Бакалавр свободных искусств и наук: как не ошибиться с выбором специальности

Liberal Arts | Опыт студента
Яна Цыпцына
Forbes Education Contributor
выпускница факультета Liberal Arts СПбГУ, магистратуры Оксфорда, журналист,
эксперт по образованию за рубежом
Когда меня спрашивают, кто я по образованию, всегда с гордостью отвечаю бакалавр свободных искусств и наук (Bachelor of Liberal Arts). Это, конечно, небольшое лукавство, ведь специальность в дипломе тоже прописана строкой ниже – литературоведение. Как вообще объяснить родителям и друзьям, а главное – работодателям, что такой диплом означает? Ведь при поступлении в университет я сама узнала про свой факультет абсолютно случайно, когда в 11 классе листала каталог СПбГУ (Санкт-Петербургского государственного университета) и выбирала запасные варианты с вступительными предметами ЕГЭ по истории и английскому языку. Об этой случайности я никогда не жалела, ведь у Liberal Arts (Свободные искусства и науки) множество преимуществ перед классической системой образования, критичных для многих абитуриентов.
Постоянная возможность выбирать

Более 70% школьников в России не знают, кем хотят стать в будущем. Они поступают в университет либо на специальности, которые за них выбирают родители, либо на те, что кажутся в определенный момент актуальными. В итоге только 27% россиян работают по специальности. А скольким действительно нравится их работа? В 17-18 лет человеку только со школьным опытом практически невозможно определиться со своей будущей профессией. И в этом случае Liberal Arts – идеальный выход из ситуации, ведь эта система образования позволяет отложить выбор специальности почти на два года.

В российских реалиях Liberal Arts – это вуз внутри вуза. При поступлении студент выбирает саму систему образования, профиль же определяется в течение двух лет обучения, за которые можно попробовать сразу несколько специальностей. Я поступила на факультет свободных искусств и наук с мыслью, что после второго курса погружусь в международные отношения, но вышла из университета специалистом по литературе. И это не самая радикальная смена курса: один молодой человек на моем потоке пришел ради профиля «музыка», которой он уже не один год занимался профессионально, а выпустился программистом. Вся прелесть этой системы образования – в постоянной возможности выбирать.


Слишком много свободы?

Со стороны может показаться, что у студентов Liberal Arts слишком много отвлечений: как можно по-настоящему выучиться на какую-то специальность, если начинаешь ей заниматься только после второго курса, а при этом еще и все четыре года сам выбираешь себе предметы и составляешь расписание? На самом деле, в этой системе образования есть свои правила и ограничения, которые позволяют готовить всесторонне эрудированных специалистов. С первого дня в университете на программе Liberal Arts студенты погружаются в то, как устроен мир образования: моему факультету в СПбГУ потребовалось три дня ориентационных мероприятий, чтобы объяснить нам, как мы будем учиться, а в Бард-колледже (Bard College, США), куда я дважды ездила по обмену, целую неделю нам рассказывали, как у них все устроено.


Правила игры

Несмотря на то, что ответственный выбор будущей профессии удается отложить на время, вчерашним школьникам приходится брать на себя другую ответственность: самим организовывать учебный процесс. Все стремятся сделать это так, чтобы за 4 года в университете не только извлечь максимум знаний и пользы, но еще и развлечься: допустим, пойти на актерский курс или на курс по антропологии смеха. У студентов каждого года правила «игры» разные: первокурсники на протяжении года раз в неделю слушают обязательный цикл лекций по введению в гуманитарные науки, второкурсники, единственные, могут выбирать все свои предметы совершенно случайным образом, на третьем курсе есть обязательные семинары по выбранному профилю, а на четвертом всех студентов готовят к государственным экзаменам и написанию диплома.

За все время учебы на факультете студент обязан прослушать хотя бы по одному курсу в рамках каждой из восьми «широт образования» (от литературы до естественных наук). Внутри каждой «широты» есть большой выбор предметов, среди которых можно найти курс на любой вкус. Также студент должен понимать, что в конце второго курса ему нужно будет пройти через «модерацию»: чтобы с третьего года обучения приступить к выбранному профилю, необходимо за первые два года успеть пройти определенное количество курсов, написать научную работу и защитить ее перед комиссией, которая решит, брать ли его в группу. Наш факультет выдает сразу два диплома (российский - СПбГУ и американский - колледжа-партнера), поэтому четверть предметов должна быть пройдена на английском языке.

В этой системе есть много нюансов, которые студенту постоянно приходится держать в голове, но уже после 6 месяцев учебы все встает на свои места, и абсолютно точно окупается теми знаниями, которые в рамках Liberal Arts можно получить за студенческие годы. Это всестороннее образование, которое не только знакомит студента сразу с восемью предметными областями, но и на каждую из них позволяет посмотреть под совершенно неожиданным углом. Например, нам всем приходилось закрывать нелюбимую многими математику, но для этого в доступе помимо обычного математического анализа был также курс «Философия математики» на английском языке. До «модерации», то есть до времени, когда нужно определиться со своей специальностью, можно успеть попробовать социологию, филологию, компьютерные науки, когнитивные исследования и многое другое. И это не метод «пальцем в небо»: все эти пробы пера расширяют кругозор, делают человека более эрудированным. Здесь невозможно не полюбить сам процесс получения знаний.


Нестандартный подход к обучению: свобода и равенство

Разнообразие изучаемых предметов – это еще не главный плюс. Гораздо важнее то, как эти предметы преподают. Система Liberal Arts не предполагает наличие лекций, только если в самом минимальном объеме. Учеба здесь – это постоянные семинары, обсуждение материала, сравнение мнений и впечатлений, теорий и трактовок. Нет правильных решений и ответов, каждый может быть прав. Преподаватели здесь не носители абсолютных истин, а скорее модераторы бесед. Все стараются друг друга слышать, чему способствует малочисленность групп, нетворкинг сокурсников, индивидуальный подход преподавателей. В таких условиях студенты учатся мыслить критически.

К занятиям-семинарам нужно готовиться заранее: изучить тему, прочитать нужный материал, ознакомиться с разными научными подходами, выполнить задания и постоянно писать эссе. Итоговые оценки по предмету выставляются на основании совокупности различных факторов: посещение занятий, участие в обсуждениях, выполнение домашнего задания, промежуточные тесты и итоговый экзамен. Становится очевидна важность самого процесса, студенты учатся работать самостоятельно и делать настоящие исследования. При постоянной необходимости выбирать предметы, этот выбор делается осознанно, всегда есть понимание, зачем ходишь на те или иные пары, студенты действительно заинтересованы в выбранном предмете, что особенно важно, когда учеба состоит из семинаров-обсуждений в небольших группах. Параллельно растет и уровень удовлетворенности преподавателей: они не читают одни и те же лекции несколько раз подряд огромным потокам обезличенных студентов. Преподаватели ведут каждый свой курс, в худшем случае, раз в год, и на этот курс набирается ограниченная группа студентов, с каждым из которых удается наладить личный контакт.

Еще немного статистики: почти половина россиян (45%) понимают, что диплом университета ничего не гарантирует, а трудоустройство зависит от опыта, полученного вне стен вуза. Сколько раз каждый из нас слышал от друзей и знакомых после собеседований: «У меня даже не спросили, на кого я учился»? Гораздо важнее то, какие знания, навыки и связи студент успевает приобрести за время учебы. На программе Liberal Arts гуманитарии могут получить базовые навыки программирования, а программисты, в свою очередь, учатся письменному переводу и ораторскому искусству. За счет междисциплинарного подхода в образовании студенты ищут решения поставленных перед ними задач не только в своих, но и в смежных дисциплинах. А за счет постоянного общения студентов друг с другом (на произвольно выбранных предметах первокурсник, например, запросто может попасть в одну группу с третьекурсником) и с преподавателями у выпускников появляется много полезных связей.


Будущее в настоящем

Меня, как и многих других, ни один работодатель до сих пор не спросил, какое первое высшее образование я получила. Но точно знаю, что те навыки и то видение мира, которые появилось после учебы на факультете свободных искусств и наук, помогли мне справиться с очень разноплановыми задачами на разных должностях.

Каждый день мир стремительно меняется, и Liberal Arts – это взгляд в будущее, в котором намного полезнее мыслить критически и разбираться сразу в нескольких областях, чем подробно изучать только одну сферу знаний, которая на следующий день может стать неактуальной или исчезнуть совсем.
Будущее в настоящем

Меня, как и многих других, ни один работодатель до сих пор не спросил, какое первое высшее образование я получила. Но точно знаю, что те навыки и то видение мира, которые появилось после учебы на факультете свободных искусств и наук, помогли мне справиться с очень разноплановыми задачами на разных должностях.

Каждый день мир стремительно меняется, и Liberal Arts – это взгляд в будущее, в котором намного полезнее мыслить критически и разбираться сразу в нескольких областях, чем подробно изучать только одну сферу знаний, которая на следующий день может стать неактуальной или исчезнуть совсем.



8 мая / 2020
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Будьте в курсе!
Получайте актуальную информацию о мероприятиях и новых материалах об образовании от Forbes Education.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных согласно 152-ФЗ. Подробнее