Портрет студента онлайн-магистратуры

Результаты исследований

Редакция Forbes Russia Education
На рынке высшего образования России активно развивается новый формат обучения — полностью дистанционные программы. Многие из них вузы создают в партнерстве с крупными компаниями и онлайн-платформами. В 2022 году таких программ насчитывается уже 77, и с каждым годом они привлекают все больше студентов.

Образовательная платформа «Нетология» провела исследования* среди учащихся онлайн-магистратур и выяснила, кто идет на такие программы и почему.

«Первые совместные программы компаний и вузов появились в 2020 году. До этого некоторые университеты уже предлагали такое обучение, но в основном по заочной форме. При этом в течение семестра студенты учились самостоятельно. От настоящего дистанционного обучения это, конечно, было далеко. Но пандемия и мировые тренды требовали от вузов полноценного перехода в онлайн, и партнерство с EdTech-платформами позволило ускорить этот процесс.

Сейчас в крупных российских вузах постепенно появляются полностью дистанционные программы. Они относятся к очной форме обучения и дают студентам те же возможности, что и классические, просто не требуют физического присутствия. Учащиеся получают тот же объем знаний, диплом, возможность общаться с преподавателями и одногруппниками и пользоваться студенческими льготами.

На таких программах чаще всего обучают диджитал-профессиям и новым специальностям, уже ставшим востребованными на рынке труда. Как правило в вузах они представлены не так широко, и образовательные платформы с высоким уровнем компетенций в этих направлениях, могут дополнить фундаментальные знания вуза актуальной экспертизой», – рассказывает Ольга Сохнева, руководитель направления «Высшее образование» в Нетологии.
    Аудитория онлайн-магистратур
    На дистанционных программах учатся и мужчины, и женщины — их почти поровну. Мужчин чуть больше — 55%, женщин — 45%.

    Более половины учащихся (59%) — люди в возрасте от 21 до 25 лет. Еще 26% немного старше — им от 26 до 35 лет, остальным 15% — больше 36 лет.
      Почти все студенты магистратуры совмещают учебу с работой: 57% — это сотрудники компаний, а 12% — служащие госсектора, остальные имеют собственный бизнес или заняты на фрилансе. Некоторые студенты находятся в поиске работы или продолжают обучение.

      Многие идут в магистратуру сразу после бакалавриата, поэтому имеют небольшой стаж: 18% работают менее года, 38% от 1 до 3 лет. Но есть и более опытные специалисты: у 10% стаж от 3-х до 5 лет, у 13% — 5–10 лет, а у 15% — более 10 лет.
        Среди студентов онлайн-магистратур жители разных городов России. Большинство из них (51%) проживает в Москве и Московской области, 10% – в Санкт-Петербурге и 39% — в других городах и регионах (Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске, Челябинской области, Республике Башкортостан, Краснодарском, Приморском и Хабаровском краях).

        На онлайн-программах студентам не требуется появляться в вузе. Весь процесс обучения: от подачи документов до защиты диплома — проходит полностью дистанционно. Поэтому можно находиться в любом месте. Это подходящий вариант для абитуриентов из регионов, которые хотят учиться в хорошем вузе, но не готовы переезжать.
          Мотивы
          Как правило, в онлайн-магистратуру приходят люди с конкретными профессиональными и карьерными целями:
          • 45% хотели бы в перспективе найти работу по новой профессии,
          • 28% хотят освоить новые навыки и восполнить пробелы в профессиональных знаниях,
          • 17% пришли развивать собственные проекты и бизнес.
          Реже среди целей называют повышение грейда или зарплаты, получение диплома, личностный рост и саморазвитие.

          По данным исследования O+K Research в зависимости от мотивов обучения среди аудитории онлайн- и офлайн-программ можно выделить разные сегменты:
          • на очных-магистратурах больше «Рациональных» людей (33%), которым недостаточно диплома бакалавра и не хватает знаний, и «Развивающихся» (24%), которых интересует профессиональный рост;
          • на онлайн-программах также много «Развивающихся» (40%), но есть и «Увлеченные» (23%), которые одновременно заинтересованы и в профессиональном, и в карьерном росте.
          Выбор специальности
          В онлайн-магистратурах Нетологии учатся специалисты из разных областей:
          • 17% работают в сфере маркетинга, продаж и рекламы,
          • 13% — в области информационной безопасности,
          • 12% — в юриспруденции,
          • 10% — в IT,
          • 7% — в дизайне,
          • 7% — в образовании и науке.
          Также, есть специалисты из менеджмента, финансов, аналитики, производства, журналистики, искусства, медицины и инженерии.

          Онлайн-магистранты чаще осваивают новую для них профессию, чем учащиеся офлайн-программ. Большинство студентов дистанционной формы (76%) сменили направление предыдущего обучения, и больше чем у половины (52%) новая специальность не соответствует их профессиональному опыту. Офлайн-студенты, наоборот, в 76% случаев продолжают обучение по предыдущему направлению, и у 77% оно соответствует текущей работе.
          Как правило, поступающие уже немного знакомы со сферой обучения. Большинство из них (60%) имеют точечные знания и владеют базовой терминологией. 17% обладают основными знаниями и навыками работы, но не могут свободно использовать их на практике. Только 11% имеют широкие знания и способны применять их в сложных ситуациях. Остальные 12% — абсолютные новички в профессиональной сфере.
            С решением практических задач по направлению обучения сталкивались на работе 40% онлайн-магистрантов. Но они говорят, что это скорее был разовый опыт. 16% выполняли такие задачи с помощью шаблонов и коллег. Еще 16% самостоятельно решали сложные задачи. Остальные 28% совсем не имеют такого опыта.

            Многие студенты уже имеют опыт решения рабочих задач и рассматривают магистратуру как возможность для качественного карьерного роста. Чем больше специалист умеет и чем лучше разбирается в работе, тем выше шанс вырасти в должности и зарплате. Согласно исследованию НИУ ВШЭ, зарплата магистров в среднем на 30% выше. Кроме того, на такие программы часто идут руководители. Они хотят быть в тренде изменений, происходящих на рынке, и лучше понимать, как устроена их сфера. Это необходимо, чтобы выстраивать новые технологические и информационные процессы.
              Критерии выбора
              При выборе магистратуры абитуриенты смотрят на несколько факторов. Главным критерием для большинства из них является программа обучения — она важна 67%. На втором месте (14%) — формат обучения. Также, поступающие учитывают рекомендации и отзывы (7%) и стоимость обучения (5%).
                Исследование O+K Research это подтверждает. При выборе вуза поступающие на онлайн-магистратуры смотрят именно на программу обучения, а офлайн-абитуриентам одинаково важны и другие критерии, такие как престижность вуза, его оснащенность, предоставляемые возможности, стоимость и местоположение.

                При выборе специальности все поступающие в первую очередь обращают внимание на потенциальный уровень дохода и востребованность будущей профессии. При этом абитуриенты офлайн-магистратуры также учитывают стоимость программы.
                  В процессе обучения студентам важно получить и теорию, и практику (73%). 16% хотят систематизировать знания и восполнить пробелы, а 7% — отработать навыки на практике. Остальных интересует нетворкинг, получение новых идеи и базовых знаний.

                  При этом 86% готовы принимать участие в дополнительных активностях. Больше всего магистрантов интересуют встречи с экспертами из профессиональной сферы — таких 73%, а еще 13% хотели бы больше общаться с одногруппниками.
                    Принятие решения
                    Как правило офлайн-студенты идут в магистратуру сразу же после окончания предыдущего обучения или через год. На онлайн-программы чаще приходят спустя более 5 лет после выпуска из университета или тоже поступают сразу.

                    Чаще всего абитуриенты принимают решение самостоятельно, и только некоторые из них советуются с родителями и друзьями. При этом поступающие на онлайн-магистратуры определяются с местом обучения за 6 месяцев до подачи документов и менее. А абитуриенты офлайн-программ принимают решение по-разному: около 30% поступающих выбирают вуз и специальность заблаговременно — более чем за год, а 45%, наоборот, делают это практически в последний момент — меньше чем за 3 месяца.
                      Готовность учиться онлайн
                      Готовность учиться на программах нового формата напрямую связана с предыдущим опытом обучения. Большинство студентов онлайн-программ имели опыт дистанционного обучения ранее: 61% проходили онлайн-курсы, а 35% пробовали этот формат в университете. В результате у них сформировались позитивные впечатления.

                      Среди студентов офлайн-программ такой опыт встречается реже: 45% вообще не сталкивались с дистанционным форматом, только 18% проходили онлайн-курсы, а остальные пробовали его в школе или университете. В результате их ожидания оказались ниже. Они опасаются, что в ходе обучения могут случиться технические сбои, будет недостаточно общения с другими студентами и контакта с преподавателем, будет не хватать контроля и мотивация снизится.

                      Среди преимуществ обучения на программах нового формата студенты онлайн-магистратуры называют:
                      • возможность не тратить время на дорогу и учиться из любого места — 88%,
                      • свободный график обучения — 71%,
                      • более удобный формат сдачи работ — 45%,
                      • менее формальное общение — 39%,
                      • бо́льшую интерактивность и более персонализированный подход — 24%.
                        Свободное время и ценности
                        Данные исследования позволяют увидеть некоторые различия в интересах студентов офлайн- и онлайн-магистратур. Так, все студенты проводят свободное время в соцсетях, встречаются с друзьями, читают книги, ходят в кафе и занимаются спортом. Но учащиеся очной формы больше любят играть в компьютерные игры и смотреть телевизор, в то время как учащиеся дистанционных программ чаще занимаются самообразованием и проходят курсы.

                        Среди главных ценностей студенты офлайн-магистратур называют семью и здоровье, а у студентов онлайн-программ в приоритете саморазвитие и карьера.
                            Портрет студента онлайн-магистратуры
                            Большинство студентов онлайн-программ высшего образования:
                            • живут в Москве и Московской области,
                            • совмещают учебу с работой и являются сотрудниками компаний,
                            • имеют стаж работы до 3 лет,
                            • осваивают новую специальность,
                            • хотят найти работу по новой профессии,
                            • выбирают программу обучения по содержанию и принимают решение самостоятельно,
                            • занимаются самообразованием и проходят обучающие курсы,
                            • ценят саморазвитие и карьеру.
                                *Нетология работает на рынке высшего образования с 2020 года и запустила 9 программ онлайн-магистратуры совместно с ведущими российскими вузами, а в 2023 году планирует открыть и онлайн-бакалавриат. В сентябре 2022 года компания провела опрос среди студентов своих программ. В нем приняли участие 395 абитуриентов совместных онлайн-магистратур: «Продуктовый маркетинг и аналитика» с Финансовым университетом, «Управление контентом и медиа проектами» с ТГУ, «Финансовые технологии и аналитика» с МФТИ, «Продуктовый дизайн» с ИТМО, «Управление IT и Digital» с ИБДА РАНХиГС, «Управление цифровым продуктом», «Лигалтех» и «Кибербезопасность» с НИУ ВШЭ.

                                Дополнительно в марте 2022 года агентство O+K Research провело для Нетологии исследование аудитории, в котором участвовали 362 студента офлайн- и онлайн-магистратур. Эти данные позволили выделить особенности учащихся дистанционных программ и составить их портрет.
                                МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ