Основные ключевые показатели эффективности корпоративных университетов связаны с:
- валовыми показателями количества обученных, количества программ, охвата обучения целевой аудитории;
- эффективностью — качеством и удовлетворенностью программами обучения, преподавателями, а также удовлетворенность заказчиков образовательных решений;
- реализацией проектов по развитию кадрового резерва, ключевых ролей, системы управления талантами и карьерой в организации.
Для достижения целевых показателей по объему и качеству образовательных решений корпоративные университеты используют различную инфраструктуру. Так, почти половина имеют собственные кампусы (площадью от 430 до 266 000 кв.м.), большинство имеют собственный аудиторный фонд (со средней площадью 2700 кв.м.).
Реализация программ происходит через комбинации очных, онлайн (синхронных и асинхронных) и смешанных форматов. Пандемия и цифровизация процессов и сервисов подтолкнули развитие дистанционного обучения. В результате практически все КУ сегодня имеют аудитории для гибридного обучения, а больше половины — студии для производства медиаконтента. Интересно, что большинство корпоративных университетов ориентированы на собственные разработки и кастомизированные решения LMS и онлайн-платформ.
Гибридный формат, геймификация и обучение на кейсах возглавляют список экспериментов с новыми форматами оценки и развития. Программы развития кадрового резерва, HiPo (High Potential), функциональных компетенций и цифровых компетенций являются часто встречаемыми областями инноваций в деятельности КУ. Таким образом, приоритетными областями инноваций становятся: внедрение новых форматов, инструментов и оценки развития; цифровизация обучения; реализация стратегических проектов развития или целевых программ.
Анализ данных пула
*** компаний-участниц исследования показывает, что средний годовой бюджет КУ составляет более чем 400 млн рублей, при том, что в среднем КУ управляют бюджетом 1,19% от ФОТ компании.
В настоящее время среди корпоративных университетов России сложилась группа лидеров, получивших признание международного экспертного сообщества. Среди них шесть российских КУ, являющихся членами ключевых глобальных ассоциаций и/или получивших их аккредитации и сертификации:
– 5 членов EFMD (Сбер, Сибур, Банк России, РЖД, НЛМК);
– 3 члена ECLF (Банк России, Сбер и НЛМК);
– 2 обладателя аккредитации CLIP (Сбер, 2016 и 2021 г.; Сибур, 2021), а КУ НЛМК в начале 2022 г. прошел процедуру допуска к ней;
– 3 обладателя сертификации Global CCU (Сбер, 2016; РЖД, 2019; Газпром нефть, 2021);
– 2 обладателя сертификации EOCCS для своих онлайн-программ (Сбер, 2017; Банк России, 2021).
Благодаря эволюции от провайдера обучения до непосредственного участника и драйвера трансформации компаний, корпоративные университеты стали ключевыми элементами систем управления развитием организаций, став серьезной альтернативой бизнес-школам. «Нам удалось описать некоторые актуальные тренды развития корпоративных университетов. Уверена, что этот Справочник внесет свой вклад в обмен опытом и развитие экспертного сообщества», – резюмирует Наталья Шумкова, автор исследования, заместитель директора Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ по корпоративному обучению.