Образовательная стратегия ребенка в XXI веке

АВТОР:
Полина Мальцева
Forbes Education Contributor
эксперт в сфере образования, глава социальной инфраструктуры г. Доброград, выпускница Harvard MBA
Мы хотим, чтобы наши дети были успешны и реализовались в жизни. Но что это значит в XXI веке? В 2007 году Карл Фиш, сотрудник школы в Колорадо, для педсовета собрал довольно провокационные факты о том, как быстро меняется наш мир. Материал с небольшими правками Скотта МкЛеода, профессора управления образованием в Университете Колорадо, был загружен на Youtube и произвел взрывной эффект на образовательное сообщество, набрав более 5 млн просмотров. Основной вывод, который Карл Фиш с коллегами сделали в 2007 году, и который становится все более актуальным сейчас в сфере образования: мы даже не догадываемся, какие знания нужны будут детям для успешной реализации в их взрослой жизни.

Доказательством тому, служат, в том числе, данные Министерства труда США: сегодняшние дети до 38 лет сменят 10-14 мест работы, а за жизнь получат около 10 разных профессий, 8 из которых еще даже не существуют. В отчете Международного Экономического Форума, опубликованном осенью 2020 года, работодатели всего мира прогнозируют, что уже к 2025 году 13,5% всех рабочих мест будут отданы представителям зарождающихся новых профессий.
Люблю высказывание Ричарда Рили, бывшего министра образования США, которое прекрасно раскрывает современные вызовы школ и вузов: «В данный момент мы готовим студентов к профессиям, которые еще не существуют, использующим технологии, которые еще не изобретены, чтобы они решали проблемы, которые мы пока даже не осознаем, что станут проблемами».
Люблю высказывание Ричарда Рили, бывшего министра образования США, которое прекрасно раскрывает современные вызовы школ и вузов: «В данный момент мы готовим студентов к профессиям, которые еще не существуют, использующим технологии, которые еще не изобретены, чтобы они решали проблемы, которые мы пока даже не осознаем, что станут проблемами».
Очевидно, что данную информацию нельзя игнорировать, выбирая образование своим детям. Родители, преподаватели, эксперты отрасли как никто чувствуют происходящие изменения и понимают, что, то образование, которое привело их к успеху, уже не сможет обеспечить успех следующим поколениям.

С начала 2000-х годов ведущие научные центры, министерства, образовательные организации и лучшие школы мира пытаются сформировать свой ответ на вопрос: «Какие элементы станут критичными для образования XXI века?». В профессиональной среде результаты поиска оформляются в различные версии образовательных моделей — их сейчас уже больше сотни. Кажется, что все эти модели уникальны, однако, на самом деле, состоят они из схожих элементов, ключевых для развития детей:
  • Компетенции – обычно выделяют 4 основных – критическое мышление, командная работа, коммуникация и креативность;
  • Знания предметных областей с акцентом на применимость и развитие функциональных грамотностей;
  • IT-навыки;
  • Личностные качества (тут перечень может разниться между моделями, но есть те, которые присутствуют почти в каждой).
Ключевые элементы образования детей

Компетенции 4К

Критическое мышление – это поиск, анализ и оценка информации; умение делать выводы и формировать собственное мнение; навык решения сложных задач. То есть, ребенок должен научиться находить нужную информацию, уметь оценить ее адекватность, правдивость, сделать выводы на основе полученной информации и суметь применить ее при решении стоящей перед ним задачи. Этот навык считается одним из самых главных в современном мире.

Коммуникация – умение эффективно формулировать и доносить свои мысли, воспринимать информацию из разных источников, слушать и задавать вопросы, использовать разнообразные форматы общения и средства массовой информации, общаться в различных средах и культурах.

Командная работа – способность эффективно и уважительно работать с разными командами, брать на себя общую ответственность за совместную работу и оценить индивидуальный вклад каждого члена команды, умение проявлять гибкость, спорить, находить компромиссы и доверять для достижения общей цели, распределять задачи между участниками, проявлять себя в разных ролях внутри команды.

Креативность – способность мыслить творчески и воплощать свои идеи в жизнь, умение созидать совместно с другими, искать нестандартные решения. Креативность не связана только с творчеством. Это навык в принципе что-то придумывать, находить решения, несмотря на ограничения, и изобретать новое.

Все эти компетенции развиваются на любом содержании, как в рамках школьного предметного обучения, так и на основе ситуаций и задач, которые возникают вокруг ребенка вне учебного процесса.


Предметные знания

Безусловно, знания предметных областей остаются основным фокусом формального образования. Однако все важнее не просто знать, а понимать, как применить полученные знания. Если в школе фокуса на применимости знаний мало, то можно частично это компенсировать дополнительными занятиями и в семье. Можно вместе с ребенком найти в интернете формулу элипса для орбиты Земли или поехать на тест-драйв Теслы и там посмотреть, как работает электрический двигатель. Любопытство ребенка можно связать с определенными знаниями и через него сформировать интерес к конкретному предмету. Все, что нас окружает – это совокупность знаний из разных предметных областей. И главная задача взрослых (и педагогов, и родителей) – показать ребенку, как приобретать необходимые знания и выстраивать взаимосвязи для решения любых задач.


IT-навыки

ИТ-навыки теперь стали выделять в отдельный обязательный элемент образовательной модели – из предметной области они перешли в разряд навыков, которые сейчас требуются практически в любой сфере деятельности. Обратите внимание, практически все отрасли добавили в название «тех»: финтех, фудтех, агротех и так далее. В область навыков в сфере информационных технологий входят: умение выстраивать логические цепочки, алгоритмизация, моделирование/инженерное творчество, работа с данными, эффективный поиск и работа с информацией и различными медиа.


Личностные характеристики и качества

Сюда относятся: управление проектами и продуктивность, лидерство и ответственность за результат, уверенность в себе, любопытство и мотивация к изучению нового/совершенствованию, гибкость и способность расти и адаптироваться к изменениям, твердость характера и упорство, самостоятельность и инициативность, социальные и кросс-культурные навыки. Список в разных образовательных моделях может отличаться, но эти качества присутствуют почти в каждой из них.

В традиционной системе образования развивают многие из названных качеств, но одно хотелось бы выделить отдельно. Редко формальный процесс образования формирует у учеников гибкое мышление. У нас принято итоговое оценивание, когда сначала ребенок что-то изучает, а в конце ему выносят вердикт, насколько хорошо он справился, таким образом, формируя фиксированное мышление. Крайне редко используется формирующее оценивание, когда в процессе изучения ребенку показывают, что он уже понял, а что еще пока нет, и вдохновляют двигаться дальше. Очень ярко различие между фиксированным мышлением (я не способен это знать/уметь) и гибким мышлением (я пока что-то не могу) показала в своих исследованиях Кэрол Дуэк. Результаты ее работы можно почитать в книги «Гибкое сознание» и в ее лекциях на TedTalk.
Образовательная стратегия

В образовательных кругах достигнут относительный консенсус в вопросе того, какое образование нужно дать детям в XXI веке, но при этом редко встречаются образовательные организации, которые с уверенностью могут утверждать, что дают детям все необходимые элементы в полном объеме.

Что же делать родителям? Хорошая новость: обладая знанием, из каких элементов необходимо строить образовательный путь ребенка, родители могут стратегически определить, что смогут «закрыть» школа и дополнительные кружки, а что реалистично развить в рамках взаимодействий и обсуждений в семье. Фактор семьи является очень важным для образовательных результатов и развития ребенка, причем чем выше в обществе требование обладания определенными навыками и личностными качествами, тем большее влияние может оказать семья.

В профессиональном сообществе существует четкое определение образовательной модели: это модель, по которой выстраивается программа обучения в школе или образовательной системе. Родителям я предлагаю использовать более понятный термин – образовательная стратегия. Ведь если мы будем знать, что конкретно надо дать ребенку, то сможем стратегически планировать, что, где, как и в каком объеме необходимо обеспечить для достижения результата.

Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Цель без плана – это всего лишь мечта». Мы все мечтаем о счастливом и успешном будущем для наших детей. Но намного эффективнее не мечтать, а планировать их образовательный путь, то есть: определить цель, разложить ее на составляющие, разработать стратегию для достижения результатов по каждому из них. При этом очень важно помнить, что в данной логике мы даем всего лишь рамку, а дальше ребенок должен иметь возможность выбирать составляющие его образовательного опыта самостоятельно в соответствии с интересами и способностями.

Большинство родителей интуитивно формируют образовательную стратегию, учитывая многие из необходимых элементов. Чтобы быть уверенными в том, что они все делают правильно и движутся в нужном направление, им важно знать: количество необходимых элементов образовательной стратегии конечно, а их содержание можно изучить и продумать способы развития у ребенка каждого из элементов.
Справочная информация: 3 самые известные образовательные модели

Модель Международного бакалавриата (IB)

Здесь образовательные модели находятся в основе программ каждой ступени обучения – начальной, средней и старшей школы. Рассмотрим модель старшей школы как целевую для выпускника.

В центре образовательной модели IB – портрет ученика (Learner Profile). Он содержит 10 качеств личности, которыми должен обладать учащийся программы IB. Следующий круг – подход к обучению (Approaches to learning), подразумевает целенаправленное развитие навыков. Три дополнительных курса развивают кругозор, сферу интересов ребенка и его самостоятельность в процессе познания – CAS (creativity — творчество, activity — деятельность, service — общество), Theory of Knowledge (теория познания), Extended Essay (индивидуальный исследовательский проект). И внешний круг модели – знания предметных областей, которые должны учитывать глобальные взгляды на современную проблематику.
    Модель Партнерства для обучения в XXI веке (P21.org)

    Модель была сформирована некоммерческой организаций американских работодателей и образовательных институтов. В ней обобщены и научные исследования, и требования работодателей к современному образованию. В результате они выделили 4 обязательных элемента. Внутренняя часть круга – знания ключевых предметных областей и применимость к вызовам XXI века. Во внешнем круге – ключевые навыки для обучения и инноваций (компетенции 4К), ИТ-навыки и медиа-информационные навыки, а также личностные качества, необходимые для жизни и успешной карьеры.
    Образовательная модель World Economic Forum

    Модель была представлена в докладе «Новый взгляд на образование», написанном проектной группой Всемирного экономического форума по результатам проведенного исследования. Данная модель включает в себя три типа образовательного результата: знания предметных областей с акцентом на функциональные грамотности, включая ИКТ-грамотность, компетенции 4К и качества характера.

    27 апреля / 2021

    МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ