«Невредные советы»: настольная книга для тех, кто находится в начале карьерного пути

Редакция Forbes Russia Education
Издательство «Альпина PRO» выпустило книгу «Карьера? Легко! Невредные советы, как найти свою вершину и покорить ее». Авторы книги Оксана Айсина и Игорь Морозов создали пособие для молодых людей, находящихся в начале карьерного пути. Обобщив собственный опыт, опыт знакомых и известных людей, они рассказали, как продвигаться по карьерной лестнице, какие навыки для этого необходимы и какую роль в этом играет образование, а также что важно учитывать, выстраивая отношения с руководством и коллегами и как грамотно организовывать работу. Авторы утверждают: при том, что профессиональная карьера и заработок играют большую роль в жизни человека, стремясь к ним, важно не потерять себя.

С разрешения издательства «Альпина PRO» Forbes Education публикует отрывок из главы «Образование: Что оно дает? Здесь или там?».
«Учиться надо там, где собираешься жить!
Мы знали большое количество людей с престижными дипломами зарубежных бизнес-школ, которые затерялись ЗДЕСЬ на вторых-третьих ролях. Проучившись ТАМ и переехав на работу СЮДА, вы полностью меняете окружение. Как правило, человек оказывается в социальном вакууме. Для возобновления контактов потребуется время, ведь те, с кем вы учились и кто входил в ближайший круг вашего общения, остались ТАМ. К тому же, кроме учебы, вас с ними объединяли общие профессиональные интересы. Быстро набрать такие контакты в другой стране невозможно. Рано или поздно они, конечно, появятся, но на это потребуется время, время, время. Это уже не то.

Естественно, из всякого правила есть исключения. Например, некий успешный бизнесмен, окончивший LBS (London Business School, входит в пятерку лучших бизнес-школ мира). Почему он стал успешным? Потому что он учился в LBS или потому что он, например, сын известного отца? На этот вопрос мы не можем ответить ни в положительном, ни в отрицательном аспекте.

Нельзя пройти мимо примера известной бизнес-вумен Б. из списка Forbes. Она не оканчивала LBS, что не помешало ей достичь таких вершин, которых, мы думаем, не достигнешь, окончив десять таких бизнес-школ. Да, сейчас обучение ТАМ стало очень проблематичным, но это не должно огорчать будущих студентов. Еще раз обратим внимание на Б. Много гениев из разных областей рождает российская земля. Главное — стремиться и пытаться.

Про пожизненное обучение мы уже говорили. Это не значит, что всю жизнь необходимо получать все новые и новые дипломы, однако еще одно образование не помешает. Можно краткосрочное, можно МБА. Это займет от силы пару лет, но очень хорошо зарекомендует вас в глазах руководства. Одно образование сегодня, да еще не по профилю деятельности, а сейчас такое встречается сплошь и рядом, это моветон. Ну если вы, конечно, не являетесь гением бизнеса типа опять же Б. Если вы посмотрите краткое перечисление регалий успешных людей, то увидите, что у всех у них есть высшее образование и в 99% случаев либо второе, либо дополнительное престижное.

Один из авторов книги как-то присутствовал на бизнес-мероприятии, будучи уже в довольно приличном возрасте, но еще на уровне чуть выше менеджера среднего звена. Подошел участник мероприятия, потенциальный клиент. Как принято, представились друг другу, обменялись визитками, он заинтересовался нашей деятельностью и спросил: «Какое у вас образование?» Может быть, это не совсем корректно звучит, но такой вопрос имеет место быть, и ответ на него может сильно повлиять на ваше положение. Поэтому лучше заранее позаботиться об этом.

Коснемся жизненного пути нашего упомянутого автора. Это человек self-made, прошедший путь от рядового сотрудника до руководителя бухгалтерской службы огромной корпорации, а затем и до вполне успешной бизнесвумен. Поступить после школы в престижный вуз не получилось: конкурс был слишком большой, а у родителей не было денег, чтобы поспособствовать этому или определить дочь на платный факультет. Но получить образование было необходимо, так как, будучи умным человеком, наша героиня не собиралась всю жизнь проработать менеджером (сейчас так обычно называют продавцов, звучит престижней, а секретарш — офис-менеджерами, тоже очень красивое слово) или официанткой, поэтому она поступила в обычный государственный вуз. На этапе становления карьеры явно ощущался недостаток регалий, присваиваемых престижными учебными заведениями. Биографии разных известных личностей, в том числе наших топ-менеджеров, помимо информации о базовом высшем образовании, содержали перечисления различных профильных сертификатов и дипломов: о втором образовании, кандидатские, EMBA, ФСФР, CFA и т. д. и т. п. Пришлось получить дипломы и сертификаты (ЕMBA и ФСФР), и карьера пошла в гору без всяких LBS.

Финансовый мир напичкан кучей различных требований к работникам. Требования эти сводятся к тому, что помимо базового образования вы должны иметь всевозможные сертификаты, подтверждающие вашу квалификацию в различных областях (уже упоминавшиеся аттестаты ФСФР, CFA и прочие). Причем их наличие носит обязательный характер. Вас не возьмут на желаемую должность, если не будет соответствующих «корочек».

На это следует обратить внимание, и, чтобы не терять время, лучше получить нужные сертификаты в начале карьерного пути, как предлагают BIG-4, (поначалу зарплата в этих компаниях невысокая, но, работая там, вы имеете возможность получить престижные сертификаты за небольшие деньги, и хотя на сегодняшний день это неактуально ввиду ухода BIG-4, но это не меняет самого принципа). Как мы уже говорили, наш автор получила аттестаты ФСФР и MBA позже, при этом базовый вуз остался прежним, что не помешало ее карьере. Однако на основании личного опыта можем заявить авторитетно, что, если бы дополнительные сертификаты были получены раньше, это существенно сократило бы путь к сияющим высотам, где обитают управленцы высшего звена, с соответствующими окладами, корпоративами для избранных и т. д.

Еще раз отметим, что получать надо сертификаты, наличие которых является обязательным условием для занятия той или иной должности. Сертификат о прохождении коучинга по таймингу или по выработке лидерских качеств таковыми, конечно же, не являются.

Кроме того, важно четко понимать, для чего и куда вы идете учиться. Ведь можно заниматься и самообразованием — дома, в машине, в пути. Очень удобный ресурс — аудиокниги. Один из наших авторов, например, засыпает с аудиокнигой, занимается спортом с аудиокнигой, прогуливается с аудиокнигой. Таким образом коллекция прослушанных книг увеличивается гораздо быстрее, чем коллекция прочитанных. О чтении тоже не надо забывать. Читать книгу на бумаге — особое удовольствие и особое восприятие.

В последнее время на рынке появилось множество онлайн-курсов. Этот печальный факт мы подробнее обсудим в следующей главе, а сейчас лишь заметим, что не надо попадать в ловушку рекламы и выбрасывать на ветер деньги и время. Часто мы покупаемся на маркетинговый ход. Прежде чем купить курс, проведите исследование: действительно ли автор этого курса является экспертом? Какой у него опыт, имеет ли он право на то, чтобы учить вас «как надо»? Часто люди, которые не имеют детей, дают молодым мамам советы, как вести себя с ребенком. Так же и человек, не работавший на серьезных должностях в серьезных корпорациях, не может и не должен учить правилам построения карьеры, а человек, никогда не имевший своего бизнеса, — учить предпринимательству. Внимательно смотрите, какой опыт у эксперта, который ведет курс, какого года курс, обновлялся он или нет, что вы получите на выходе.

Дважды два, как известно, четыре: как человек, не работавший на серьезных должностях в серьезных корпорациях, не может научить правилам карьерного роста, так и человек, не имевший своего дела, не научит ведению бизнеса.
«Учиться надо там, где собираешься жить!
Мы знали большое количество людей с престижными дипломами зарубежных бизнес-школ, которые затерялись ЗДЕСЬ на вторых-третьих ролях. Проучившись ТАМ и переехав на работу СЮДА, вы полностью меняете окружение. Как правило, человек оказывается в социальном вакууме. Для возобновления контактов потребуется время, ведь те, с кем вы учились и кто входил в ближайший круг вашего общения, остались ТАМ. К тому же, кроме учебы, вас с ними объединяли общие профессиональные интересы. Быстро набрать такие контакты в другой стране невозможно. Рано или поздно они, конечно, появятся, но на это потребуется время, время, время. Это уже не то.

Естественно, из всякого правила есть исключения. Например, некий успешный бизнесмен, окончивший LBS (London Business School, входит в пятерку лучших бизнес-школ мира). Почему он стал успешным? Потому что он учился в LBS или потому что он, например, сын известного отца? На этот вопрос мы не можем ответить ни в положительном, ни в отрицательном аспекте.

Нельзя пройти мимо примера известной бизнес-вумен Б. из списка Forbes. Она не оканчивала LBS, что не помешало ей достичь таких вершин, которых, мы думаем, не достигнешь, окончив десять таких бизнес-школ. Да, сейчас обучение ТАМ стало очень проблематичным, но это не должно огорчать будущих студентов. Еще раз обратим внимание на Б. Много гениев из разных областей рождает российская земля. Главное — стремиться и пытаться.

Про пожизненное обучение мы уже говорили. Это не значит, что всю жизнь необходимо получать все новые и новые дипломы, однако еще одно образование не помешает. Можно краткосрочное, можно МБА. Это займет от силы пару лет, но очень хорошо зарекомендует вас в глазах руководства. Одно образование сегодня, да еще не по профилю деятельности, а сейчас такое встречается сплошь и рядом, это моветон. Ну если вы, конечно, не являетесь гением бизнеса типа опять же Б. Если вы посмотрите краткое перечисление регалий успешных людей, то увидите, что у всех у них есть высшее образование и в 99% случаев либо второе, либо дополнительное престижное.

Один из авторов книги как-то присутствовал на бизнес-мероприятии, будучи уже в довольно приличном возрасте, но еще на уровне чуть выше менеджера среднего звена. Подошел участник мероприятия, потенциальный клиент. Как принято, представились друг другу, обменялись визитками, он заинтересовался нашей деятельностью и спросил: «Какое у вас образование?» Может быть, это не совсем корректно звучит, но такой вопрос имеет место быть, и ответ на него может сильно повлиять на ваше положение. Поэтому лучше заранее позаботиться об этом.

Коснемся жизненного пути нашего упомянутого автора. Это человек self-made, прошедший путь от рядового сотрудника до руководителя бухгалтерской службы огромной корпорации, а затем и до вполне успешной бизнесвумен. Поступить после школы в престижный вуз не получилось: конкурс был слишком большой, а у родителей не было денег, чтобы поспособствовать этому или определить дочь на платный факультет. Но получить образование было необходимо, так как, будучи умным человеком, наша героиня не собиралась всю жизнь проработать менеджером (сейчас так обычно называют продавцов, звучит престижней, а секретарш — офис-менеджерами, тоже очень красивое слово) или официанткой, поэтому она поступила в обычный государственный вуз. На этапе становления карьеры явно ощущался недостаток регалий, присваиваемых престижными учебными заведениями. Биографии разных известных личностей, в том числе наших топ-менеджеров, помимо информации о базовом высшем образовании, содержали перечисления различных профильных сертификатов и дипломов: о втором образовании, кандидатские, EMBA, ФСФР, CFA и т. д. и т. п. Пришлось получить дипломы и сертификаты (ЕMBA и ФСФР), и карьера пошла в гору без всяких LBS.

Финансовый мир напичкан кучей различных требований к работникам. Требования эти сводятся к тому, что помимо базового образования вы должны иметь всевозможные сертификаты, подтверждающие вашу квалификацию в различных областях (уже упоминавшиеся аттестаты ФСФР, CFA и прочие). Причем их наличие носит обязательный характер. Вас не возьмут на желаемую должность, если не будет соответствующих «корочек».

На это следует обратить внимание, и, чтобы не терять время, лучше получить нужные сертификаты в начале карьерного пути, как предлагают BIG-4, (поначалу зарплата в этих компаниях невысокая, но, работая там, вы имеете возможность получить престижные сертификаты за небольшие деньги, и хотя на сегодняшний день это неактуально ввиду ухода BIG-4, но это не меняет самого принципа). Как мы уже говорили, наш автор получила аттестаты ФСФР и MBA позже, при этом базовый вуз остался прежним, что не помешало ее карьере. Однако на основании личного опыта можем заявить авторитетно, что, если бы дополнительные сертификаты были получены раньше, это существенно сократило бы путь к сияющим высотам, где обитают управленцы высшего звена, с соответствующими окладами, корпоративами для избранных и т. д.

Еще раз отметим, что получать надо сертификаты, наличие которых является обязательным условием для занятия той или иной должности. Сертификат о прохождении коучинга по таймингу или по выработке лидерских качеств таковыми, конечно же, не являются.

Кроме того, важно четко понимать, для чего и куда вы идете учиться. Ведь можно заниматься и самообразованием — дома, в машине, в пути. Очень удобный ресурс — аудиокниги. Один из наших авторов, например, засыпает с аудиокнигой, занимается спортом с аудиокнигой, прогуливается с аудиокнигой. Таким образом коллекция прослушанных книг увеличивается гораздо быстрее, чем коллекция прочитанных. О чтении тоже не надо забывать. Читать книгу на бумаге — особое удовольствие и особое восприятие.

В последнее время на рынке появилось множество онлайн-курсов. Этот печальный факт мы подробнее обсудим в следующей главе, а сейчас лишь заметим, что не надо попадать в ловушку рекламы и выбрасывать на ветер деньги и время. Часто мы покупаемся на маркетинговый ход. Прежде чем купить курс, проведите исследование: действительно ли автор этого курса является экспертом? Какой у него опыт, имеет ли он право на то, чтобы учить вас «как надо»? Часто люди, которые не имеют детей, дают молодым мамам советы, как вести себя с ребенком. Так же и человек, не работавший на серьезных должностях в серьезных корпорациях, не может и не должен учить правилам построения карьеры, а человек, никогда не имевший своего бизнеса, — учить предпринимательству. Внимательно смотрите, какой опыт у эксперта, который ведет курс, какого года курс, обновлялся он или нет, что вы получите на выходе.

Дважды два, как известно, четыре: как человек, не работавший на серьезных должностях в серьезных корпорациях, не может научить правилам карьерного роста, так и человек, не имевший своего дела, не научит ведению бизнеса.
29 ноября / 2023

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ