Самое главное – не переучивать самим и не позволять переучивать ребенка кому-то другому. Последствиями переучиванию могут быть заикание, дислексия, дисграфия, энурез, нервные тики, перепады настроения и другие.
Первокласснику-левше необходимо создать максимально комфортные условия для обучения, в том числе и организовать соответствующее рабочее место.
Особое внимание стоит уделить письму: по информации Анны Семенович, кандидата психологических наук, доцента, профессора МГППУ, – среди детей, испытывающих трудности в овладении письмом, доля леворуких составляет до 70%. Эксперты рекомендуют использовать специальные прописи для левшей. В них демонстрационный материал располагается с правой стороны листа для расширения зрительной зоны, есть дополнительные пометки, обозначающие начало и направление написания букв, строк, вводится написание букв без наклона, а элементов букв – с отрывом ручки от бумаги.
Также принципиально важное значение имеет подбор письменных принадлежностей. Леворуким детям больше подходят специальные шариковые ручки с особой изогнутой формой. Пригодятся и специальные накладки, позволяющие правильно фиксировать ручку в пальцах и формировать корректный захват.
Ответственно нужно отнестись и к подбору удобного типа удержания карандаша или ручки, расположению тетради и руки при письме, чтобы обеспечить правильную позу и свободное движение пишущей руки. Свет должен падать справа.
Левшам Марьяна Безруких не рекомендует безотрывное письмо. По ее мнению, оно вынуждает ребенка выполнять неестественные движения, например, прописывать часть элементов по уже написанной линии. Все это осложняет процесс письма, делая его напряженным и неэффективным.
Также стоит обратить внимание и на скорость письма – у леворуких детей и здесь есть свои особенности. Ольга Шелопухо, кандидат психологических наук, рассказывает, что временная структура движений при письме у леворуких и праворуких детей различна. Если учитель произносит «пиши быстрее», увеличивается не скорость движения, а сокращаются паузы, а значит, ухудшается качества письма: может нарушиться конфигурация букв и цифр, соотношение элементов, возникнуть тремор, ненужные штрихи, зеркальные ошибки, – нарушения, не свойственные детям при комфортном темпе.
У леворуких детей могут возникнуть сложности при вырезании. Эксперты рекомендуют использовать ножницы, которые имеют специальную форму колец, «перевернутых» в «правильную» сторону. К полезным принадлежностям можно отнести и точилку для левшей, в которой лезвия перевернуты в обратную сторону, чтобы леворукий ребенок мог заточить карандаш, вращая его, как и правша, от себя.
Леворуким детям за партой лучше сидеть с правшами, соответственно, с левой стороны, чтобы «соседи» при письме не бились локтями друг с другом. Предпочтительно, чтобы парта находилась в крайнем правом ряду, а доска была слева.
На данный момент в России отсутствует комплексные методики обучения леворуких детей, учитывающие особенности развития и трудности, с которыми сталкиваются левши. При этом их число стремительно растет, а вся нагрузка зачастую ложится на плечи родителей. Поэтому членам семьи, в которой есть леворукий ребенок, важно знать, понимать и принимать особенности его психо-физиологического развития, организовать дома комфортную среду и подходящее рабочее пространство, быть готовыми к возникновению возможных трудностей в обучении, а также понимать, каким образом взаимодействовать с учителями.