Но если с общими рассуждениями о глобальном все более или менее понятно, то все еще неясно, что делать тем, для кого просвещать — это профессия. Однако и на поле педагогов тоже нашлось место умозрительным заключениям, причем тоже всеобъемлющим. Так, в «Гараже» состоялось немаловажное для российского образовательного ландшафта событие — презентация первого русского перевода книги Жака Рансьера «Невежественный учитель» (впервые увидела свет в 1987 году). Сегодня труд французского философа уже стал бестселлером среди работников передовых институций неформального образования (например, музеев) и начал проникать в прогрессивные слои работников школ и вузов. Правда, раньше работу Рансьера приходилось читать в основном на английском или французском языках. На презентации книги и были обсуждены основные мысли философа применительно к российской образовательной сфере.
Ключевая идея книги, как утверждают участники дискуссии, — кандидат наук о культуре, преподаватель Потсдамского университета Катерина Суверина, кандидат культурологии, ведущая программы «Двоичный код» (RTVI) Оксана Мороз и куратор программ медиации Музея «Гараж», соведущая подкаста «Диалог с подростком» Марина Романова, — заключается в протесте против властных образовательных практик.
Можно обойтись без довлеющей фигуры авторитарного учителя, равно как и без вертикального, иерархического объяснения чего-либо от некоего «владельца знания» для «непросвещенной толпы». На их место должны прийти горизонтальные связи и передача опыта друг другу (в том числе от ученика к учителю), считают вслед за Рансьером участницы дискуссии. Такой подход позволяет убрать из образовательного процесса в действительности чуждый ему по целям элемент преклонения, а также раскрепостить учащихся. Понятие раскрепощения здесь ключевое. Оно обуславливает желание ученика познавать и развиваться.
Сейчас, к примеру, по словам спикеров, в высшей школе право на критику у учащихся нет до тех пор, пока «студент» не поднимется в академической иерархии до определенного этапа (например, магистра, но лучше — кандидата наук). Это препятствует возможности появления диалога. Это также делает невозможным возникновение горизонтальных связей и, следовательно, обмен опытом. Так, парируя мнение консервативно настроенных сторонников академизма, отметим: даже если студент не разбирается в том, о чем спорит, именно в диалоге и открывается окно возможностей донесения до него корректной информации.
Конечно, эта идея может быть реализована только там, где отсутствует жесткий бюрократический аппарат. Пока он не выведется, не удастся изжить пагубные практики советского образования, вроде той же авторитарной фигуры учителя (не уважаемой, а именно авторитарной), считают спикеры. А ведь дискуссии о них (и о бюрократической нагрузке) ведутся на протяжении многих лет, да и на мероприятиях часто звучала мысль о необходимости пересмотра образа педагога, причем в том числе и от самих работников сферы образования.
Хорошая новость (и в какой-то степени парадоксальная), по всей видимости, заключается в следующем: пока институциональные структуры весьма комфортно себя чувствуют в иерархической модели и не собираются меняться сами, практическая разработка путей преодоления пережитков прошлого ведется внутри них самих. Учителя могут начать менять себя сами и вывести качество образовательных процессов на новый уровень.