Спрос или хайп: как онлайн-платформы решают, каким профессиям вас учить

С развитием технологий и под влиянием внешних факторов рынок труда постоянно меняется, поэтому тренд на смену профессий и постоянное обучение становится нормой. Но когда все вокруг хотят стать IT-шниками, возникает вопрос: не хайп ли это и чему действительно стоит учиться.

Сегодня крупные онлайн-платформы предлагают разные варианты обучения профессиям: от краткосрочных курсов до программ высшего образования. Кто создает спрос на профессии, и как понять, в каком случае достаточно курса, а когда надо идти в магистратуру или бакалавриат — объясняем в этом материале.
    Популярность обучения IT-профессиям, по оценкам онлайн-платформ, в 2022 году выросла на 30–40%. Наибольшим спросом стали пользоваться программы для подготовки тестировщиков, системных администраторов, Data-аналитиков, UX/UI-дизайнеров, Python- и Java-разработчиков.

    При этом, по данным опроса Работа.ру и СберПодбора, на 2023 год самим работодателям больше всего не хватает представителей рабочих профессий: сварщиков, токарей и электриков. IT-специалисты на втором месте, за ними врачи, линейный персонал (курьеры, продавцы, разнорабочие), инженеры, менеджеры по продажам, строители, медперсонал, логисты и маркетологи. Почему же обучение IT-профессиям востребовано больше всех?

    Во-первых, нужно понимать, что не всем профессиям можно научиться онлайн и на платформы люди идут именно за получением цифровых специальностей. Многих привлекают карьерные перспективы, возможность удаленной работы и высокий заработок в сочетании с возможностью относительно быстро освоить новую профессию. Стабильный спрос на специалистов, повсеместная цифровизация и фокус государственной политики на развитие отрасли также способствуют росту популярности IT.

    Во-вторых, онлайн-программы решают для людей разные задачи. Хотя смена работы — самая распространенная цель обучения, она не единственная. Только 44% студентов ставят перед собой цель сменить профессию и место работы, большинство хочет приобрести новые компетенции, иметь официальный документ, сменить должность или получить повышение на текущей работе. Поэтому напрямую связывать спрос на обучение со спросом на специалистов было бы неверно.

    Онлайн-платформы оценивают не только требования рынка, но и готовность аудитории осваивать те или иные профессии. Чтобы определить перспективные направления и уровень образовательной программы, необходимо провести различные исследования и проанализировать большое количество данных.
      Как платформы находят востребованные профессии и определяют длительность обучения
      При поиске новых профессий в первую очередь нужно ориентироваться на требования рынка труда и государственную политику, которая влияет на бизнес и экономику в целом. Также важно отслеживать тенденции в отдельных сферах, учитывать потребности действующих специалистов и потенциальных студентов.

      Для этого необходимо собирать и анализировать данные на разных уровнях:

      Следить за глобальными трендами. Изучать данные и прогнозы экспертов в актуальных отчетах компаний и материалах международных форумов. Среди них доклады Всемирного экономического форума, отчеты ассоциации WorldSkills, Атлас новых профессий. При этом важно не строго ориентироваться на прогнозы, а смотреть на общие тенденции в развитии отраслей и искать те навыки, которые потребуются специалистам в ближайшие годы.

      Собирать данные по спросу в разных сферах. Стандартно аналитики могут делать такую работу ежегодно, но, если в каких-то отраслях или в экономике происходят сильные изменения, проводится внеплановый анализ. Для этого используются публичные отчеты крупных корпораций или анализируется рынок самостоятельно и в партнерстве с другими компаниями. Так, в Нетологии вместе с направлением профессий в образовании коллеги готовят ежегодное открытое исследование сферы образования.

      Проводить внутренние исследования в отдельных направлениях обучения. Команды курсов на постоянной основе (желательно, не реже, чем раз в три месяца) должны изучать спрос на свои программы и актуализировать линейку продуктов. Например, когда на рынке труда растет потребность в специалистах по кибербезопасности и инженерах данных, продюсеры могут запустить курсы обучения этим профессиям, а с появлением UX-дизайнеров инициировать разработку курсов по подготовке таких специалистов. В высшем образовании подобное исследование достаточно проводить раз в год, поскольку цикл принятия решений и согласования программ с вузами более длительный.

      Анализировать аудиторию. Каждый месяц продюсеры собирают данные по запросам на свои программы, собирают портрет студента и выдвигают гипотезы. Если на курсе по анализу данных много HR-специалистов, возможно, стоит запустить отдельную программу с фокусом именно на их профессиональную область. Чтобы это проверить, продюсеры изучают спрос на конкретный навык в вакансиях, информацию в профессиональных каналах и предложения других платформ.

      На каждом уровне исследований можно обнаружить перспективные профессии и потенциально интересные направления.

      Затем, чтобы убедиться в востребованности выбранной специальности, необходимо провести углубленный анализ рынка труда. Исследователи собирают данные о спросе и изучают должностные обязанности в вакансиях. Затем проводят интервью минимум с пятью представителями из разных компаний — специалистами по выбранной профессии и их руководителями, которые помогают скорректировать и дополнить список требований к потенциальным кандидатам.
        Профессия — совокупность компетенций, позволяющих специалисту работать на конкретной должности. Например, от системного аналитика требуется умение составлять документацию по IT-проектам, взаимодействовать с командой и работать с базами данных с помощью SQL. Каждую из этих компетенций можно разложить на конкретные навыки, знания и умения, которые студенты и изучают в рамках образовательной программы.
          Профессия — совокупность компетенций, позволяющих специалисту работать на конкретной должности. Например, от системного аналитика требуется умение составлять документацию по IT-проектам, взаимодействовать с командой и работать с базами данных с помощью SQL. Каждую из этих компетенций можно разложить на конкретные навыки, знания и умения, которые студенты и изучают в рамках образовательной программы.
              В результате такого исследования получается подробный портрет будущего специалиста и формируется матрица компетенций, которая ложится в основу будущей программы. Она помогает определить объем и длительность обучения и понять, на каком уровне человек сможет освоить выбранную профессию.

              При этом важно учитывать и потребности аудитории. Так, UX- и геймдизайн — популярные направления, их можно запустить в формате расширенных программ высшего образования. Но специалисты в этих сферах не готовы к долгосрочному обучению и не нуждаются в дипломе для подтверждения своей квалификации. Поэтому запускать образовательные программы длительного формата здесь не совсем целесообразно.

              Бывает, что специалисты формируют спрос на профессии и навыки раньше работодателей. Так было с Data-журналистикой: когда в медиа стали расти требования к объемам и качеству выпускаемых материалов, как такового спроса на новую профессию на рынке еще не было. Но специалисты понимали, что навык работы с анализом данных позволит им оставаться востребованными, и шли учиться аналитике. Уже после этого появился спрос на конкретных специалистов у работодателей.

              Помимо актуальных потребностей рынка важно предвосхищать будущие изменения. Для этого онлайн-платформы анализируют зарубежные образовательные продукты, ищут профессии, которым еще не учат в России, и изучают исследования крупных международных компаний. Если большинство авторитетных экспертов прогнозируют появление нового направления или должности в отдельной сфере и у этой специальности есть потенциал на российском рынке, можно успеть запустить уникальную программу. В такой ситуации EdTech-компании выступают как новаторы и сами занимаются формированием рынка. Как правило, подобные программы появляются в формате высшего образования. Здесь студенты учатся дольше, и им важно получить профессию с потенциалом в будущем. Однако далеко не каждый готов осваивать специальности с еще не сформировавшимся спросом на рынке труда, поэтому онлайн-платформы не запускают много новаторских программ одновременно.
                Какие варианты обучения профессиям существуют и как их выбирать
                На онлайн-платформах можно освоить отдельные навыки или профессию целиком. Для этого существуют образовательные программы разного уровня:
                • курсы по навыкам, рассчитанные на 3–5 месяцев;
                • курсы обучения профессиям, длительностью от 6 месяцев до 1,5 лет;
                • онлайн-бакалавриаты, рассчитанные на 4 года обучения;
                • онлайн-магистратуры с обучением в течение 2 лет.

                Короткие курсы позволяют действующим специалистам повысить профессиональные компетенции и освоить дополнительные навыки из смежных сфер. Также они подходят тем, кто планирует сменить профессию, но не готов к длительному обучению. Такие курсы дают возможность попробовать свои силы в освоении новой специальности, начиная с изучения отдельных прикладных инструментов.

                Курсы обучения профессиям позволяют освоить все навыки и знания, необходимые будущему специалисту. Как правило, их можно освоить с нуля, но есть и программы middle- и senior-уровня, нацеленные на повышение квалификации действующих специалистов.

                Программы высшего образования проводятся совместно с университетами и позволяют не только освоить профессию, но и получить диплом специалиста в нужной сфере. Программы бакалавриата рассчитаны на людей, до этого не получавших высшего образования. Здесь студентам дают не только профессиональные знания, но и метанавыки, необходимые для полноценного развития компетенций и работе в любой сфере. На онлайн-магистратуры идут дипломированные специалисты, уверенные в дальнейшем карьерном треке и готовые посвятить себя углубленному изучению новой, текущей или смежной профессии. При этом направление образования может отличаться от предыдущего.

                Курсы обучения профессиям и программы высшего образования имеют сходства и различия:
                • И длительные курсы, и онлайн-магистратуры решают для студентов одинаковые задачи: получить профессию с нуля или углубить знания в текущей области.
                • В магистратуре студент получает более широкий набор навыков: осваивает в том числе фундаментальные дисциплины, развивает системное мышление и soft skills. Например, если на курсе по продуктовому маркетингу студенты изучают тему исследований в течение трех занятий, то на онлайн-магистратуре – в рамках отдельной дисциплины. Также, магистранты изучают «стратегический маркетинг» и «экономическую теорию в управлении бизнесом». Это позволяет студентам осваивать профессиональные компетенции на более глубоком уровне.
                • В большинстве крупных онлайн-платформ и на курсах обучения профессиям, и на программах высшего образования студентам помогают получить опыт работы: предлагают кейсы от компаний, варианты стажировок и подготовку к трудоустройству. На курсах стажировки предусмотрены после завершения обучения, но, если у студентов есть время и желание, они могут приступить к ним уже после прохождения 2/3 обучения. На онлайн-магистратурах зачастую эти возможности интегрированы в процесс обучения. В зависимости от программы они могут быть обязательными или опциональными. Обычно, если студенты пользуются подобными возможностями, после выпуска они могут сразу претендовать на должности middle-уровня.
                • В отличие от большинства курсов на программах высшего образования у студентов есть возможность сначала изучить сферу, а затем выбрать специализацию.

                При выборе программы обучения можно ориентироваться на ее название и содержание. Как правило, название соответствует должностям в вакансиях компаний и требованиям, предъявляемым работодателями к потенциальным сотрудникам. Человек получает готовую программу обучения, после которой сможет устроиться на работу и выполнять свои должностные обязанности.

                Но понимание профессий и требования к специалистам могут быть не всегда однозначными. Особенно в новых или развивающихся направлениях, таких как IT и смежных технологических сферах FinTech, LegalTech и FoodTech. Бывает, что меняется название профессии, а суть остается той же или меняется незначительно. Если раньше компании искали верстальщиков, то теперь чаще ищут frontend-разработчиков. При этом обязанности фронтендера, как правило, включают задачи по верстке. Бывает и наоборот, когда к одной и той же должности работодатели предъявляют совершенно разные требования. Например, в одной компании аналитику достаточно владеть Excel и собирать данные в формате презентаций, а в другой от него потребуются навыки проектирования BI-витрин с дашбордами, разработки баз данных и ML-алгоритмов. В таких ситуациях образовательным компаниям приходится брать на себя выявление стандартов: собирать перечень навыков и формулировать понятные названия, которые будут отражать компетенции и содержание программ. Поэтому важно заранее изучить содержание программы и сопоставить ее с интересующими вакансиями.
                  На хайпе не заработать
                  Создание образовательной программы требует больших вложений. Чтобы ее окупить, онлайн-платформе необходимо набрать не один поток студентов. Поэтому создавать искусственный спрос на профессии или запускать целые программы по хайповым темам просто невыгодно. Даже обучение таким популярным инструментам, как ChatGPT, логичнее встраивать в существующие образовательные программы именно в тех направлениях, где это востребовано. Если платформа вкладывается в исследования, отслеживание результатов и помощь в трудоустройстве, значит, она заинтересована в успехе студентов, а не просто в продаже курсов по трендовой теме.

                  Обычно крупные онлайн-платформы предлагают востребованные профессии и актуальные навыки. Каждый студент решает для себя, чему учиться и насколько погружаться в обучение. При этом не все, кто приходит на образовательные программы, их заканчивают. Кому-то не хватает мотивации, времени и желания учиться, или в процессе меняются цели. Это нормально. В такой ситуации обучение помогает определить вектор дальнейшего развития и понять свои возможности. Но если человек действительно хочет освоить новую профессию и готов прикладывать усилия, онлайн-платформы позволяют достичь этой цели.
                    Авторы:

                    Ольга Сохнева, руководитель направления «Высшее образование» в Нетологии

                    Елена Герасимова, ex-руководитель направления дополнительного профессионального образования в Нетологии
                    МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ