Асинхронный формат обучения подразумевает, что учащийся занимается в любое свободное время, в своем комфортном темпе из любого места. Этот формат не предполагает привязки ко времени или месту, сопровождения учащегося, отсутствует мгновенная обратная связь.
Одним из первых проявлений асинхронного формата обучения можно назвать обучение по переписке, которое появилось еще в средние века. Массовость же оно получило, когда появились аудиозаписи, благодаря которым произошла революция в распространении информации. Самым ярким примером принято считать учебные фильмы, выпущенные в США в период Второй мировой войны.
За время пандемии асинхронное обучение испытало настоящий бум. Это было обусловлено тем, что в краткие сроки компании были вынуждены пройти цифровую трансформацию, вместе с которой возник запрос на переобучение. Спрос превысил предложение корпоративных университетов. Не все тренеры были готовы обучать онлайн, им также требовалось время на переквалификацию. Именно поэтому необходимо было внедрять формат обучения, не требующий привязки к человеку, времени и месту.
Многие компании еще до пандемии создавали асинхронные онлайн-курсы. А сегодня отсутствие интегрированной в рабочие процессы крупных корпораций LMS-системы (системы управлением дистанционным обучением) считается нонсенсом.
Вот самые распространенные форматы асинхронных онлайн-курсов:
- Слайдовые курсы. У такого формата есть много технических возможностей: тестирования, диалоговые тренажеры и симуляции. Распространенные конструкторы, позволяющие собирать курсы такого формата – Ispring, Articulate, CourseLab.
- Лендинги. Учащийся изучает контент, выполняет упражнения и другие активности. Такой формат можно собрать в Tilda, Ispring, Articulate Rise.
- Чат-боты. Этот подход реализуется через подачу контента в формате диалога с пользователем.
- Курсы в мессенджерах. Контент размещается в рамках общего канала в мессенджере. Доступ к комментариям в таких каналах закрыт: пользователь может скачивать и изучать контент в комфортном темпе, времени и месте.
- Рассылки. Курс рассылается учащимся на почту в виде писем и не предполагает интерактивных механик.
Асинхронный формат обучения активно используется в онбординге: он освобождает большое количество ресурса HR и T&D специалистов, которые не тратят время на трансляцию вводной информации каждому новичку. Такой формат незаменим в компаниях, которые нанимают удаленных сотрудников. Однако полностью перевести онбординг в асинхронный формат будет неэффективно: у нового сотрудника не будет возможности оперативно задавать вопросы коллегам и получать обратную связь.
В сегменте high profile (топ-менеджеры, госслужащие высокого ранга) асинхронный формат можно использовать для знакомства с определенным инструментом (hard skill). Если же основная задача – комплексное развитие сотрудников для перехода на новый профессиональный уровень, то здесь асинхронного обучения будет недостаточно, потребуется подключать менторов или кураторов.