Ключевые элементы образования детей Компетенции 4К Критическое мышление – это поиск, анализ и оценка информации; умение делать выводы и формировать собственное мнение; навык решения сложных задач. То есть, ребенок должен научиться находить нужную информацию, уметь оценить ее адекватность, правдивость, сделать выводы на основе полученной информации и суметь применить ее при решении стоящей перед ним задачи. Этот навык считается одним из самых главных в современном мире.
Коммуникация – умение эффективно формулировать и доносить свои мысли, воспринимать информацию из разных источников, слушать и задавать вопросы, использовать разнообразные форматы общения и средства массовой информации, общаться в различных средах и культурах.
Командная работа – способность эффективно и уважительно работать с разными командами, брать на себя общую ответственность за совместную работу и оценить индивидуальный вклад каждого члена команды, умение проявлять гибкость, спорить, находить компромиссы и доверять для достижения общей цели, распределять задачи между участниками, проявлять себя в разных ролях внутри команды.
Креативность – способность мыслить творчески и воплощать свои идеи в жизнь, умение созидать совместно с другими, искать нестандартные решения. Креативность не связана только с творчеством. Это навык в принципе что-то придумывать, находить решения, несмотря на ограничения, и изобретать новое.
Все эти компетенции развиваются на любом содержании, как в рамках школьного предметного обучения, так и на основе ситуаций и задач, которые возникают вокруг ребенка вне учебного процесса.
Предметные знания Безусловно, знания предметных областей остаются основным фокусом формального образования. Однако все важнее не просто знать, а понимать, как применить полученные знания. Если в школе фокуса на применимости знаний мало, то можно частично это компенсировать дополнительными занятиями и в семье. Можно вместе с ребенком найти в интернете формулу элипса для орбиты Земли или поехать на тест-драйв Теслы и там посмотреть, как работает электрический двигатель. Любопытство ребенка можно связать с определенными знаниями и через него сформировать интерес к конкретному предмету. Все, что нас окружает – это совокупность знаний из разных предметных областей. И главная задача взрослых (и педагогов, и родителей) – показать ребенку, как приобретать необходимые знания и выстраивать взаимосвязи для решения любых задач.
IT-навыки ИТ-навыки теперь стали выделять в отдельный обязательный элемент образовательной модели – из предметной области они перешли в разряд навыков, которые сейчас требуются практически в любой сфере деятельности. Обратите внимание, практически все отрасли добавили в название «тех»: финтех, фудтех, агротех и так далее. В область навыков в сфере информационных технологий входят: умение выстраивать логические цепочки, алгоритмизация, моделирование/инженерное творчество, работа с данными, эффективный поиск и работа с информацией и различными медиа.
Личностные характеристики и качества Сюда относятся: управление проектами и продуктивность, лидерство и ответственность за результат, уверенность в себе, любопытство и мотивация к изучению нового/совершенствованию, гибкость и способность расти и адаптироваться к изменениям, твердость характера и упорство, самостоятельность и инициативность, социальные и кросс-культурные навыки. Список в разных образовательных моделях может отличаться, но эти качества присутствуют почти в каждой из них.
В традиционной системе образования развивают многие из названных качеств, но одно хотелось бы выделить отдельно. Редко формальный процесс образования формирует у учеников гибкое мышление. У нас принято итоговое оценивание, когда сначала ребенок что-то изучает, а в конце ему выносят вердикт, насколько хорошо он справился, таким образом, формируя фиксированное мышление. Крайне редко используется формирующее оценивание, когда в процессе изучения ребенку показывают, что он уже понял, а что еще пока нет, и вдохновляют двигаться дальше. Очень ярко различие между фиксированным мышлением (я не способен это знать/уметь) и гибким мышлением (я пока что-то не могу) показала в своих исследованиях Кэрол Дуэк. Результаты ее работы можно почитать в книги «Гибкое сознание» и в ее лекциях на
TedTalk.