стандарт. Организация съемочного процесса зависит от локации. Пока с актерами работают костюмеры и визажисты, режиссер и команда готовят съемочную площадку, камеру и свет. Это занимает очень много времени, поэтому часто студенческие фильмы снимают на улице с дневным светом, либо же проводят всю съемку в одном помещении.

Но, когда режиссируешь — чувства невозможно сравнить ни с чем – ты не испытываешь голод, не хочешь спать. Невероятно наблюдать, как то, что ты придумал и написал на бумаге, оживает и обретает форму.
Съемочный день на киноплощадках длится 12 часов, это стандарт. Организация съемочного процесса зависит от локации. Пока с актерами работают костюмеры и визажисты, режиссер и команда готовят съемочную площадку, камеру и свет. Это занимает очень много времени, поэтому часто студенческие фильмы снимают на улице с дневным светом, либо же проводят всю съемку в одном помещении.

Но, когда режиссируешь — чувства невозможно сравнить ни с чем – ты не испытываешь голод, не хочешь спать. Невероятно наблюдать, как то, что ты придумал и написал на бумаге, оживает и обретает форму.
Среди обязательных предметов мы проходили продюсирование, где учились рассчитывать детальный бюджет фильма в программе Movie Magic Budgeting. Сценарий также импортируется в программу Movie Magic Scheduling, где разделяется по сценам, съемочным дням и количеству действующих лиц. Таким образом можно рассчитать сколько сцен в день снимать, сколько людей будет на площадке в каждый из дней и во сколько обойдется съемка.

Кроме режиссуры и продюсирования мы учились операторскому искусству, знакомились с камерами, учились выставлять свет, записывать звук и монтировать свои работы. Большое внимание уделяется изучению монтажных программ, например Avid Media Composer. Многие студенты монтируют свои фильмы сами.

Классы по сценарному мастерству, в основном, проходят в форме читок и обсуждений: студенты пишут сценарии дома, а затем отрабатывают их с преподавателями и одногруппниками.

Иногда школа приглашает известных режиссеров, продюсеров, операторов провести лекцию, рассказать о своем опыте, ответить на вопросы. Например, к нам приходила Альма Харель, Шайа ЛаБаф, София Коппола, во время пандемии по зуму подключались Тайка Вайтити, Девид Финчер, Роджер Дикинс и другие, – суперзвезды среди кинорежиссуры и операторского мастерства.
Как найти работу режиссеру в США?
Школа дает доступ к сайтам по поиску вакансий, а во время учебы можно найти подработку в университете, например, помощником преподавателя.

Работа в киноиндустрии обычно проектная, от фильма к фильму. Из-за этого у выпускников иногда появляются сложности при трудоустройстве по визе F1 OPT (optional practical training), так как для ее получения требуется работа на полную ставку. В таких случаях, обычно советуют найти full-time работу и параллельно заниматься съемочными проектами.

Так как в режиссуре очень много путей развития, нет определенного рецепта входа в профессию: кто-то снимает невероятный короткометражный фильм во время учебы и его сразу же приглашают что-то снимать, кто-то выпускается и "выстреливает" с новым проектом, кто-то после учебы работает ассистентом более известных режиссеров или помощником продюсера и таким образом приобретает связи.

Есть целый ряд конкурсов сценариев, воркшопов и лабораторий (Sundance Lab, NYU Production Lab, другие лаборатории при кинофестивалях). Если сценарий в разработке, то его могут выбрать на воркшоп, где можно продолжить написание и получить отзывы от профессионалов индустрии. Если сценарий готов к съемке, то его отдают на конкурсы, победив в которых можно получить частичное финансирование для съемок.

После обучения режиссеры, конечно же, мечтают снять свой первый полнометражный фильм. Мой дебютный фильм "Cosmonaut" («Космонавт) – съемки планирую в Украине, где я родилась и где мне комфортнее говорить о темах, которые знакомы, о которых хочется рассказать миру. Последующие работы хочу снимать уже в США.

Все, кто идет в профессию режиссера, мне кажется, делают это вопреки всему. Поэтому у нас на факультете не было случайных людей. Будете ли вы когда-нибудь сказочно богаты, снимая кино? Скорее всего, нет. Будут ли кому-то интересны ваши сценарии? Скорее всего, тоже нет. Но надо пробовать!

14 декабря / 2021
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ