При поиске новых профессий в первую очередь нужно ориентироваться на требования рынка труда и государственную политику, которая влияет на бизнес и экономику в целом. Также важно отслеживать тенденции в отдельных сферах, учитывать потребности действующих специалистов и потенциальных студентов.
Для этого необходимо собирать и анализировать данные на разных уровнях:
Следить за глобальными трендами. Изучать данные и прогнозы экспертов в актуальных отчетах компаний и материалах международных форумов. Среди них доклады Всемирного экономического форума, отчеты ассоциации WorldSkills, Атлас новых профессий. При этом важно не строго ориентироваться на прогнозы, а смотреть на общие тенденции в развитии отраслей и искать те навыки, которые потребуются специалистам в ближайшие годы.
Собирать данные по спросу в разных сферах. Стандартно аналитики могут делать такую работу ежегодно, но, если в каких-то отраслях или в экономике происходят сильные изменения, проводится внеплановый анализ. Для этого используются публичные отчеты крупных корпораций или анализируется рынок самостоятельно и в партнерстве с другими компаниями. Так, в Нетологии вместе с направлением профессий в образовании коллеги готовят ежегодное открытое
исследование сферы образования.
Проводить внутренние исследования в отдельных направлениях обучения. Команды курсов на постоянной основе (желательно, не реже, чем раз в три месяца) должны изучать спрос на свои программы и актуализировать линейку продуктов. Например, когда на рынке труда растет потребность в специалистах по кибербезопасности и инженерах данных, продюсеры могут запустить курсы обучения этим профессиям, а с появлением UX-дизайнеров инициировать разработку курсов по подготовке таких специалистов. В высшем образовании подобное исследование достаточно проводить раз в год, поскольку цикл принятия решений и согласования программ с вузами более длительный.
Анализировать аудиторию. Каждый месяц продюсеры собирают данные по запросам на свои программы, собирают портрет студента и выдвигают гипотезы. Если на курсе по анализу данных много HR-специалистов, возможно, стоит запустить отдельную программу с фокусом именно на их профессиональную область. Чтобы это проверить, продюсеры изучают спрос на конкретный навык в вакансиях, информацию в профессиональных каналах и предложения других платформ.
На каждом уровне исследований можно обнаружить перспективные профессии и потенциально интересные направления.
Затем, чтобы убедиться в востребованности выбранной специальности, необходимо провести углубленный анализ рынка труда. Исследователи собирают данные о спросе и изучают должностные обязанности в вакансиях. Затем проводят интервью минимум с пятью представителями из разных компаний — специалистами по выбранной профессии и их руководителями, которые помогают скорректировать и дополнить список требований к потенциальным кандидатам.