Как учатся студенты на Liberal Arts?
Небольшие классы, мультидисциплинарный подход и развитие навыков критического мышления – вот отличительные черты американской системы академического образования Liberal Arts.
В университетах свободных искусств зачастую студенты первого года обучения учатся в группах, где 5-6 человек работают напрямую с преподавателем (в отличие от большинства исследовательских университетов, где в классах первого и второго годов обучения может быть около 1000 учащихся).
В свою очередь, от студентов здесь ожидают активного участия в обсуждениях, отстаивания своей точки зрения в дискуссиях с однокурсниками и даже профессорами, выражения своего собственного мнения и уникального понимания проблемы. Преподаватели не воспринимаются как всезнающие божества, а скорее, как координаторы, роль которых состоит в том, чтобы ставить перед студентами задачу, помогать анализировать материал, как можно глубже погружаться в проблематику, размышлять над темой, осознавать собственное мнение и оценивать свою непредвзятость.
Междисциплинарный подход в академическом образовании также подразумевает, что в классе могут быть студенты разных культур, специальностей, иногда даже с полностью противоположными точками зрения на одну и ту же проблему. Например, в классе по изучению изменения климата студент бизнес-специальности может оценивать данную тему с экономической точки зрения, которая будет значительно отличаться от взглядов студента, изучающего биологию и рассматривающего кейс с точки зрения охраны окружающей среды, и студента факультета международных отношений, для которого важны политические последствия для договора об ограничении выбросов и торговли квотами. Студент из Бразилии, реально пострадавший от вырубки лесов в Амазонии, несомненно, просветит консервативного американца со Среднего Запада, который, возможно, сначала вообще не оценит актуальность данного вопроса.
Обучение в системе, основанной на дискуссиях и критическом мышлении, само по себе достаточно сложно для восприятия иностранных студентов, перешедших из другой образовательной системы, ориентированной на восприятие преподавателя и его слов как важнейшего элемента учебного процесса. Обычно международным студентам предлагают пройти годовые подготовительные программы (Foundation или Pathway): они помогают адаптироваться к академическим, языковым и культурным требованиям их новых альма-матер.
В Университете Дрю (Drew University) действует уникальная в своем роде подготовительная программа, рассчитанная на 2 года, в которую входит дополнительная академическая и языковая поддержка для иностранных студентов. Данная программа Pathway дает то же количество учебных кредитов, что и на программе бакалавриата, - то есть, в итоге не увеличивает общую продолжительность обучения. Ее главная задача - помочь международным студентам в адаптации к новому для них подходу в обучении и привыкании к новой реальности, где совершенно нормально бросать вызов преподавателю и выражать свое личное мнение по вопросу (в некоторых странах подобное поведение может быть воспринято в лучшем случае как неуместное, в худшем – даже стоить им жизни).
Университеты Liberal Arts сильно сосредоточены непосредственно на процессе обучения студентов на бакалавриате. Многие преподаватели получают столько же радости и профессионального удовлетворения от трансформации неуверенного первокурсника в профессионала, сколько и от публикации очередной научной статьи.