Новых элитных университетов практически не существует.
Это связано как с резилентностью университета как института, так и с довольно объективными вещами: чем дольше университет существует, тем сильнее его сообщество выпускников и тем больше его эндаумент. С чуть более чем 900 выпускниками (многие из которых сами работают в Минерве) компании сложно будет стать "элитным" университетом в том же классе быстро (как минимум, по меркам венчурных инвесторов). Еще сложнее будет это сделать в условиях пандемии — как оказалось, студенты даже элитных университетов не готовы платить столько же за онлайн-обучение. Если университеты начнут снижать фактическую стоимость обучения (через гранты, дешевые кредиты или иные инструменты), то Минерве будет еще сложнее конкурировать, учитывая, что стоимость года обучения в ней в разы выше топовых университетов континентальной Европы и сравнима со стоимостью обучения для местных студентов в государственных университетах США. Возможно поэтому, в дополнение к своей попытке создать собственный университет, Минерва сфокусировалась на лицензирование технологии и совместное производство корпоративных и коротких программ для организаций и университетов, включая элитные школы типа Беркли.
Кроме того, как показал опыт перехода ведущих университетов в онлайн в последние несколько месяцев, технология имеет меньшее значение, чем дизайн программ и способность преподавателя увлечь своих студентов. Университеты, в том числе элитные, медленно, со скрипом, но учатся переводить свои основные программы в онлайн — у преподавателей просто нет выбора, особенно тех, кто не имеет возможности учить корпорации и топ-менеджеров. Свою нишу быстро захватывают более массовые конкуренты Минервы: University of the People (с набором в 10 раз больше), Coursera, которая вышла на рынок полноценных магистерских программ, 2U и множество онлайн-университетов с неоднозначной репутацией, но низкими ценами.
Минерва разработала собственную платформу для онлайн-семинаров (которая, судя по скриншотам, мало отличается от продвинутого функционала Zoom). Эта платформа не выглядит важным конкурентным преимуществом, в отличие от огромного количества качественно разработанных программ, учебных планов и материалов. Это кажется ключевым активом Минервы. Главный вопрос — насколько он ценен. Очевидно, что азиатские инвесторы, а в последних двух раундах участвовали только они, увидели ценность. Учитывая то, что в Азии спрос на образование превышает предложение, можно предположить, что американский университет с качественным образовательным продуктом и умным позиционированием может быть успешен на этом рынке. Но не стоит ожидать, что он будет единственным — частные, коммерческие университеты США будут искать возможности для монетизации, когда неминуемо в силу политического давления иссякнет поток в виде гарантированных и субсидированных государством кредитов.
Безусловно, Minerva Schools at KGI прошла большой путь от 28 студентов в 2014 году до класса в 139 студентов в 2019 году. Одна поддержка Ларри Саммерса, Президента Гарвада, возглавившего консультационный совет проекта в 2013 году, стоит многого. При этом, сам бизнес, скорее, напоминает то, что произошло с Segway: это чудо техники, привлекшее внимание Стива Джобса, Джеффа Безоса, Джорджа Буша и ведущих венчурных инвесторов Долины, оказалось мало кому нужно, хотя и решало важную задачу городской мобильности. В итоге немногие проданные сегвеи заняли лишь микроскопическую нишу развлекательного транспорта для городских туристов, а пришедшие им на смену простые электрические скутеры, решающие ту же задачу, но существенно менее технологичные, легли в основу целой новой индустрии.