Образование как главный фактор успеха. Женский взгляд

Автор Forbes Russia Education
журналист, media producer*
Женщин уже практически никто не осмеливается называть слабым полом. Незаурядный интеллект, постоянное стремление к развитию, вера в себя и высокие карьерные амбиции выгодно отличают по-настоящему успешных женщин.

Насколько важное место в этом пазле профессионального и личного успеха занимает образование? Ответ на вопрос мы искали в бесед
е с героинями этого материала.

Алла Романова, Санкт-Петербургская Академия Художеств и Columbia University SPS.
Анна Фокина, Harvard Business School (MBA), Columbia University с major экономики-математики и minor в изобразительных искусствах (undergrad).
Екатерина Лебедева, Санкт-Петербургский государственный университет.
Ольга Либерман, МГУ им. М.В. Ломоносова и Cornell University -Samuel Curtis Johnson Graduate School of Management.
Алла Романова, Санкт-Петербургская Академия Художеств и Columbia University SPS.

В настоящее время является Construction Project Manager, KF BRAUN MANAGEMENT LLC, Real Estate Asset Management. За плечами более 7 лет работы в сфере строительства и управления недвижимостью в Нью-Йорке.


Почему ты решила поступать в Columbia University (Ivy League) на программу Masters?

Будучи студенткой Архитектурного факультета Санкт-Петербургской Академии Художеств, я думала о расширении профессионального кругозора и получении второго высшего образования за рубежом. В то время на первом месте, конечно же, была Италия, где зародились фундаментальные законы архитектуры, но во время поездки туда я ощутила желание чего-то более масштабного. К моей удаче, нежданно появилась возможность переехать в Америку, не задумываясь о визе, и я решила использовать этот шанс. Красный диплом Академии прибавил мне уверенности в своих силах, а примеры близких друзей, которые к тому времени уже учились за рубежом, и стоимость американского образования определили дальнейший вектор моих действий: «рисковать и платить - так ради больших возможностей». Когда я обратилась в специализированную организацию за помощью в подборе вуза, над моими амбициями посмеялись, но к тому моменту я уже четко осознала свои цели. Решила, что мне нужно лучшее образование, чтобы суметь адаптироваться в другой стране и превзойти конкурентов. Также я люблю быть окружена умными и талантливыми людьми - ведь они делают меня сильнее, вдохновляют и мотивируют. Мне нравится иметь стимул в жизни, идти вперёд и претворять в жизнь своё «я могу».

У тебя солидный опыт в области Construction Management в Нью-Йорке. Традиционно в этом бизнесе превалируют мужчины. Тяжело ли было зарекомендовать себя и есть ли у тебя свои правила "выживания"?

Абсолютная правда - на 90% доминируют в этом бизнесе мужчины. Начнём с того, что не все женщины готовы и выдерживают предполагаемые условия труда: интенсивные и напряженные встречи с инвесторами в девелоперских офисах, а затем множество часов, проведенных на строительных площадках. Профессионализм, уважение, работоспособность, ответственное отношение изменяют первоначальное сомнение в компетентности. Нужно уметь отстаивать свою точку зрения. При ведении проекта приходится координировать команды людей с различными «бэкграундами»: не у всех есть диплом университета Лиги Плюща, но многие являются профессионалами своего узкого профиля с многолетним опытом работы. Поэтому я постоянно продолжаю учиться у людей, с которыми работаю. Без стеснения задаю вопросы и получаю на них ответы. Этот подход привносит баланс в процесс координации, так как тем самым я даю им возможность осознать их важность и уникальность имеющихся у них знаний. Мужской «командный дух» помогает в осуществлении проекта. Зная этот факт, я стараюсь выстроить команду, основанную на взаимоуважении, где каждый - важное звено большого дела, которое мы претворяем в жизнь.

Быть женщиной в мужском бизнесе - способ выделиться и запомниться. Данный факт нужно принимать с уверенностью и достоинством!


Расскажи, как образование, полученное в Колумбийском университете, помогло тебе с карьерой в сферах Construction Management и Real Estate в Нью-Йорке?

Образование в Columbia University открыло мне многие двери и позволило успешно начать карьеру в США. Этот бренд знают и уважают, поэтому потенциальный работодатель понимает уровень твоих знаний, что облегчает принятие решения о найме. Правила строительства, методики, регулирования в Америке отличаются от российских, поэтому получение образования в США дало мне понимание устройства бизнеса в целом. Лига Плюща даёт доступ к лучшим профессорам и ресурсам. Также во время учебы ты начинаешь выстраивать свой бренд и репутацию, знакомишься с людьми, с которыми продолжаешь сотрудничество после выпуска.


Кому, на твой взгляд, подходит данная программа Колумбийского университета?

Так как, в основном, я имею строительный опыт работы на Восточном побережье США, уверенно могу сказать, что образование в Columbia University MS Construction Management для тех, кто видит себя в компании, функционирующей в данной географии. В случае переезда на Западное побережье, возможно, вам придётся получить дополнительные сертификации, отвечающие за компетентность строительства в сейсмоопасных зонах. В общем, образование в университете Лиги Плюща является универсальным, везде вызывает уважение и имеет спрос.


Как бы ты ответила на вопрос: «Где нужно учиться, чтобы добиться успеха?»

Безусловно нужно учиться в лучших (и по общему рейтингу, и по рейтингам специальности) вузах той страны, где ты видишь свое будущее. Всегда прекрасно получить понимание международного подхода к образованию и приобрести более универсальные знания. Не стоит забывать, что топовые вузы дают доступ и к лучшим ресурсам, и полезным связям. Я рада, что у меня была возможность сравнить российский и американский подход к образованию и структуре строительного бизнеса: везде есть свои плюсы и минусы, поэтому глобальный опыт помогает мне в оптимизации работы.


Анна Фокина, Harvard Business School (MBA), Columbia University с major экономики-математики и minor в изобразительных искусствах (undergrad).

В настоящее время инвестор в венчурном фонде DCVC Bio в Силиконовой Долине с фокусом на инновационные биотехнологии и агрокультуру. До этого Анна работала в Investment Banking M&A, а также в хедж-фондах Moore Capital и SC Fundamental в Нью-Йорке.


Что для тебя означает успех в карьере? Был ли у тебя стратегический план в начале, когда ты выбирала университеты, а потом компании?

Успех в карьере для меня – это делать то, что мне нравится и при этом приносить пользу другим. Я довольно флюидный человек.

С выбором университета процесс был не однолинейный. В Казахстане я хотела быть программистом, но потом жизнь забросила меня в США. В Америку я попала, следуя за моим на тот момент партнером. Так как я не думала, что останусь тут надолго, пошла в Bunker Hill Community College (BHCC) – это что-то вроде училища – изучать графический дизайн. Думала совместить программирование и дизайн, чтобы делать сайты в Казахстане. В течение года ситуация изменилась, и я решила перевестись в университет. Стратегия была пытаться попасть в самые лучшие университеты даже несмотря на то, что я в это сама не верила. И о стоимости я тоже не думала (иначе бы вообще не подала). Хочу отметить, что до приезда в Америку я абсолютно была удовлетворена жизнью в Казахстане и планировала вернуться туда. Мозг интересно создан и он очень гибок. За один год в Америке я себя перепрограммировала на абсолютно другую траекторию. Я говорю об этом не для того, чтобы похвастаться, а с надеждой дать уверенность другим двигаться вперед, даже если это значит кардинально поменять направление. Поверьте, я знаю, о чем говорю. Хороший совет мне помог: не ставь сама себе палки в колеса, не задумывайся, почему тебя не возьмут, почему не получится, а просто делай. Как сказал Майкл Джордан (Michael Jordan): «Зачем думать о будущем неудавшемся броске?» ("I never looked at the consequences of missing a big shot… When you think about the consequences you will always think of the negative result.")

Было очень сложно, но в итоге я поступила в три университета. Первый – DigiPen на художника компьютерных игр, второй – Parsons New School of Design на иллюстратора, и третий – Columbia University на либеральную систему (Liberal Arts, где учатся не по узкому направлению, а берут предметы из разных дисциплин). Выбрала Columbia University, потому что хотелось математики и физики дополнительно к искусству.

В итоге сменила major с арта на экономику-математику чисто по практическим причинам: в финансах платили больше (очень важно, когда есть огромный кредит) и давали рабочую визу.


Итак, сначала был undergrad в Columbia University, потом MBA в Harvard Business School. Оба университета очень известные и входят в знаменитую Лигу Плюща. Чем принципиально отличается образование в этих университетах? И зачем получать MBA в Гарварде, если и так уже получила образование в одном из университетов Лиги Плюща?

Каждый университет имеет свою изюминку и культуру. Во время учебы в Колумбийском университете я провела один семестр в Гарварде как visiting scholar – это что-то вроде программы по обмену. Гарвард радикально отличается от Колумбийского университета. Во-первых, Гарвард — это пузырь. Хоть он и находится в Бостоне, многие студенты не выходят дальше Cambridge / Harvard Square. Гарвард – по сути, мини-город. Колумбийский университет находится в Нью-Йорке. Студенты очень много времени проводят в городе, большинство живут вне кампуса. Обучение тоже отличается. Мне казалось, что в Гарварде гораздо больше study groups, хотя это может быть последствием того, что я взяла honors math курс, а одному этот курс было практически нереально пройти.

Harvard Business School – далеко не Гарвардский колледж. Undergrad и MBA - это поочередность: прогрессия своего рода, а не исключение. В HBS тебя учат быть лидером, а не конкретным каким-то предметам. По моему мнению, люди поступают на MBA по четырем основным причинам:
1) изменить направление карьеры, поменять географию; новый шанс начать что-то заново,
2) нетворкинг на всю жизнь – ты становишься членом бренда, узнаваемого по всему миру,
3) продвинуться в карьере,
4) найти будущего(-ую) мужа/жену.

О существовании 4-го пункта я узнала, уже попав в HBS. Помню, в первый день учебы нам декан Нория сильно посоветовал манифестировать именно этот пункт!


Что больше всего привлекает тебя в твоей работе и какие стратегические цели ты ставишь на будущее?

Сейчас я работаю инвестором в DCVC Bio – это венчурный фонд с фокусом на ранние компании в сфере биотехнологий и агрокультуры. Мы инвестируем на пересечении compute и biotech, что является новой волной более быстрого и мощного исследования и нахождения лекарств. Мы только что закрыли наш второй фонд на $350 миллионов. Работаю я в DCVC Bio с самого формирования фонда и была неотъемлемой частью создания основных процессов, и мой опыт сильно помог нам легко поднять второй фонд во время пандемии.

Я люблю свою работу и свою команду. Нас всего трое, и у нас просто необыкновенная динамика. Я чувствую, что в меня инвестируют и что считают неотъемлемым звеном. У нас динамика стартапа и работаем мы с одними из самых умных предпринимателей мира.


Кому ты рекомендуешь программы, на которых училась?

Рекомендую всем. Тут, конечно, еще дело приоритетов, но советую всем. Это как школа жизни. Я ни разу не пожалела.

Обучение и в Колумбийском университете, и в бизнес-школе Гарварда дали мне очень много. Было даже несколько весьма важных моментов, которые, можно сказать, изменили меня. Например, когда мне позвонили из приемной комиссии Колумбийского университета и сообщили, что меня приняли, я была просто безмерно счастлива. Это очень сложно передать словами. Чувство необыкновенной гордости за свои достижения после прикладывания огромного количества усилий. Это чувство осознания, что я могу очень многого добиться сама. Не через знакомых, а действительно сама. Второй решающий момент был, когда я осознала, что окружена самыми целеустремленными и умными людьми, и что я не хуже их. Осознание данного факта дало мне больше уверенности в себе и повысило самооценку. Без уверенности в жизни сложно добиться чего-либо. Это особенно важно для женщин, потому что часто общество подсознательно отводит нам роль слабого звена. Но и для мужчин это важно, потому что они чувствуют обязанность быть «добытчиками». Третий важный момент для меня произошел в Гарвардской бизнес-школе. Студенты и профессора в Гарварде замечали и подчеркивали мои сильные черты, о которых я даже не задумывалась и, соответственно, до учебы здесь не развивала. Такой подход дал мне новую волну роста.


Как бы ты ответила на вопрос: «Где нужно учиться, чтобы добиться успеха?»

Я считаю, что обучение – это один из самых важных факторов становления человека. Мои родители всегда подчеркивали важность обучения, и я им безумно за это благодарна. Обучение дает свободу и независимость, уверенность в себе, самоуважение и даже этику. Я считаю, что надо всегда стремиться получить наилучшее образование. Это одна из самых важных инвестиций, которую вы можете сделать в своей жизни. Если вы знаете, чем хотите заниматься, старайтесь попасть в университет, где именно это направление самое сильное. Если вы еще не определились, идите в самый сильный университет по бренду обучения и преподавательскому составу. В США университеты Лиги Плюща (Ivy League) являются одними из самых надежных вариантов. Вы можете не поступить в них, но если не попытаетесь, во-первых, не будете знать наверняка, а, во-вторых, скорее всего, поставите себе планку гораздо ниже и попадете в университет ниже уровня, нежели могли бы. Я, например, абсолютно не верила, что попаду в Колумбийский университет, но все равно выложилась по полной программе и подала документы. В итоге я поступила не только в Колумбийский университет, но и в лучшую бизнес-школу мира (Гарвард). Мозг адаптируется и развивается очень быстро. Дайте ему шанс!


Екатерина Лебедева, Санкт-Петербургский государственный университет.

В настоящее время занимает пост вице-президента Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты. Отвечает за международное развитие, взаимодействие с зарубежными партнерами и поддержку российского экспорта. Более 10 лет организует международные деловые форумы, помогает компаниям из разных стран находить бизнес-партнеров в России.


Ты получила образование в России, в СПбГУ на факультете международных отношений и сейчас работаешь вице-президентом в СПб ТПП . Помогло ли тебе образование в построении успешной карьеры?

В моем случае это было 100%-ное попадание. Я закончила факультет международных отношений и сейчас работаю по специальности: отвечаю за международное развитие. Поэтому, конечно, мой выбор вуза и направления себя полностью оправдали. Если бы поступала снова, то выбрала бы именно эту специализацию. Сегодня много общаюсь со студентами-международниками в качестве ментора и понимаю, что молодым специалистам сложно найти работу по профессии, которая записана в дипломе, если только речь не идет о какой-то узкой специализации. Думаю, тот факт, что я сегодня работаю именно в той сфере, в которой и хотела, является результатом моей проактивной позиции. Я пришла в свою организацию стажером, а сейчас отвечаю за важное направление деятельности уже как вице-президент.


Для построения карьеры в России в области международных отношений достаточно ли только российского образования? Не хотела ли ты получить зарубежное образование, которое, возможно, помогло бы расширить карьерные перспективы?

Я считаю, что сегодня в глобализирующемся мире получение международного образования становится не роскошью, а необходимостью. Вопрос не только и не столько в получение каких-то специфических знаний, которые невозможно получить в России. Обучение за рубежом - это и уникальный опыт, и расширение кругозора, и новые связи. Все это поможет в дальнейшей карьере. Понимаю, что образование за рубежом не всегда доступно, но это могут быть языковые курсы, студенческий обмен или другие программы.

Если бы я была студенткой сейчас, то обязательно бы поучилась, как минимум, один семестр в зарубежном университете. Во время учебы в СПбГУ у меня не было такой цели и, конечно, немного жалею об упущенной возможности. Уже когда начала работать в ТПП, то компенсировала этот пробел зарубежными стажировками в деловых объединениях США и Южной Кореи, а также участвовала в обучающей программе в одной из организаций системы ООН , штаб-квартира которой находится в Вене. В прошлом же году познакомилась с передовыми практиками активизации региональной экономики в Японии – это был бесценный опыт погружения в бизнес-среду других стран и расширения деловых контактов.


Что главное ты извлекла из своего обучения в СПбГУ? Кому бы посоветовала учиться на факультете международных отношений?

Умение коммуницировать и налаживать связи, анализировать информацию, понимать другие культуры. Я бы посоветовала свою программу как основное образование тем, кто планирует дальше развивать карьеру на государственной службе, возможно, с уклоном в мировую экономику и межкультурные коммуникации, бизнесменам, которые хотят продвигаться на зарубежные рынки.


Как ты считаешь, в чем женщины-управленцы преуспели, чему мужчины могли бы у них поучиться?

Это моя любимая тема! Со мной не все согласятся, но я не очень верю, что существует мужской или женский стиль управления. Моими непосредственными руководителями всегда были мужчины с абсолютно разным стилем менеджмента: от традиционного вертикального до демократичного с делегированием полномочий. Многое я от них переняла и теперь практикую комбинирование разных подходов.

Интересно, кстати, мне часто говорят, что у меня больше мужских черт в характере. Наверное, это проявляется в том, что я умею настоять на своем, когда уверена в своей правоте. Мне кажется, женщины быстрее адаптируются к изменениям, мы более гибкие, умеем считывать эмоции партнера, в каких-то ситуациях более работоспособные. Но, конечно, многое зависит от конкретного человека, от его профессионализма, личных качеств, а не от пола. Женщины более активно участвуют в политике, бизнесе, но с мужчинами мы не конкурируем, а успешно их дополняем.


Как бы ты ответила на вопрос: «Где нужно учиться, чтобы добиться успеха?»

Я с подозрением отношусь к тем учебным заведениям, которые обещают научить успеху. Для меня успех - это сочетание личных и приобретенных качеств, везения и упорной работы. Университет может дать знания, связи, начальные профессиональные навыки, а как все это применить, уже зависит от человека.


Ольга Либерман, Cornell University – Samuel Curtis Johnson Graduate School of Management . До поступления в Cornell University, закончила МГУ имени М.В. Ломоносова и семестр обучения в WU (Vienna University of Economics and Business), стажировалась в Ernst & Young – Advisory.

В настоящее время занимает позицию Analyst - Project Management and Business Intelligence Team, Ayco - a Goldman Sachs Company.


Что для тебя успех в карьере? Был ли у тебя стратегический план в начале, когда ты выбирала университеты, а потом компании?

Для меня успех – это гордость за то, что делаю.

Свой выбор в области образования я сделала, исходя из содержания программы, на которую поступала, мои дальнейшие перспективы и репутацию университета.

В выборе работодателей я использовала похожую стратегию: мне в равной степени были важны бренд компании, содержание работы и карьерный рост.

Что касается, стратегии «продвижения на международный рынок», помните, что очень важно включить иммиграционный вопрос в список критериев. Международные выпускники американских graduate программ (Master's, MBA, PhD) делятся на два типа: у одних есть OPT (Optional Practical Training), позволяющий работать в США 1 год без получения рабочей визы H-1B, у других - помимо 1 года OPT есть еще и 2 года STEM (Science Technology Engineering Mathematics), программы удержания иностранных студентов с относительно редкими навыками. При поиске работы после окончания магистратуры, я ощутила эту разницу, поскольку относилась к первой категории. Дело в том, что компании с осторожностью нанимают международных сотрудников, которым нужно предоставить иммиграционную поддержку, подразумевающую оплату расходов на адвокатов и взносов для участия в лотереи H-1B. Помимо этого, всегда присутствует риск неблагоприятного исхода лотереи, когда сотруднику нужно будет в срочном порядке покинуть страну.

В итоге, для меня сложилось все благополучно. Сделанный мной выбор позволяет заниматься тем, что приносит пользу и удовлетворение мне и окружающим. И это повод для гордости!


У тебя уникальный профайл в плане образования: МГУ, WU, Cornell University - Россия, Европа, Америка. Чем принципиально отличается образование в этих университетах/странах?

Во-первых, отличалось мое личное восприятие каждого университета. В МГУ я получала фундаментальные знания и осваивала новую для себя сферу. В Австрии мне было важно попробовать себя в смежных с экономикой областях и новой культуре. В американской бизнес-школе я уже училась с более или менее устоявшимся пониманием своих целей и предпочтений, поэтому подход к образованию был более структурированным и точечным.

Различается и взгляд самих учебных заведений на образование. Я хорошо запомнила, как на первом курсе бакалавриата МГУ руководство факультета посоветовало ежедневно уделять учебе не менее 10 часов. В Cornell University нам часто напоминали о важности развития soft skills (коммуникативных навыков), в понятие которых входит не только умение делать бизнес-презентации, но и легкость и эффективность в повседневном общении. Именно поэтому, помимо курсов и профессиональных мероприятий, каждую неделю бизнес-школа организовывала socials, где в неформальной обстановке можно было пообщаться с однокурсниками и профессорами.

Сама российская система образования отличается от зарубежной. В МГУ основная часть предметов изучается в течение всего семестра. На экономическом факультете студентам дают возможность выбора некоторых предметов из предоставленного списка (обычно дается 2-4 опции). Также существует концепция межфакультетских курсов, в рамках которой можно брать 1-2 предмета, преподаваемых по одной паре в неделю в течение всего семестра. Надо сказать, что с каждым годом, на экономфаке МГУ внедряется все больше образовательных инициатив, которые помогают студентам освоить новые области.

В Европе и США у студентов больше свободы: есть обязательные предметы и некоторые требования к предметам по выбору, например: кафедра и/или количество кредитов. Расписание тоже более гибкое: за счет присутствия выбора между разными парами (sessions) одного курса и возможности изучить предмет за несколько дней непрерывных занятий. Таким образом, американские и европейские студенты выходят с major, основной специальностью, и minor, специализацией по выбору, которая может не иметь никакого отношения к major. Это делает рынок труда более разнообразным и порождает развитие межотраслевых идей.


Где ты видишь себя через 5 лет?

Через 5 лет хочется знать, что передо мной так же много возможностей, как и после окончания университета, и что все мне по плечу. Я сейчас нахожусь на начальном этапе своей карьеры. Мой приоритет – продолжать учиться новому и попробовать себя в разных областях. На моей текущей работе мне это прекрасно удается. Я взаимодействую с разными отделами и веду разные проекты, требующие различных навыков, которые иногда осваиваю прямо в процессе. Таким образом, я всегда в тонусе и открыта к покорению новых горизонтов, и это меня вдохновляет.


Что бы ты посоветовала ребятам, которые только планируют свой карьерный путь, выбирают вуз и намечают стратегию?

Не бояться и быть верными себе!

Поиск своего пути – постоянный выбор. У каждого человека есть свой путь, по которому он идет, исходя из собственных стремлений. Но я думаю, что принятие собственных ошибок и умение их исправлять являются неизменными атрибутами настоящего бойца по жизни.

В плане выбора карьерного пути мне очень помогли стажировки, прикладные предметы и industry practicums (3-4-дневные интенсивы, включающие знакомство с индустрией, обсуждения со спикерами и практические задания), организованные моей магистерской программой по нескольким направлениям. Это позволило сформировать более реальный образ профессий и сделать свои выводы.


Какие навыки дало тебе зарубежное образование?

Для меня программы в WU и Cornell стали поворотной точкой, поскольку дали уникальный международный опыт и скорректировали вектор моего образования. Зарубежные программы открывают множество дверей: как в карьерном, так и в личностном плане. С одной стороны, они снабжают навыками работы и общения, востребованными на международной арене. С другой – дают не только альтернативный подход к обучению, но и новое видение мира, и даже себя.

Так что, я бы посоветовала этот путь тем, кто в поисках новых горизонтов в прямом и переносном смыслах.


Как бы ты ответила на вопрос: «Где нужно учиться, чтобы добиться успеха?»

Во-первых, учиться необходимо там, где можно чему-то научиться. Учебная программа, преподаватели, студенческое сообщество – все имеет значение. Во-вторых, на мой взгляд, образование – это не какой-то отдельный этап, а целый процесс протяженностью в жизнь. Постоянное самосовершенствование помогает не только поддерживать квалификацию, но и поможет раскрыть скрытый потенциал.


10 сентября / 2020
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ