Образование не будет прежним. Как вирус повлиял на университеты, поступление и обучение за рубежом?

АВТОР:
Инна Богданова
эксперт по образованию за рубежом, основательница платформы для поступления за границу

Больше года назад мир впервые услышал о коронавирусе, который впоследствии повлиял на жизни миллионов людей. В сфере образования главным вызовом стала «дистанционка», а закрытые границы – проблемой тех, кто планировал учебу за рубежом.


Как зарубежные университеты подошли к решению возникших сложностей

Когда весной 2020 года в большинстве стран объявили карантин, еще не было понятно, как долго он продлится, но уже было ясно, что переход на дистанционный формат – большой вызов для сферы образования. Несмотря на эпидемиологическую ситуацию, учеба должна была продолжаться. Это стало настоящим испытанием как для университетов, так и для студентов.

Помимо технического переноса учебных занятий в онлайн, перед вузами встала необходимость полностью реорганизовать процессы проверки знаний и поддержки студентов. Студенты, в свою очередь, должны были привыкнуть к новой жизни и учебе через экран. Последнее удалось не всем.

Большим препятствием на пути к дистанционному образованию стало банальное отсутствие техники и средств связи. С этой проблемой столкнулись повсеместно.

По информации Совета Европы, в University of Strasbourg (Страсбургский университет, Франция) в начале марта насчитали 160 студентов, у которых отсутствовали компьютеры и/или возможность подключения к интернету. Для решения проблемы в университете был создан Чрезвычайный фонд – и менее чем за месяц собрали €61000 и приобрели более ста компьютеров, которые распределили между нуждающимися студентами.
По информации Совета Европы, в University of Strasbourg (Страсбургский университет, Франция) в начале марта насчитали 160 студентов, у которых отсутствовали компьютеры и/или возможность подключения к интернету. Для решения проблемы в университете был создан Чрезвычайный фонд – и менее чем за месяц собрали €61000 и приобрели более ста компьютеров, которые распределили между нуждающимися студентами.
Многие студенты оказались в сложной финансовой ситуации, потеряли работу и больше не могли обеспечивать даже свои основные потребности. Для иностранцев ситуация усложнялась необходимостью возвращаться на родину на время карантина и, как следствие, дополнительными расходами на перелеты и аренду жилья. Однако во многих странах университеты, фонды и государственные организации старались оказывать финансовую поддержку студентам.
В Германии на протяжении летнего и зимнего семестров Министерство образования и науки выплачивало ежемесячно до €500 всем студентам, у которых возникли финансовые проблемы. Французские студенты, потерявшие доход из-за пандемии, получили от государства единоразовую выплату в размере €200. Институтом международного образования в США был создан Чрезвычайный фонд для поддержки нуждающихся иностранных студентов: они могли получить $1500 на покрытие расходов, связанных с учебой и проживанием. Кроме того, многие вузы, в основном в США и Великобритании, снизили плату за обучение в период пандемии.
В Германии на протяжении летнего и зимнего семестров Министерство образования и науки выплачивало ежемесячно до €500 всем студентам, у которых возникли финансовые проблемы. Французские студенты, потерявшие доход из-за пандемии, получили от государства единоразовую выплату в размере €200. Институтом международного образования в США был создан Чрезвычайный фонд для поддержки нуждающихся иностранных студентов: они могли получить $1500 на покрытие расходов, связанных с учебой и проживанием. Кроме того, многие вузы, в основном в США и Великобритании, снизили плату за обучение в период пандемии.
Студентам стало сложнее учиться. Помимо технических и финансовых трудностей, абсолютно каждому из них во время пандемии было непросто психологически, многие отметили увеличение объема учебы в дистанционном режиме. Все эти факторы сказались на успеваемости.
Согласно исследованию Европейского пространства высшего образования (European Higher Education Area (EHEA)), успеваемость снизилась в основном у тех, кто не имел комфортного места для занятий, нормального доступа к электронным учебным материалам и интернету, а также столкнулся с отсутствием социальной поддержки и возникшими проблемами с ментальным здоровьем.
Согласно исследованию Европейского пространства высшего образования (European Higher Education Area (EHEA)), успеваемость снизилась в основном у тех, кто не имел комфортного места для занятий, нормального доступа к электронным учебным материалам и интернету, а также столкнулся с отсутствием социальной поддержки и возникшими проблемами с ментальным здоровьем.
Университеты стали создавать специальные службы психологической поддержки, готовить и распространять информацию о том, как самостоятельно организовать учебу на «удаленке».
Northwestern University (Северо-Западный университет, США) рассказывал своим студентам, как пережить карантин, если дома преобладает абьюзивная обстановка.
Northwestern University (Северо-Западный университет, США) рассказывал своим студентам, как пережить карантин, если дома преобладает абьюзивная обстановка.


Как изменился процесс поступления в зарубежные вузы


Для тех, кто не побоялся широкого спектра негативных последствий вируса, поступление за границу в этом году стало немного проще. Это объясняется как снижением общего числа поступающих (соответственно и конкуренции), так и некоторыми вынужденными мерами, предпринятыми университетами и экзаменационными центрами.

Абитуриенты могли выиграть время. Согласно аналитическим данным QS, 29,7% вузов перенесли дедлайны по подаче заявок на поступление. Для абитуриентов, которые по каким-либо причинам не успевали подготовить необходимый пакет документов, перенос дедлайнов стал весьма благоприятным фактором.

В связи с запретом на массовые мероприятия, некоторые университеты отменили вступительные испытания, а более 1500 университетов начали принимать тест Duolingo для подтверждения знаний английского языка в дополнение к тестам IELTS и TOEFL. В их числе, например, Harvard University (Гарвардский университет), Stanford University (Стэнфордcкий университет), Yale University (Йельcкий университет).

Упразднился ряд формальностей, без которых раньше подать заявку на поступление или на стипендию было невозможно: транскрипты оценок, рекомендательные письма некоторые университеты принимали без печатей, что упрощало сбор документов как для студентов, так и для преподавателей.
Для участия в конкурсе на стипендию DAAD (обучение в магистратуре в Германии) в 2020 году можно было не предоставлять рекомендательное письмо, хотя обычно оно является обязательной частью заявки.
Для участия в конкурсе на стипендию DAAD (обучение в магистратуре в Германии) в 2020 году можно было не предоставлять рекомендательное письмо, хотя обычно оно является обязательной частью заявки.
Согласно данным QS, вирус повлиял на планы 70% студентов, которые хотели получать образование за рубежом: учебу они либо отложили, либо отменили. Для остальных международных абитуриентов, соответственно, снизилась конкуренция (применимо не ко всем странам и университетам).

Ужесточение мер по пересечению границ в Канаде, Австралии, США привело к тому, что большинство англоговорящих поступающих выбрали в качестве альтернативы Великобританию, которая продолжала выдавать визы и не закрывала границы, несмотря на пандемию. В результате рекордное число иностранцев поступило на программы бакалавриата в британские вузы в 2020 году – их количество превысило прошлогодний показатель на 9%.


Образование не будет прежним

Увеличение числа студентов в Великобритании – это, скорее, исключение. В целом, количество поступивших в 2020 году снизилось, на текущий год прогнозы также неутешительные. Это значит, что большинство университетов мира понесут финансовые потери. Наибольшей проблемой станет снижение доходов от иностранных студентов, которые во многих странах платят за обучение в несколько раз больше местных жителей.

По данным консалтинговой компании London Economics, из-за прогнозируемого снижения числа студентов британские университеты в 2021 году могут столкнуться с дефицитом в £2,5 млрд. Финансовый ущерб, связанный с оттоком иностранных студентов, может быть еще больше для американских вузов, где, по данным министерства торговли США, образовательные услуги находятся на 4 месте по объему экспорта, а в 2018 году вклад иностранных студентов в экономику страны составил $45 млрд.

Надо также понимать, что университеты выполняют не только обучающую функцию, но и исследовательскую, являясь крупными работодателями.
Австралийская академия наук предупредила, что университеты страны могут лишиться из-за пандемии 21 000 рабочих мест с полным рабочим днем, включая 7 000 в области научных исследований.
Австралийская академия наук предупредила, что университеты страны могут лишиться из-за пандемии 21 000 рабочих мест с полным рабочим днем, включая 7 000 в области научных исследований.
Вузам еще долго придется выходить из кризиса, вызванного COVID-19, но, тем не менее, стоит признать, что пандемия сильно ускорила изменения, которые неизбежно произошли бы в ближайшем будущем. Именно поэтому образование больше не будет прежним. Цифровизация была внедрена в экстренном порядке, теперь вузы думают о том, как эффективнее использовать очные встречи со студентами, как развивать онлайн-обучение в системе высшего образования, какие альтернативы предложить взамен классических лекций.
Развитие Глобального кампуса Университета Аризоны (США) служит отличным примером того, как вирус послужил появлению инноваций. В 2020 году там была значительно расширена всемирная система микрокампусов, а сегодня студенты Глобального кампуса могут получить американское образование локально (на 650+ кампусах в 34 странах мира) или же пройти обучение полностью онлайн из любой точки земного шара.
Развитие Глобального кампуса Университета Аризоны (США) служит отличным примером того, как вирус послужил появлению инноваций. В 2020 году там была значительно расширена всемирная система микрокампусов, а сегодня студенты Глобального кампуса могут получить американское образование локально (на 650+ кампусах в 34 странах мира) или же пройти обучение полностью онлайн из любой точки земного шара.


Текущее положение дел


Онлайн-обучение стало основным форматом образования в 2020 году. По данным QS, к концу года 55% студентов обучались за границей полностью онлайн, 21% – в основном онлайн с небольшим количеством очных занятий. Во вторую волну коронавируса даже те университеты, которые в начале учебного года анонсировали очную и гибридную формы обучения, были вынуждены перейти на полностью дистанционный формат.

Несмотря на почти что повсеместный карантин, дистанционная учеба не отнимает у студентов возможность переехать в другую страну. Образование – не туризм, большинство стран не прекращали выдавать студенческие визы. Ехать или нет – каждый должен решить самостоятельно.

Пандемия, несомненно, привнесла много негативных моментов в жизнь каждого человека, но если говорить про образование за рубежом, то в сложившейся ситуации можно постараться найти и позитивные стороны:
1) Низкий конкурс – больше шансов поступить в зарубежных вуз, в частности, на топовые программы;
2) Меньше количество студентов сейчас – меньше выпускников через несколько лет, а значит, появятся преимущество на рынке труда и дополнительные карьерные возможности после выпуска;
3) Снижение стоимости, скидки, стипендии – есть возможность значительно сэкономить.


Онлайн-обучение – очевидный вектор развития в сфере образования. Пандемия дала толчок глобальным изменениям, которые уже не остановить, но их не стоит бояться, ими надо грамотно воспользоваться.


28 января / 2021
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ