Образование в сфере гостеприимства: ключ, открывающий многие двери

Интервью с выпускником Les Roches Global Hospitality Education Кириллом Пряхиным

АВТОР:
Редакция
Forbes Education
Что Вас привело в сферу гостеприимства? Почему Вы решили заниматься отельным бизнесом?

В 14 лет я вместе с родителями переехал в Эмираты. Наш переезд совпал как раз с пиком туристического роста: начались застройки, стала развиваться сфера гостеприимства. Наблюдая все это, я начал понимать, какой экономический вклад вносит туризм и эксплуатация недвижимости. Кроме того, у моих родителей было несколько бизнесов, связанных с общепитом, и я видел, что, в любом случае, что бы ни произошло, люди будут пить и есть, когда им грустно и когда им весело. Это индустрия, которая никогда не исчерпает себя.

Еще в школе мы постоянно устраивали какие-то вечеринки и у меня хорошо получалось их организовывать. Мне казалось, если за это можно получать деньги, то круто, давайте будем этому учиться.

Потом я поехал в Швейцарию, получил образование в сфере гостеприимства и вернулся обратно в Эмираты, где начал карьеру, работая в таких топовых гостиницах, как Ritz-Carlton и Intercontinental. В дальнейшем перешел в Four Seasons, в открытии которого я участвовал, уже будучи одним из ведущих менеджеров по продажам. В какой-то момент мне захотелось больше развития, но я был слишком молод (мне было 26 лет), а для дальнейшего карьерного роста требовалось больше формального опыта.

Тогда я решил делать собственный проект: обратился к родителям, мы выкупили многоквартирный дом в Астрахани, полностью отреставрировали его (это памятник архитектуры 1876 года), сделали в нем 17 квартир премиум-класса и теперь сдаем их в аренду. Название проекта – «8512» – код Астрахани.

Чтобы не находиться в тени, как многие арендодатели квартир, мы одновременно присутствуем и на рынке аренды квартир, и на Booking.com. Наш формат востребован арендаторами: они получают полный спектр услуг (мы берем на себя все бытовые вопросы – уборку, смену белья, оплату счетов и прочее), бóльшую квадратуру по сравнению с гостиницами, хорошую локацию, все удобства для долгосрочного проживания.

Параллельно с развитием проекта «8512», который для нас стал тестовым, мы строим следующий объект – уже на 150 квартир.


Почему Вы решили учиться гостеприимству именно в Швейцарии? Как выбирали университет?

В Швейцарии мягкий климат, чистейший воздух, питьевая вода из-под крана, и, конечно, прекрасный вид – горы, снег.

Кроме того, находясь в Швейцарии, вы понимаете, насколько важна личная дисциплина. В России принято считать, что армия дисциплинирует людей. А в Швейцарии дисциплина везде: в обучении все достаточно строго, люди пунктуальны, поезда приезжают вовремя, никто не бросает мусор, – это для меня тоже стало важным плюсом.

Я выбрал университет Les Roches, так как бóльшая часть обучения там проходит на практических занятиях. Я считаю себя ремесленником: не хочу быть «крутым бизнесменом», который только читает отчеты, мне это не нравится и у меня это вряд ли получится. Мне нравится быть в гуще событий.

На первом курсе мы изучали сервис и обслуживание. Рассматривали, как организована деятельность разных заведений на примере нескольких ресторанов разного типа, расположенных на территории университета (буфет – шведский стол, ресторан высокой кухни, бар, сэндвич-бар). На каждом этапе обучения проходили практики по две недели в каждом подразделении.

На втором курсе мы уже работали в этих заведениях. Это очень ценный опыт. Во время практики я понял, что повар из меня никакой, но зато я вник во все организационные моменты, и сейчас, если захожу на кухню, меня сложно обмануть по основным вопросам. Также я очень втянулся в юридическую и экономическую деятельность, получил необходимые знания по специфике гостиничного бизнеса.

На третьем курсе мы углубились в административную деятельность – бухгалтерию, экономику, какие-то специфические вещи в области управления. Благодаря этим знаниям, сейчас я могу выстраивать статистические сравнения, аналитически оценивать обстановку, делать мой продукт максимально эффективным, понимая тренды туристического рынка и приток клиентов.


Насколько швейцарское образование в сфере гостеприимства применимо в других странах, в частности, в России?

Конечно, в каждой стране есть свои нюансы. Но специфика индустрии гостеприимства одинакова везде, и это для меня, наверное, было одним из основополагающих факторов при выборе университета. Думаю, что, обучаясь гостеприимству в России, вам удастся увидеть только тот уровень, который доступен в нашей стране, здесь просто нет нужного опыта.

Зарубежный опыт сильно развивает «насмотренность» и понимание, что вот так – хорошо, а вот так – плохо. Вы учитесь добавлять маленькие детали, которые ничего не будут вам стоить, но сильно повлияют на впечатление и станут огромным плюсом в глазах гостя. И поэтому, наверное, обучение в Швейцарии дало мне сделать рывок в бизнесе.

Кстати, у Les Roches есть кампусы и партнерства в Швейцарии, Испании, Китае, Америке – можно каждый семестр менять место пребывания. Такой опыт знакомства и общения с людьми из разных стран очень ценен: вы учитесь воспринимать разных людей – арабов, китайцев, европейцев, русских – и с легкостью находить подход к каждому.

После выпуска я знал несколько коротких шуток на разных языках – с их помощью легко снять барьер в общении с гостем. Понятно, что вы разговариваете на общепринятом языке – английском, но демонстрируя знания о культуре другой страны, располагаете к себе клиента. Такой подход приносит очевидные плюсы: вы получаете больше денег или карьерный рост.


Какую роль играет образование при трудоустройстве в сфере гостеприимства?

Я всегда говорю, что вам дают ключ, чтобы открыть дверь. Когда вы зайдете в нее, значение будут иметь только способности.

Всегда, когда я устраивался на работу, диплом Les Roches был пропуском. И мне кажется, это базовый фильтр у работодателей. При наборе в Four Season на открытие было получено 500 резюме. Нереально же одному человеку просмотреть 500 резюме и сказать, кто лучше. Рекрутер просто ставит фильтр: например, люди, которые учились в топовых университетах. И сразу же из 500 остается 50. Потом смотрят на опыт работы, и в итоге на интервью приглашают всего 5 человек, из которых выбирают для себя топ-3. Уже эти топ-3 отправляются к генеральному директору, а он выбирает одного. И получается, что если у вас нет серьезного диплома, то вы не пройдете отбор даже на начальном этапе. Ну и все знают, что есть три топовых университета в гостиничном бизнесе.

Плюс, безусловно, здесь играет роль нетворкинг. Вы можете приехать на встречу выпускников, которая проводится каждые пять лет, встретиться с людьми, которые лет на двадцать-тридцать старше и уже работают на самых высоких позициях. Как вы в обычной жизни встретитесь с ними? Практически никак. Вы не позвоните президенту глобальной сети отелей и не скажете ему: «Привет, давай выпьем кофе». А тут вы с ним просто общаетесь и говорите о своих мечтах, обмениваетесь контактами.

Вообще, сообщество выпускников – это отдельная вселенная. Мои однокурсники сейчас уже находятся на руководящих должностях в больших сетевых отелях, и, если я чего-то не знаю, могу просто позвонить и спросить: «Как бы ты посоветовал мне сделать: вот так или вот так?». И получаю ответ: «Делай вот так, всё будет нормально. У нас есть такой опыт». Это некий коллективный мозг.


Повлияло ли обучение на Ваше мировоззрение?

Когда я приезжаю в гостиницы в других странах, обязательно обращаю внимание на детали. Я знаю, как нужно забронировать номер так, чтобы было максимально выгодно и эффективно. Понимаю, где что происходит, знаю, например, что, если рассчитываешь на апгрейд, нельзя бронировать первую категорию, потому что вторая категория, до которой тебя поднимут, всегда промежуточная, и, по сути, ничем не отличается от первой, она просто существует для увеличения цены.

Или, например, если вы забронировали номер через Booking.com, а не напрямую, то гостиница заплатила сервису 15% комиссии, и вы, соответственно, ей становитесь менее интересны как клиент, и, если возникнут проблемы, администраторы направят вас обратно к агрегатору.

Зато если вы бронируете напрямую через сайт отеля, звоните и говорите: «У нас годовщина свадьбы», – они вам, допустим, подарят фрукты. И вот эти маленькие фишки делают пребывание максимально приятным, появляется чувство, что окупилось какое-то полученное знание.


На Ваш взгляд, чего ожидать от индустрии гостеприимства после пандемии?

Сейчас в России очень много делается для того, чтобы придать новый импульс внутреннему туризму.

Многие уже обратили внимание на российские города и путешествуют по России: Волгоград, Краснодар, Сочи, Москва, – и, думаю, география будет расширяться. Сочи уже не такой, каким он был в 1998 году, когда бабушки семечками торговали на набережной; город развивается, открываются классные заведения, которые по качеству услуг и сервиса не уступают зарубежным.

И самое интересное, что люди, которые открывают эти заведения, – молодые предприниматели, которые горят индустрией и видят нишу. Появилось много новых форматов. Так, за последние два года расцвела индустрия глэмпинга. Вход на этот рынок максимально низкий по затратам, а спрос высокий.

Мне хочется, чтобы в России появились предприятия, которые стали бы привлекательными для лучших профессионалов, чтобы у них не возникало желание ехать за карьерой и заработками в Эмираты.

В Грузии есть гостиницы Rooms. Люди приезжают в страну из-за границы, просто чтобы пожить в них, потому что там все сделано реально очень круто. Это пример того, как группа ребят подняла индустрию туризма в отдельно взятой стране. Мы же тоже так можем! У нас гораздо больше возможностей. Мы должны сплотиться и создавать великое.

На самом деле, если поговорить с другими ребятами из Glion или Les Roches, все они думают о бешеном развитии, о большом росте, о достижении каких-то неимоверных вещей.


30 апреля / 2021

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ