Менторство как инвестиция

Как устроены программы поддержки студентов в США

Автор Forbes Russia Education
тренер по коммуникации, карьерный консультант в Центре карьерного и профессионального развития Университета Штата Юта

«Находите хороших менторов» - самый частый совет, который я слышу от рекрутеров, преподавателей и экспертов в карьерном центре крупного американского университета.

Всё больше колледжей и краткосрочных образовательных курсов создают всевозможные менторские программы для адаптации и социализации студентов. Виды и цели менторских программ бывают разные: некоторые направлены на поддержку студентов определённой этнической или социальной группы, другие помогают улучшить оценки, наладить жизнь на кампусе или предоставить возможности для карьерного роста.

Зачем университетам инвестировать большие ресурсы в подобные программы? Одним из ключевых показателей уровня образовательного учреждения является процент выпустившихся студентов (в переводе с англ. graduation rate). Процент выпустившихся студентов в таких топовых университетах, как Гарвард, Стенфорд, MIT выше 94%, в то время как средний показатель на рынке образования – 63% по данным Национального Центра Статистики в Образовании. Чем выше эта цифра, тем более высокое место университет занимает в рейтингах. За последние 30 лет было проведено большое количество фундаментальных исследований, которые выявили связь между наличием менторских программ и процентом выпустившихся студентов в университетах. Чем лучше налажены менторские программы, тем вероятнее, что студенты пройдут процесс обучения до конца. Для университета это означает хорошие финансовые и репутационные показатели.


Какие бывают менторы

Традиционно менторские отношения можно было разделить на формальные и неформальные. Неформальные менторы могли быть нашими учителями, родителями, старшими коллегами, друзьями. Ментор – более опытный человек, который передаёт своему подопечному – менти (от англ. mentee) свой опыт, знания, навыки и связи для достижении личных и профессиональных целей. Если задуматься, в жизни каждого из нас был человек, который в какой-то период жизни помогал нам с решением определённых задач. Такие менторские отношения начинаются спонтанно, протекают естественно и не формализуются.

Формальные менторские отношения возникают в результате участия наставников и подопечных в менторских программах в учебных учреждениях, каких-то организациях или на рабочем месте. У таких менторских программ есть чёткая структура, задача и цели. Формальные менторские отношения обычно регулируются определёнными ожиданиями, которые накладываются как на наставника, так и на подопечного. Встречи с ментором и спектр тем, которые могут на них обсуждаться, регулируются организацией.
Менторские программы в университетах

Программы поддержки студентов профессиональными менторами, которые оказывают помощь в постановке личных, академических и профессиональных целей, а также выработке стратегии их достижения, существуют в каждом крупном учебном заведении США. С ментором можно встретиться в любом месте на кампусе, написав ему смс-сообщение. Подобные системы поддержки особенно полезны иностранным студентам, потому что менторы могут рассказать об огромном количестве полезнейших ресурсов на кампусе, о которых студент-иностранец может не знать.

Прогуливаясь по американскому университету, можно заметить, что на кампусе в основном работают сами студенты. Если раньше эти вакансии были частью программ студенческого трудоустройства (в переводе с англ. Work Study Program) и являлись не более чем удобной возможностью для студента подработать прямо в университете, то сейчас многие департаменты трансформируют эти программы в амбассадорские или менторские. Большой популярностью в образовательных учреждениямх США пользуется модель обучения «равный-равному» (в переводе с англ. peer-to-peer). Согласно этой модели, студенты обучаются наиболее эффективно не у профессионалов, а у таких же студентов. Нанимая и обучая студентов-менторов , департаменты надеются на то, что представители студенческого комьюнити смогут гораздо лучше понять нужды других студентов и предоставить им более качественные услуги.

Менторские программы распространены не только в крупных учебных заведениях. Буткемпы (прим. краткосрочные технические образовательные программы) также активно интегрируют менторов-экспертов в процесс обучения и используют этот факт как главный маркетинговый козырь, пытаясь отстроиться от конкурентов – колледжей и университетов. Менторы-практики на таких курсах играют центральную роль в обучении актуальным и востребованным навыкам. Отличие буткемпов от традиционного университетского образования заключается как раз в том, что буткемпы быстро адаптируются к современным вызовам рынка труда, постоянно сверяя и изменяя учебные планы в соответствии с запросами индустрии.
    Новый вид менторства

    В последнее время популярность приобретает новый вид менторства – полуформальный. Такой вид менторских отношений можно начинать с любым интересующим вас человеком. Обычно это эксперт в определённой сфере, с которым студент не пересекается напрямую на работе или учёбе. Отстранённость от места учёбы и работы даёт ментору возможность более объективно оценивать менти и видеть ситуацию с другого угла. Ментором может выступать бывший преподаватель, начальник или старший коллега. Многие студенты предпочитают работать с ментором-экспертом, состоявшимся в определённой сфере. Задача эксперта - помочь студенту выстроить академический и карьерный путь, развить личные и профессиональные навыки. Менти может просить ментора оценивать его работу или действия, давать честный фидбек.
    Как правильно выбрать ментора

    Поиск ментора, с которым работа будет эффективна и комфортна – длинный путь. Нужно быть готовым, что правильный наставник найдётся не сразу. Прежде чем искать человека, нужно понять, чему мы хотим научиться в результате работы с ментором и какая финальная цель стоит перед нами. Ментор – ролевая модель, к которой мы стремимся. Это человек, который должен вызывать восхищение и уважение. Важно, чтобы стиль общения ментора был комфортен и не вызывал неприятных эмоций. Дополнительными критериями, по которым можно оценивать потенциального ментора, могут быть:
    • опыт в интересующей сфере,
    • схожий жизненный и академический путь,
    • наличие времени и желание работать с менти.
    Обязательства менторских отношений

    Полуформальные менторские отношения накладывают на обе стороны определённые обязательства. Ментор должен регулярно выделять время для встреч с менти. Это могут быть личные или онлайн-встречи с регулярностью, которая устраивает обоих. Важно договориться изначально о формате и регулярности встреч. Поскольку время ментора очень ценно, менти должен готовиться к каждой встрече: обозначать задачи для сессии, прописывать вопросы, а также выполнять задания и применять рекомендации, которые были даны ранее.
      Как попросить эксперта стать ментором

      Ментором может стать как знакомый, так и изначально незнакомый человек. Прежде чем просить эксперта стать ментором, нужно хорошо его узнать и понять, насколько продуктивны могут быть эти отношения. Знакомство друг с другом может занять от пары недель до нескольких месяцев. Начать коммуникацию с потенциальным ментором можно написав ему письмо, принципы которого описаны в статье о нетворкинге.

      Если после продолжительного взаимодействия менти понимает, что действительно хотел бы учиться у этого ментора, нужно прямо попросить эксперта стать ментором. В предложении о начале менторских отношений важно рассказать эксперту, почему менти выбрал именно его и какие конкретно навыки и цели преследует менти, инициируя менторство.

      Менторские отношения – большая инвестиция сил и времени с обеих сторон, поэтому к отказу эксперта стать ментором нужно отнестись с пониманием.
        Зачем это нужно ментору

        По мнению некоторых экспертов, самыми востребованными навыками в 2021 году являются установка на личностный рост, непрерывное обучение и коучинговый способ мышления. Наставнические отношения развивают эти качества как у менти, так и у ментора.

        Помимо получения внутреннего удовлетворения от оказания помощи и развития потенциала другого человека, менторство даёт эксперту возможность улучшить свои коммуникативные и лидерские качества. Для молодых экспертов, желающих получить продвижение, менторство может стать первым шагом к получению управленческих обязанностей. Успехи работы с менти отлично смотрятся в резюме и можно использовать при прохождении собеседования на работу.

          Менторские отношения - вид социальных связей, которые снижают тревожность, повышают уверенность в себе и общий уровень удовлетворённости и счастья. Ищите менторов и будьте ими!



          06 августа / 2021
          МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ