РЭНКИНГ ЛУЧШИХ ЧАСТНЫХ ШКОЛ МОСКВЫ

Школа для каждого: как найти школу с правильными ценностями

Владимир Погодин

учитель Новой школы, оргконсультант, абсолютный победитель Всероссийского конкурса i-Учитель 2018. Автор книги «Педагогика выбора» и серии книг «Математические разминки» для начальной школы. Ведущий онлайн-проекта «Рейтинги школ Москвы»
Про школу непросто что-то узнать. Это сложная система, в которой работает много людей, и, естественно, многие из этих людей считают, что работают в организациях с некоторой спецификой. Можно анализировать эту специфику, выделять общие параметры у разных школ, тем или иным способом проводить оценку школы извне. А можно действовать по-другому.
Работая администратором и учителем, а также консультируя директоров, я бывал в разных школах. Чтобы в общих чертах понять, в какой школе оказался, я обычно задавал педагогам и администраторам два вопроса: просил рассказать об успехах и удачах учеников и описать тот образ хорошего ученика, который в школе так или иначе формируют. Ответы обычно давали мне ключ к тому, чтобы понять, как в школе будут видеть ребенка и относиться к нему, на что можно в первую очередь рассчитывать с точки зрения образования ребенка, и, наконец, к тому, чтобы уточнить подробности: по первым ответам уже можно предполагать некоторые сильные стороны школы и ее дефициты. Ответы на эти два вопроса, как правило, делятся на четыре группы.
Бывают школы, где сразу начинают описывать учебные успехи учеников, их победы в конкурсах, олимпиадах и экзаменах. Здесь гордятся тем, какие умные и трудолюбивые в школе ученики, как они готовы вкладываться старательным трудом в свои результаты и конкурировать, демонстрируя свой успех. Если после вопроса об учениках, например, спросить о педагогах, с большой вероятностью можно услышать о коллективе высококвалифицированных специалистов, цель которого — обеспечить выдающиеся образовательные результаты.
Бывают школы, где в первую очередь говорят о других успехах учеников: как они проявились в творческих проектах, что нового придумали и реализовали, как поработали самостоятельно и во взаимодействии с другими учениками. Про победы в конкурсах здесь говорят не сразу и порой с легким оттенком удивления, как будто спросили что-то не то. Да, здесь есть победители и есть те, кто добивается выдающихся академических результатов, но это не главное. И здесь тоже работают уникальные учителя, которые могут взахлеб рассказывать о том, как талантливо и разнообразно проявляют себя их дети.
В немалом количестве школ говорят сразу обо всем: что успешные дети дисциплинированны, ценят традиции школы и, конечно, хорошо учатся, участвуют в олимпиадах и создают проекты. Разве что про таланты учеников сразу не услышать, и если спросить, чем занимается ученик в свободное время, в ответ могут помяться или сказать что-то про внеурочную деятельность и кружки. В таких школах важно, чтобы ученики не создавали проблем и выполняли все, что от них требуется. Педагоги здесь обычно достаточно традиционны и про большинство личностных особенностей учеников не очень осведомлены.
А еще существуют школы, где можно услышать об открытии учеником самого себя, самореализации, успехе как нахождении собственного пути. Здесь говорят о сложившихся отношениях в школьном сообществе как об образовательном результате. И образовательный успех здесь тесно связывают со склонностями самого ребенка. Педагоги в таких школах поддерживают учеников в их поисках самих себя и умеют это делать, а педагогический успех видят в налаживании доверительных отношений, способствующих личностному развитию детей.
Организационная культура школы

Перечисленные взгляды, конечно, могут встречаться в разных вариациях, ведь сколько людей, столько и мнений. Взгляды разных педагогов и администраторов на успешных учеников будут разными, потому что они могут придавать значение различным вещам. И все же есть что- то общее, что прослеживается за взглядами людей, работающих в школе и знающих ее изнутри. Это общее — организационная культура школы.

Что такое организационная культура

У Константина Ушакова, главного редактора журнала «Директор школы», есть прекрасная метафора: организационная культура — это колея. Та колея, в которой существует организация, определяет, как все в ней устроено, и отличает от остальных подобных.

Научных определений в литературе около 50, и они все разные. Одним из наиболее удачных, наверное, можно считать определение американского психолога и исследователя Эдгара Шейна. Он писал, что организационная культура — это система базовых представлений, которые приобретаются какой-то группой или организацией в процессе функционирования, адаптации к внешней среде и к процессам внутренней интеграции. Предполагается, что эти представления сослужили добрую службу, доказали свою эффективность и в качестве ценностей передаются дальше.

Организационная культура у организации есть всегда вне зависимости от того, что это за организация, какие задачи решает, к чему стремится и на чьи деньги существует. Она может быть менее или более выраженной, но ее всегда можно наблюдать и определять. Образовательные организации — не исключение из этого правила. Организационная культура конкретной школы показывает, что в ней принято, какой стиль управления превалирует, что возможно, а что нет, чего ожидать от взаимодействия со школой и ее сотрудниками. Понимание, какой тип организационной культуры существует в школе, важно и для руководителей, и для сотрудников, и для учеников и их родителей.

Два вопроса, которые я упоминал вначале, — один из методов предварительной экспресс-диагностики организационной культуры. Но о какой конкретно культуре мы в каждом случае можем говорить и чем характеризуются разные группы ответов?

В 80-е годы прошлого века вышла книга Кима Камерона и Роберта Куинна «Диагностика и изменение организационной культуры», где выделяются четыре типа оргкультур: клановая, адхократическая, бюрократическая и рыночная. Отечественный исследователь Тахир Базаров предлагает другие названия, более понятные и метафоричные, остановимся на них.


Типы оргкультур
В организациях с предпринимательским типом культуры все нацелены на результат, на выполнение поставленных задач и воспитание конкурентности — именно такая культура угадывается в первом ответе на вопрос об успехах учеников.
В партнерской культуре правят бал новаторство, креативность, экспериментирование в групповом взаимодействии, для этой культуры характерен в той или иной редакции второй ответ.
В организации с иерархическим типом очень важны формальные правила и процедуры, официальная политика руководства, многолетние традиции.
Органическая культура предполагает, что школа — это организм, действующий как единое целое, в ней очень важно доверие, человеческие отношения, самоопределение, разделяемый всеми взгляд на то, что происходит в школе.
Конечно, предварительная диагностика — только первый шаг. Школа представляет собой сложный сплав культур, где обычно присутствуют все четыре типа в некотором сочетании. И все же какая-то из них превалирует, и, определив ее, можно говорить о более тонком и глубоком понимании ситуаций, возникающих в школе, а также предсказании того, как сотрудники школы будут вести себя в этих ситуациях.

Допустим, у родителей не складываются взаимоотношения со школой: постоянные жалобы на ребенка, встречные жалобы родителей, вызывающие сопротивление администрации. Почему такое происходит? Ответ может скрываться в несовпадении представлений родителей о том, в школе с какой организационной культурой стоит учиться их ребенку, с тем, какова она в школе на самом деле. Если, например, родители хотят, чтобы в школе руководствовались желанием и пониманием необходимости развивать в детях критическое мышление, креативность, умение творить, а в школе ведущей является иерархическая организационная культура, при которой главное — жесткий порядок, дисциплина, следование правилам, то, конечно, родители изменить оргкультуру не в силах. Но поняв причины возникающих проблем, они могут более осознанно учитывать ценности этой школы или сменить ее на другую. Выбор школы, более подходящей ценностям семьи, может оздоровить как ситуацию в семье, так и обстановку в школе.

3 декабря / 2020
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ СПЕЦПРОЕКТА