В современном мире это лучше делать не в конверты, а на разные счета, поясняет Андрей Иванов: «Эксперимент показал, что, если одной группе детей дать деньги наличными, а другой положить на карту, наличные расходуются быстрее, чем деньги на карте». Карманные деньги не надо привязывать к успехам в учебе. Поощряйте деньгами, например, если ребенок будет выполнять какую-то дополнительную домашнюю работу.
С детьми постарше, 15–17 лет, можно обсуждать более глобальные вещи, что у семьи есть накопления и рано или поздно им придется этот капитал унаследовать.
Здесь важно объяснить, как сберечь капитал, как защитить и как увеличить. Для наглядности Андрей Иванов привел пример:«У нас дома валяется электрогитара, которая была куплена год назад сыну, чтобы играть рок, после чего он увлекся другой музыкой. Я ему всегда говорю: «Это твой затратный актив: он стоит дорого, занимает место. Если ты явно потерял к этому интерес, продай его на "Авито" и вырученные деньги инвестируй во что-то другое. Желательно купи себе какую-нибудь акцию. Она может вырасти в цене, и ты тем самым переведешь этот актив из затратного в работающий».
Чтобы инвестировать в ликвидные активы, ребенок должен усвоить принципиальные моменты.
Определить цели и стратегию
Чаще всего, если начинаешь разговор об инвестициях, даже взрослые говорят: «Моя цель — заработать много и так, чтобы ничего не падало». Так это не работает, потому что для разных целей своя стратегия.
Определить стиль
Стиль зависит от психотипа, всего их три:
· игроки — это люди, склонные принимать эмоциональные решения, делать много транзакций на очень крупные суммы. Из таких людей теоретически вырастают неплохие трейдеры, если выработают стратегию и дисциплину;
· рантье — это люди, которые внутренне не приемлют риска, какого-либо снижения активов. Для них главное, чтобы всё было стабильно, постепенно и прогнозируемо;
· инвесторы — это люди, которые просчитывают риски, собирают портфель, воспринимают инвестирование как интересное интеллектуальное занятие. На длинных дистанциях они добиваются своих целей.
«Даже на инвестировании в акции, которые могут быть достаточно волатильными, ребенок может усвоить принципы всего за один год. Помогать ребенку извлекать полезный опыт из собственных ошибок должен ментор со стороны родителей либо консультант. Даже если ребенок не станет инвестором, он будет понимать соотношение риска и доходности, разовьет правильное отношение к деньгам и дисциплину в работе с ними», — объясняет Андрей Иванов.