«Понарошечный» мир, или основные критерии, которым должен отвечать современный детский сад

АВТОР:
Редакция
Каждый родитель, принимая решение отдать ребенка в детский сад, надеется на то, что там будет комфортно и безопасно. Родители тщательно изучают дошкольные учреждения, чтобы не ошибиться и сделать правильный выбор. Но как узнать подходит ли конкретный детский сад вашему ребенку?

Татьяна Юстус, член ассоциации «Наше детство», эксперт сообщества «Университет детства», заведующая детским садом «Журавушка» (Красноярск), рассказала Forbes Education, каким основным критериям должен отвечать современный детский сад.

В конце материала - практический чек-лист по выбору детского сада
Позитивное отношение к себе

"Эмоциональная среда современного детского сада должна закладывать в детях прежде всего позитивное отношение к себе. Ребенок должен понимать и чувствовать, что он в этом мире главный, важный и ему всегда рады."
Задача дошкольных педагогов заключается в том, чтобы:
  • ребенок почувствовал, что он сам способен творить и это ценится окружающими;
  • дать уверенность ребенку, что он сам может влиять на ход событий и его всегда поддержат;
  • показать, что мир вокруг безопасный и интересный, и не нужно постоянно ждать негатива в свой адрес.

Предметная среда должна быть обустроена так, чтобы вызывать любопытство и желание что-то пробовать, экспериментировать. Например, полки должны находиться на одном уровне с ростом ребенка, чтобы было легко брать игрушки или материалы для творчества. Это позволит проявлять инициативу и самостоятельность. Педагог же должен встречать активность ребенка не с сопротивлением, а с поддержкой.
"Эмоциональная среда современного детского сада должна закладывать в детях прежде всего позитивное отношение к себе. Ребенок должен понимать и чувствовать, что он в этом мире главный, важный и ему всегда рады."
Задача дошкольных педагогов заключается в том, чтобы:
  • ребенок почувствовал, что он сам способен творить и это ценится окружающими;
  • дать уверенность ребенку, что он сам может влиять на ход событий и его всегда поддержат;
  • показать, что мир вокруг безопасный и интересный, и не нужно постоянно ждать негатива в свой адрес.

Предметная среда должна быть обустроена так, чтобы вызывать любопытство и желание что-то пробовать, экспериментировать. Например, полки должны находиться на одном уровне с ростом ребенка, чтобы было легко брать игрушки или материалы для творчества. Это позволит проявлять инициативу и самостоятельность. Педагог же должен встречать активность ребенка не с сопротивлением, а с поддержкой.
Самостоятельность и инициативность

Первая составляющая, связанная с инициативностью, - полноценное развитие игры. Развивать свободную игру, не заданную взрослым человеком можно одинаково хорошо и в саду, и дома. Важно, чтобы ребенок чувствовал себя автором игры. За инициативностью стоит воображение. Для развития воображения надо поддерживать естественное любопытство. В хорошем детском саду воображение развивают игрушки: это не готовые, мастерски связанные крючком пельмешки, а всевозможные кубики, цилиндрики, камушки, палочки, – всё, что может превращаться во что угодно, так называемый, полифункциональный материал.

Если воспитатель поддерживает интерес к игре, то дети втягиваются, занимаются по несколько часов и активно воображают. В игре формируется умение выстраивать отношения со сверстниками, договариваться. Порой, в обычной жизни ребенку сложно выразить свои эмоции и чувства, но в игре это получается. Так, например, можно превратиться в дракона и выразить свою злость – ведь понарошку совсем другая жизнь, в «понарошечном» мире можно решить множество задач, которые не решаются в реальности. В игре все равны, развивается креативность, способность сотрудничать и действовать в изменяющихся обстоятельствах, не бояться проявлять себя.
Также практика показывает, что применение «школьных» форматов в саду, прежде всего правил урочной системы, совершенно не способствуют обучению детей младшего дошкольного возраста. Тут малоэффективны уроки, а значит получение новых знаний должно быть игрой, своеобразным поиском, открытием, которое совершает ребенок. Взрослые часто забывают о важности игры, к сожалению.
— Екатерина Рыбакова, основатель Фонда «Университет детства», сооснователь и президент Рыбаков Фонда
Конечно, речь не о любой игре, а прежде всего о сюжетно-ролевой игре в ее развитых формах, в «придумывании» которой непосредственно участвуют дети. В такой игре есть правила, согласованные и принятые всеми участниками, есть роли и сюжет, развивающийся, возможно, при поддержке взрослого (воспитателя), но обязательно при вовлечении самих детей.

Вторая составляющая - продуктивная деятельность: лепка, рисование, аппликация. Здесь также важно поддерживать инициативу ребенка – после обсуждения событий, природных явлений надо дать возможность выразить это в своем творчестве так, как они их увидели и восприняли. И когда педагог поощряет, радуется, удивляется результату, не пытаясь исправить или переделать по установленному образцу, ребенок понимает, что его авторство уважают и признают ценным.
Когда детское произведение оценивается по образцу в негативном контексте, например: «Это неправильный кораблик, сейчас поправим», или «Где ты видел фиолетовые деревья?», или «Как прекрасно ты нарисовал, но если бы дерево было зеленым, то было бы совсем похоже», - дети понимают, что не дотягивают до стандарта, что вызывает тревожность и не развивает инициативность детей.
Когда детское произведение оценивается по образцу в негативном контексте, например: «Это неправильный кораблик, сейчас поправим», или «Где ты видел фиолетовые деревья?», или «Как прекрасно ты нарисовал, но если бы дерево было зеленым, то было бы совсем похоже», - дети понимают, что не дотягивают до стандарта, что вызывает тревожность и не развивает инициативность детей.
Доверие и уверенное общение

Все начинается с порога, когда ребенок заходит в сад. Очень важен первый момент встречи (каждый день). «Хороший» взрослый должен быть всегда по-настоящему заинтересован в ребенке. Такое невозможно подделать, дети всегда чувствуют искренний интерес и осознают, что их состояние, мысли, вопросы, они сами, вызывают любопытство. Необходимо дать детям ощущение того, что их появление в группе – важное событие для взрослых. При встрече, например, можно спросить: «Что тебе сегодня приснилось?», «Куда пропал зуб?», «Что ты принес?» и т.д.

Также уверенность формируется и в организационных моментах, когда обсуждаются события, строятся планы на «утреннем круге» (*прим. когда дети с педагогом садятся в круг, планируют день, делятся важными новостями).

Хороший педагог знает, как помочь ребенку, который стесняется говорить. Как вариант, можно сесть рядом, предложить на ушко все рассказать ребенку, чтобы потом озвучить сказанное вслух, или, например, проговорить вместе. Так малыш понимает: то, что он думает настолько важно, что вся группа должна про это знать! При таком подходе постепенно придет уверенность, что эмоции и дела ребенка ценны. Помните, что доверие формируется в мелочах: важно заглядывать в глаза, слушать внимательно, присаживаться на один уровень с детьми.


Участие родителей в жизни детского сада

Родители должны быть в первую очередь заинтересованы в жизни своих детей, а не в жизни воспитателей или заведующих. Им должно быть важно, что происходит с ребенком, чем он живет, поддерживать его интересы, «подхватывать» важные события, произошедшие в саду, развивать эту историю. Если родитель может быть полезен и другим детям, например, у него интересная профессия или необычное хобби, то он может прийти и рассказать о них в детском саду. И помните о «понарошечности» – понимающий родитель должен всегда и везде поддерживать игру, не настаивать на наличии в детском саду большого количества дорогих кукол и машинок, а приносить, к примеру, спилы деревьев, камушки или лоскутки.


Признаки достойного современного детского сада
/шпаргалка для родителей/

Территория


Видна детская самостоятельность и есть места, где дети чувствуют себя настоящими хозяевами. На территории стоят самодельные детские постройки, шалаши и пр., которые не убираются в течение дня, потому что им придается ценность.


Идеально чистые, практически не тронутые места для прогулок, куда явно не ступала нога ребенка.
Прогулки

Присутствуют элементы свободной игры, экспериментов со средой: дощечки, камушки, листья, различные палки, ветки, куски ткани – все то, что пробуждает фантазию и рождает игру. Дети строят различные конструкции, башни из камней, песка, «выращивают» деревья, «чинят» машины, играют «в магазин» и т.д.


Дети заняты строго в ограниченном пространстве какими-либо повторяющимися действиями – качаются на качелях, катаются с горки и т.д.
Помещение

На стенах демонстрируются работы, которыми по-настоящему гордятся дети, висят спонтанные работы детей. Есть неформальная жизнь, которая, возможно даже, выходит в коридоры. Например, ребята заметили на прогулке пчелу, вернулись в группу заинтересованные, вместе с воспитателем выяснили, что это за насекомое, как оно устроено, нарисовали ее, слепили, а новыми знаниями срочно захотели поделиться со всем детским садом - и разместили свои работы самостоятельно в коридорах.


На глаза попадаются только образцовые, идеальные работы, которые педагоги считают лучшими.
Диалог с педагогом


По разговору и тону становится понятно, что воспитатель подлинно заинтересован в детях.


Создается впечатление, что все делается так, чтобы взрослому не мешали работать.
Разговор с заведующей

Расспрашивает про ребенка и его интересах, особенностях, предлагает варианты того, как наиболее мягко пройти адаптацию. Рассказывает про разные подходы в рассматриваемых вами группах


Декламирует правила, требования и штрафы, употребляет канцеляризмы и бюрократические обороты.
Диалоги о садике

Чтобы узнать больше о том, какой опыт ребенок получает в саду, задавайте вопросы о его чувствах, причем эти чувства должны быть максимально выраженными:
- Что сегодня было самое классное в садике? Что тебя порадовало?
- А что было самое огорчительное? Что получилось не так, как тебе хотелось?

Ещё один приём - задавать смешные вопросы:
- А Маша сегодня опять принесла в садик крокодила?
- Что, воспитатели вас сегодня кормили одуванчиками?

В ответ обычно бывает реакция возмущения, после который можно узнать, что принесла Маша и чем на самом деле кормили.

Благодарим за помощь в подготовке материала Елену Головачеву и Университет Детства.

5 ноября / 2020
Фотографии из жизни детского клуба «Садик-Шарик».
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ