Нестандартный подход к обучению: свобода и равенство
Разнообразие изучаемых предметов – это еще не главный плюс. Гораздо важнее то, как эти предметы преподают. Система Liberal Arts не предполагает наличие лекций, только если в самом минимальном объеме. Учеба здесь – это постоянные семинары, обсуждение материала, сравнение мнений и впечатлений, теорий и трактовок. Нет правильных решений и ответов, каждый может быть прав. Преподаватели здесь не носители абсолютных истин, а скорее модераторы бесед. Все стараются друг друга слышать, чему способствует малочисленность групп, нетворкинг сокурсников, индивидуальный подход преподавателей. В таких условиях студенты учатся мыслить критически.
К занятиям-семинарам нужно готовиться заранее: изучить тему, прочитать нужный материал, ознакомиться с разными научными подходами, выполнить задания и постоянно писать эссе. Итоговые оценки по предмету выставляются на основании совокупности различных факторов: посещение занятий, участие в обсуждениях, выполнение домашнего задания, промежуточные тесты и итоговый экзамен. Становится очевидна важность самого процесса, студенты учатся работать самостоятельно и делать настоящие исследования. При постоянной необходимости выбирать предметы, этот выбор делается осознанно, всегда есть понимание, зачем ходишь на те или иные пары, студенты действительно заинтересованы в выбранном предмете, что особенно важно, когда учеба состоит из семинаров-обсуждений в небольших группах. Параллельно растет и уровень удовлетворенности преподавателей: они не читают одни и те же лекции несколько раз подряд огромным потокам обезличенных студентов. Преподаватели ведут каждый свой курс, в худшем случае, раз в год, и на этот курс набирается ограниченная группа студентов, с каждым из которых удается наладить личный контакт.
Еще немного статистики: почти половина россиян (45%) понимают, что диплом университета ничего не гарантирует, а трудоустройство зависит от опыта, полученного вне стен вуза. Сколько раз каждый из нас слышал от друзей и знакомых после собеседований: «У меня даже не спросили, на кого я учился»? Гораздо важнее то, какие знания, навыки и связи студент успевает приобрести за время учебы. На программе Liberal Arts гуманитарии могут получить базовые навыки программирования, а программисты, в свою очередь, учатся письменному переводу и ораторскому искусству. За счет междисциплинарного подхода в образовании студенты ищут решения поставленных перед ними задач не только в своих, но и в смежных дисциплинах. А за счет постоянного общения студентов друг с другом (на произвольно выбранных предметах первокурсник, например, запросто может попасть в одну группу с третьекурсником) и с преподавателями у выпускников появляется много полезных связей.