«Мы не можем развивать ребенка как личность, если не выработали у него базовые навыки»: как учить аутичных детей

автор Forbes Russia Education

Количество детей с аутизмом растет во всем мире, при этом все больше родителей выходят из «тени» РАС и открыто рассказывают о трудностях, с которыми их семьи сталкиваются, в том числе и в сфере образования. Разбираемся, как может быть устроено обучение аутичных детей в школе.
    Почему нельзя учить детей с РАС как всех
    Аутизм или расстройства аутистического спектра (РАС) – это нарушение нейроразвития, которое проявляется в виде поведенческих дисфункций. РАС всегда подразумевает сложности в коммуникации: таким людям трудно понять, зачем и как ее строить. Они испытывают проблемы с социальными контактами, боятся и избегают новый опыт, часто имеют стереотипное поведение. Аутизм – это спектр, поэтому разные аутичные черты проявляются в разной степени. При этом людям с РАС на самом деле нужны другие люди, но они не знают, как с ними взаимодействовать. Обычные дети приобретают навыки естественно – в социальных отношениях, а детей с аутизмом этому необходимо обучать. Из-за своих особенностей они типично не учатся. Но вместе с тем именно общеобразовательная инклюзивная школа, типичная, а не сегрегированная, социальная среда, полезна для компенсации у них социального дефицита. К тому же, согласно обзору ЮНЕСКО, инклюзия повышает качество образования для всех детей, а не только для аутичных.

    Раньше дети с РАС попадали в школы, если они демонстрировали нормальный или выше среднего интеллект. Но школы с ними все равно не справлялись. Аутизм при любом уровне интеллекта выступает барьером для стандартизированного обучения.
        Показатель интеллекта в симптомокомплекс аутизма не входит. Это может быть сопутствующим расстройством. Около 35% детей с аутизмом имеют интеллектуальные нарушения.
          Показатель интеллекта в симптомокомплекс аутизма не входит. Это может быть сопутствующим расстройством. Около 35% детей с аутизмом имеют интеллектуальные нарушения.
          Опираясь на международные практики и российские образовательные условия, Центр проблем аутизма разработал стратегию обучения детей с аутизмом с любым уровнем интеллекта и внедрил ее в нескольких школах. Сегодня ЦПА добивается включения этой программы во всю систему российского образования.
            Главный пазл инклюзии
            Всего существует около 30 доказательных методов обучения аутичных людей, большая часть которых основана на дисциплине «Прикладной анализ поведения» (ПАП). Но есть и другие подходы: например, физическая культура является доказательным методом, но не относится к ПАП.
              ПАП – область науки, основанная на бихевиоризме, изучает законы поведения для изменения социально значимого поведения и то, как мы обучаемся (в широком смысле слова). Данные законы работают для всех. Общеупотребительные термины, которые могут встречаться в статьях и спецлитературе: ПАП-методы или ABA-терапия (от англ. Applied behavior analysis therapy – терапия, основанная на прикладном анализе поведения).
                ПАП – область науки, основанная на бихевиоризме, изучает законы поведения для изменения социально значимого поведения и то, как мы обучаемся (в широком смысле слова). Данные законы работают для всех. Общеупотребительные термины, которые могут встречаться в статьях и спецлитературе: ПАП-методы или ABA-терапия (от англ. Applied behavior analysis therapy – терапия, основанная на прикладном анализе поведения).
                  ПАП, наряду с другими подходами, может применяться для управления персоналом или построение эффективной команды. Для людей с аутизмом наибольшим эффектом обладают ПАП-методы. Приведем несколько примеров:

                  Метод функциональной оценки поведения
                  Данный метод показывает, что стоит за тем или иным поведением, какая у него функция. Отталкиваясь от этих данных, строятся вмешательства.

                  Метод подкреплений
                  Ученик поощряется за поведение, которое дает результат: при выполнении задания – за правильный ответ; при отработке навыка – за правильное действие; при работе с нежелательным поведением – за то, что он его не проявляет; при работе с социальным поведением – за каждое инициирование, например, коммуникацию с другими. Таким образом, поведение закрепляется, затем снижается количество «искусственных» поощрений до полного отказа от них. Далее поведение поддерживается естественными реакциями обычной среды.

                  Метод подсказок
                  Этот метод используется для освоения нового навыка или формы поведения. Подсказками могут быть слова, жесты или физическая помощь: к примеру, педагог может взять за руку ученика и указать на правильный ответ.

                  Метод видеомоделирования.
                  При таком подходе, значимое поведение или навык показываются ученику на видео, чтобы он его воспроизвел.

                  Около 30% детей с аутизмом невербальны или маловербальны. Но это не является преградой для обучения. В качестве альтернативного способа коммуникации специалисты используют PECS – Picture Exchange Communication System, то есть, систему общения с помощью обмена изображениями. Существуют и другие системы, в том числе, более высокотехнологичные.

                  «К ПАП есть претензия, что он не занимается личностью. С одной стороны, он на это не претендует. С другой – личность без навыков при серьезных поведенческих барьерах не развивается. Крупнейший авторитет в психологии и педагогике Лев Выготский четко сформулировал: «Развитие следует за обучением». Мы не можем развивать ребенка как личность, если не выработали у него базовые навыки, позволяющие ему справляться с окружающей средой», – поясняет Екатерина Мень, президент Центра проблем аутизма.
                  Структурированное обучение в школе
                  В школе все ПАП-методы воспроизводятся в рамках структурированного обучения, на котором построена работа ресурсного класса. Из самого названия «структурированное обучение» вытекают его принципы:

                  Структурирование пространства
                  За каждым учеником закрепляется конкретное рабочее место, даже на физкультуре – пространство можно выделить, например, кругом; зонируются места для групповой работы и отдыха, и так далее.

                  Визуализация
                  Для аутичного человека ориентирование и нахождение в знакомой среде крайне важны и понятная визуальная коммуникация здесь играет не последнюю роль. Для пояснения хорошим «неаутичным примером» станет международный аэропорт. Даже не зная иностранного языка, благодаря изображениям мы быстро ориентируемся в огромном пространстве.

                  Структурирование времени, деятельности и задач
                  Аутичный ребенок должен знать, что и когда его ждет, понимать последовательность действий, поэтому необходимо четко прописывать и визуализировать и расписание, и список дел на день. Также нужны подробные инструкции, визуализация всех этапов выполнения задания, включая итог.

                  Ресурсный класс – это не отдельный класс как коллектив или аудитория. Это пространство поддержки учеников с аутизмом, «транзит» между типичной школьной средой и аутичным учеником. Здесь не учат математике или русскому языку. Здесь учат учиться, понимать инструкции учителя, общаться с другими одноклассниками, справляться с внешней средой, особенно с сенсорными триггерами – чувствительность людей с аутизмом намного выше, чем нейротипичных.

                  После такой подготовки ученик с РАС может включаться в уроки с нейротипичными одноклассниками. Происходить это должно постепенно. Для начала по 15 минут один-два раза в неделю и только на предметах, которые выберет сам ребенок. «Включаться» можно и не на уроках, а на переменах. Постепенно время увеличивается, как и количество занятий и активностей. Помните: для некоторых учеников не стоит задачи освоить всю стандартную школьную программу. Он занимается столько, сколько позволяют его возможности.

                  Образовательные маршруты, планы коррекции поведения составляет ресурсный педагог. Учебники даже при высокой скорости овладения программой могут быть слишком сложны для восприятия детьми с аутизмом. Поэтому все материалы адаптируются. Главные принципы: подсказать, структурировать, дополнить.

                  Ключевая роль в инклюзивном образовании отведена тьюторам, которые помогают детям с РАС во время уроков. Тьютор в ресурсном классе – это индивидуальный наставник, оказывающий помощь и поддержку в освоении навыков. Тьютор в обычном классе – медиатор между учеником с аутизмом и школьной средой, в его задачи входит помощь в понимании инструкций учителя, в выборе способов коммуникации и т.д. Однако тьютор не должен замыкать ребенка на себе, основная задача – сделать так, чтобы в какой-то момент его помощь стала не нужна, а ученик мог находиться в классе самостоятельно.

                  По мнению Екатерины Мень, многие часто не понимают суть тьюторства, подменяя его «соцзащитой». «Тьютор, вместо четкого протокола формирования навыка, просто берет руку ученика и пишет ею прописи; либо вместо ученика отвечает на заданные ученику вопросы; демонстрирует гиперопеку, пытается заменить собой основного учителя на уроке, – ошибок очень много, которые сводят на ноль всю технологию. Или не используется поведенческий подход. Например, безрезультатно полгода работают с проблемой – ребенок не может в течение 5 минут сосредоточиться на задаче или выходит из себя от звонка на урок. Его уговаривают или дают слишком много внимания нежелательному поведению. И когда объясняешь, как оно устроено, даешь инструмент работы с ним, проблемы решаются. Что-то сразу же, что-то закрепляется неделю или более сложное – за месяц, но они решаются. Когда педагоги начинают овладевать этим подходом, у них происходит инсайт: это такие очевидные вещи, отвечающие здравому смыслу», – поясняет она.

                  Тьюторами и наставниками могут быть и дети – нейротипичные одноклассники или более старшие ученики с аутизмом. Такой метод называется«сверстниковое тьюторство». Они могут объяснить какой-то материал, дать инструкцию. Все задания строятся таким образом, чтобы каждый отработал свои навыки. Занятия могут быть и групповыми, и не только академическими, но и игровыми. Этот метод (методичка здесь) вобрал в себя современные педагогические практики и знания о том, как учатся дети, не только аутичные.
                  Автор:
                  Марина Меркулова, продюсер, редактор Центра проблем аутизма
                  МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ