Что такое образовательный бренд и зачем он нужен компаниям

автор Forbes Russia Education
Рынок труда в России по большей части остается рынком соискателя, а кандидаты становятся все избирательнее. Чтобы привлекать профессионалов, бизнес использует множество инструментов. Один из них — образовательные проекты для молодежи. Их все чаще запускают технологические компании, развивая таким образом свой образовательный бренд.

Этот тренд проявляется по-разному: некоторые организации, например, открывают профильные школы и курсы — сами или в партнерстве с вузами. Скажем, VK развивает направление VK Education, которое проводит бесплатные образовательные программы в ИТ- и цифровой сфере, а также создает учебные центры на базе вузов. «Сбер» несколько лет назад запустил образовательный проект «Школа 21» с кампусами в Москве, Казани и еще шести городах России. Учиться программированию там могут все, кто пройдет месячный отборочный тур. «Росатом» на базе Национального ядерного университета «МИФИ» готовит инженеров и специалистов по ядерной безопасности для проекта «Прорыв». «Тинькофф» проводит «Финтех курсы» по разработке и аналитике как для начинающих, так и для опытных специалистов. Своя «Школа программистов» есть у hh.ru. И это лишь несколько примеров.

Одной из предпосылок к развитию таких проектов стала высокая конкуренция за кадры в ИТ: работодатели поняли, что так можно привлекать молодежь и растить джунов. Начинающим специалистам подобные форматы также выгодны: они хотят учиться и строить карьеру в компаниях — лидерах рынка. Для бизнеса и вузов совместные проекты — способ минимизировать разрыв между теорией и практикой и помочь выпускникам быстрее адаптироваться к реальным условиям работы.

Сегодня учебные заведения и студенты относятся к образованию как к продукту. Они понимают, что из великого множества предложений люди выбирают для себя наиболее подходящее — то, которое создает большую ценность и открывает широкие перспективы профессионального развития. Чтобы добиться своих целей с помощью образования, бизнесу нужна внятно сформулированная образовательная концепция, то есть образовательный бренд, и ее грамотная реализация.
    Что такое образовательный бренд
    Это понятие стоит в одном ряду с HR- и технологическими брендами, в развитие которых в последнее время активно вкладываются многие компании. Но если HR-бренд — это образ организации в глазах сотрудников, а технологический — отражение инновационности бизнеса и уникальности его технологий, то образовательный бренд связан с компетентностью и экспертностью компании в части подготовки специалистов. Это своего рода социальная ответственность бизнеса, которая определяется глубиной интеграции в образовательную среду за счет сервисов, контента и учебных программ.

    Все три понятия — образовательный, HR- и технологический бренд — тесно связаны и частично пересекаются.

    Если компания создает успешный инновационный продукт, рано или поздно она захочет поделиться передовым опытом с другими, и на ее опыте и под руководством ее экспертов будет интересно учиться. Если организация успешно обучает студентов ИТ-дисциплинам и славится своими технологичными сервисами, это может привлечь в ее ряды специалистов, мечтающих заниматься амбициозными проектами.
        Зачем компаниям развивать образовательный бренд
        Сильный образовательный бренд выгоден работодателю по многим причинам. Перечислим основные из них.

        Новые лояльные «пользователи». Образовательный бренд — способ завоевать лояльную аудиторию с юных лет. Традиционно люди посвящали учебе большую часть жизни — от начальной школы до окончания вуза; сегодня же, с расцветом концепции Lifelong Learning, мы уже, как правило, не прекращаем учиться. Согласно докладу Всемирного экономического форума «Будущее рабочих мест 2023», 44% навыков, которыми сегодня владеют специалисты, устареют через пять лет. Скорее всего, эта тенденция сохранится и в будущем — более того, «срок годности» компетенций наверняка будет сокращаться. Это значит, что людям придется регулярно обновлять свои знания и умения.

        Компания выигрывает, если встраивается в этот цикл и долгое время присутствует в жизни человека, предлагая ему образовательные программы разных форматов. Даже если выпускники таких программ не трудоустроятся в компанию, они будут к ней лояльны и смогут рассмотреть ее в будущем или посоветовать друзьям и знакомым.

        Привлечение и подготовка будущих сотрудников. Сильный образовательный бренд дает возможность привлекать и обучать потенциальные кадры еще на этапе учебы в школах, вузах и колледжах. Когда на рынке высок спрос на определенных специалистов, компания может сама выращивать их с нуля до самого высокого уровня.

        Экономия на найме и адаптации. Поиск на открытом рынке, наем и адаптация специалистов требуют от бизнеса серьезных вложений. С этой точки зрения собственный или партнерский образовательный курс не кажется таким уж дорогостоящим проектом. Во время учебы за потенциальным новичком несколько месяцев наблюдают в рабочей обстановке и понимают, какие задачи даются ему лучше всего.

        Адаптация нового сотрудника обычно занимает несколько месяцев. Но когда молодой специалист плавно переходит на работу после обучения, он сразу начинает приносить компании пользу и решать нужные ей задачи на требуемом уровне. Он уже знаком с технологиями и проектами организации, с ее корпоративной культурой и процессами.

        Улучшение имиджа компании. Образовательный бренд подсвечивает социальную ответственность бизнеса. Когда организация бесплатно обучает людей, она развивает не только их, но и рынок в целом. Она открыто делится экспертизой, предоставляет прозрачные и широкие возможности для трудоустройства и самореализации молодежи.

        Инвестиции в будущее. Обучая специалистов разного уровня, бизнес вкладывается в рост своей и смежных индустрий, а также сотрудников, которые работают в разных отраслях. А значит, через три — пять лет организации будет гораздо проще найти и нанять достойных специалистов.
            Как построить образовательный бренд
            Масштабные проекты
            Долгоиграющие образовательные проекты могут включать в себя онлайн- и офлайн-курсы, партнерство с вузами и школами, создание собственных образовательных платформ. Такие проекты нередко предлагают обучение по разным направлениям для разных аудиторий, например для желающих освежить свои знания и для тех, кто хочет освоить новую профессию. Как правило, запуску подобных проектов предшествуют качественные корпоративные программы обучения — на них оттачиваются и совершенствуются навыки экспертов-преподавателей, методология обучения, возможности платформ.

            К примеру, компания может создать целую экосистему образовательных проектов для школьников и студентов. Школьникам подойдут профориентационные мероприятия, чемпионаты и олимпиады, студентам — курсы, программы стажировок и стипендий, обучение на базе учебных центров в ведущих вузах страны.

            Краткосрочные и разовые проекты
            Масштабные и долгосрочные образовательные проекты нужны не каждому работодателю. Малый и средний бизнес также могут проводить заметные образовательные мероприятия. Конференции, хакатоны, митапы — выбор форматов большой. Кстати, митапы и хакатоны сегодня организуют не только для разработчиков, но и для маркетологов, дизайнеров, инженеров-проектировщиков и других специалистов. Регулярные мероприятия помогут компании сделать первый шаг на пути к созданию образовательного бренда и сформировать вокруг организации лояльное комьюнити. А лучших участников хакатона или конкурса всегда можно пригласить на работу.
                Укрепление образовательного бренда способно принести пользу многим организациям. Но работая над его развитием, важно понимать, что главная цель — не «сделать как у конкурента», а достичь собственных целей — имиджевых, социальных, кадровых.
                    19 января / 2024
                    Автор:
                    Анна Степанова, заместитель вице-президента по образовательным проектам VK
                    МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ