PhD в США: старт научной карьеры

Интервью с выпускниками PhD-программ MIT (Massachusetts Institute of Technology) и Chicago Booth (University of Chicago Booth School of Business)

АВТОРЫ:
Ольга Соколова,
автор Forbes Russia Education
Маруся Миронова, редакция Forbes Russia Education
Никита Королько, Massachusetts Institute of Technology (MIT), PhD in Operations Research, 2017

Текущая позиция: Quantitative Researcher in Algorithmic Trading (разработчик торговых стратегий) в компании Citadel Securities. До поступления на PhD в MIT закончил с отличием бакалавриат и магистратуру Новосибирского государственного университета (Механико-математический факультет). Во время обучения в аспирантуре и сразу после нее работал в Tesla Motors и Uber Technologies в области data science (наука о данных).


Почему ты решил делать PhD в США? Какая была цель изначально?

Мне кажется, попробовать пожить в другой стране - независимо от того, где изначально родился - это по многим причинам хорошая идея. Как говорится: "Тот, кто не знаком с другими культурами - мало что знает о собственной". К тому же, вполне можно совместить такое путешествие с обучением и стажировкой.

Плюс сейчас, во время глобализации, границы стран и систем образования весьма условны, особенно если у вас есть мотивация и интерес. Поэтому найти программу обучения, которая бы отвечала вашим личным, учебным или научным интересам, карьерным целям, географическим предпочтениям и финансовым возможностям, скорее всего, будет не так сложно.

Лично моя история переезда началась со взаимной любви к математике (еще со школы), вполне естественного любопытства и желания стать специалистом в своей области как можно более высокого класса. Если посмотреть на международные рейтинги, в США сосредоточено большое количество современных, сильных и узнаваемых образовательных программ, в том числе и бесплатных (для достаточно квалифицированных кандидатов). По этим причинам, в первую очередь, я целился именно в американские университеты.

После полутора лет тяжелой, но интересной работы над пакетом документов и вступительными экзаменами на моем столе оказалось несколько конвертов с приглашениями от американских вузов (включая Harvard, MIT, University of Pennsylvania). Программа в MIT казалась многообещающей и соответствовала большинству моих пожеланий, поэтому принять приглашение этого университета было несложно.
Какие особенности у программы PhD в США?

Во-первых, программа PhD в США длится, в среднем, пять лет, в отличие от России, где в аспирантуре (аналог PhD) учатся три года. Во-вторых, американская PhD-программа очень насыщена: она делится на этапы, каждый из которых заточен на развитие разных навыков. Сначала аспиранта ждет пара лет очень интенсивной учебы по выбранной дисциплине и квалификационные экзамены. Потом аспирантура часто предполагает получение практического опыта: например, стажировки во внешней научной лаборатории или профильной компании (этот этап занимает 3-6 месяцев). Причем приглашение на хорошую стажировку нужно еще получить, пройдя конкурсные собеседования, и это тоже крайне важный навык для будущей борьбы на высококонкурентном рынке труда. На старших курсах в течение двух-трех лет акцент делается на собственные научные исследования, публикацию статей в научных журналах, выступления на конференциях, преподавание и написание диссертации. На мой взгляд, американская аспирантура - очень сбалансированная, увлекательная и выверенная временем программа обучения ключевым навыкам для будущей научной и преподавательской работы.
PhD - это обучение, за которое платят. Какая стипендия у студентов PhD и что реально она покрывает?

Здесь все просто. Как правило, PhD-студент является помощником своего научного руководителя, поэтому аспирант должен усердно работать над совместными исследованиями или преподавать какой-то из близких ему по специальности предметов в качестве семинариста. Взамен за эту работу аспирант получает от научной лаборатории грант на оплату своего обучения (это может быть большая сумма - $30'000-50'000 в год), медицинскую страховку и официальную налогооблагаемую зарплату. Зарплата, как правило, небольшая, но на все базовые нужды, вроде аренды жилья, питания и развлечений, ее хватает, даже в крупных и дорогих городах США. Лично у меня во время немного аскетичного периода обучения в аспирантуре даже получалось копить и путешествовать.
Расскажи про особенности преподавания в MIT и специфику его PhD-программ?

Уровень преподавания в MIT (как и в любом другом топовом университете США) был очень высоким. Профессора вкладывали большое количество времени и сил, чтобы приготовить качественные лекции и учебные материалы, при этом они ожидали такого же ответственного отношения к процессу обучения и со стороны студентов. Также в MIT было много курсов на острие развития науки, которые не просто были в тренде, а эти тренды создавали. Так, например, в годы моего обучения (в середине 2010 гг.) у нас на глазах рождалось и развивалось направление data science (наука о данных). Меня впечатляло, что только что написанные статьи с только что доказанными теоремами и разработанными алгоритмами тут же попадали в содержание курсов, если профессор считал их полезными и важными.

В MIT очень много разных PhD-программ, на каждом из 32 факультетов (физического, компьютерных наук, экономического и т.д.) предложено по несколько разных траекторий докторского уровня. Возможно, какие-то из них даже являются уникальными, например, за счет возможности одновременно получить две необычных степени (скажем, психологии и математики). Также у MIT и Гарвардского университета (которые находятся в двух станциях метро друг от друга) есть совместные договоренности о том, что студент одного университета может брать курсы в другом, что тоже необычно.

Из забавного: если за время обучения в MIT сдать зачеты по плаванию, фехтованию, парусному спорту и спортивной стрельбе из пистолета, то, помимо привычного диплома, можно получить еще и официальный сертификат пирата. Поможет ли он при будущем трудоустройстве? Мне кажется, точно не навредит, если устраиваться в организацию, где знают, что такое чувство юмора, и ценят здоровый образ жизни.
Как полученная докторская степень повлияла на твою дальнейшую карьеру?

Моя специальность - математическая оптимизация - достаточно универсальная, в MIT меня научили работать с данными, разрабатывать быстрые и точные алгоритмы, моделировать разные системы и процессы и эффективно управлять этими системами. Экспертиза в этих областях позволяет мне искать и находить решения очень разных прикладных задач.

На заводе Tesla я строил логистическую модель, которая минимизирует расходы на поставку и хранение запчастей от поставщиков со всего мира. В компании Uber я занимался оптимизацией ценообразования поездок в режиме реального времени и точечной оценкой эластичности спроса. Сейчас я разрабатываю стратегии алгоритмической торговли на фондовой бирже в чикагской финансовой компании Citadel.

Если говорить в общем, то PhD в топовом университете открывает много карьерных возможностей: и в академической сфере, и в корпоративном мире, и в предпринимательской среде. Чем бы выпускник не хотел заниматься, у него в итоге (при грамотной подготовке к процессу поиска работы) будет много вариантов для самореализации. Если говорить про работу по найму, то кого нанимать первоклассным работодателям, как не выпускников первоклассных университетов? На сайтах программ обучения можно найти информацию о том, где работают их выпускники, и планировать свою карьерную траекторию на много лет вперед еще на стадии поступления в университет.
Можно ли совмещать обучение в аспирантуре и работу вне университета?

Для иностранных студентов ситуация обстоит следующим образом: американская студенческая виза, как правило, подразумевает, что студент может работать до 20 часов в неделю по своей специальности. Но чаще всего аспирант по договору с университетом должен либо преподавать в течение всех этих часов, либо заниматься исследованиями в проектах своего руководителя. Поэтому все допустимые часы официальной работы оказываются заняты.

Но есть и очень приятное исключение. Студенческая виза позволяет проходить практику за пределами университета в любой организации (не обязательно академической), если эта практика напрямую связана с программой обучения. Причем эта практика может быть как во время обучения, например, в виде летней стажировки в интересующей аспиранта компании или лаборатории, так и после завершения обучения. Причем во втором случае, по ряду специальностей (STEM - science, technology, engineering, mathematics) период такой практики может составлять до трех лет. Так как рабочую визу в США получить совсем непросто, возможность легально находиться и работать в стране на протяжении нескольких лет после окончания университета - хороший бонус.

"STEM в США: образование, необходимое в эпоху Цифровой Индустрии 4.0?" - статья об особенностях обучения на STEM-программах и личный опыт выпускников.
"STEM в США: образование, необходимое в эпоху Цифровой Индустрии 4.0?" - статья об особенностях обучения на STEM-программах и личный опыт выпускников.
Кому ты рекомендуешь получать PhD в топовом университете США?

Пять лет молодости - серьезный срок, который, как мне кажется, можно инвестировать в PhD-программу, только если выполняется ряд пунктов.

Во-первых, нужно четко понимать, зачем вам нужна эта программа. Так, для получения профессорской позиции в университете защита степени PhD является необходимым условием. Некоторые компании, например, в технологическом, биотехническом или финансовом секторе, тоже могут иметь научно-исследовательские вакансии, где у кандидата без степени PhD будет мало шансов на приглашение. Если же вы хотите построить быструю карьеру в корпорации или начать свое дело, вам может быть выгоднее проинвестировать эти пять лет в получение прямого опыта в индустрии.

Во-вторых, на момент поступления важно либо уже любить выбранную дисциплину, либо иметь к ней очень сильный интерес. Интенсивно заниматься тем, что вам кажется престижным, но в то же время не нравится или с чем вы не хотите тщательно разбираться на протяжении нескольких лет, - вряд ли хорошая идея.

В-третьих, вам нужно попробовать найти научного руководителя, с которым у вас будут взаимные научные интересы и личная симпатия, ведь на протяжении нескольких лет придется работать бок о бок. Найти его дистанционно очень непросто, но, если вам это удастся, это отличный сигнал. В таком случае, вероятность того, что PhD-программа принесет вам нужные научные результаты, пользу и удовольствие, резко увеличивается.

Наверное, один из главных плюсов топовых университетов - возможность увидеть, как работают, мыслят и ведут себя с коллегами выдающиеся ученые в своих областях. Перенять этот высокий стандарт работы и этики, начать применять его самому, пусть даже не в науке и преподавании, - это точка роста, которая может быть полезной, пожалуй, каждому из нас.


Андрей Симонов, University of Chicago Booth School of Business, PhD in Quantitative Marketing, 2017

Сейчас является профессором кафедры маркетинга в Columbia Business School. До получения PhD в Chicago Booth закончил магистратуру в Университете Тилбурга (Tilburg University) и бакалавриат в МГУ им.М.В.Ломоносова (Экономический факультет). Андрей занимается исследованиями в областях количественного маркетинга, эмпирических отраслевых рынков и политической экономии, с фокусом на медиарынки (новости, реклама и видеоигры).


Почему ты решил ехать на PhD-программу в Chicago Booth? Тебя изначально привлекали именно научные исследования?

Хороший вопрос! Если честно, и в Чикаго, и в науку меня привела череда случайностей. В отличие от моих более академически направленных друзей по экономическому факультету МГУ я не планировал ехать в США на PhD после учебы в России, более того, после бакалавриата поехал на годичную магистерскую программу по математической экономике университете Тилбурга (Нидерланды). Туда же собирался ехать мой близкий друг. Я, не сильно зная, чем хочу заниматься, подумал, что в Нидерландах будет весело, а математическая экономика, в целом, звучит солидно. И уже в Тилбурге я познакомился с одним из моих будущих эдвайзеров, Бартом Бронненбергом (который после преподавания в UCLA Anderson (США) переехал в Нидерланды вместе с семьей). Благодаря общению с ним я больше заинтересовался и наукой в целом, и количественным маркетингом. После магистратуры я остался еще на один год в Тилбурге, уже на исследовательской программе, а потом, наслушавшись от Барта про уровень PhD-программ в Америке, решил подать документы в несколько вузов. В итоге поехал в Chicago Booth.
Какой конкурс на PhD в топовые вузы США? Трудно ли поступить?

Поступление на PhD в бизнес-школу – дело довольно специфическое, потому что формально ты поступаешь на одну из маленьких подпрограмм, каждая из которых обычно набирает от одного до пяти человек. К примеру, в Chicago Booth в год на PhD поступает примерно 20 человек на 10 разных программ – такие, как финансы, экономика, количественный маркетинг и прочие. Судя по количеству заявлений, которые мы получаем в CBS (Columbia Business School), и по данным UChicago Economics, количество поданных заявлений превышает полтысячи. Здесь есть важный нюанс: у PhD-программ топовых школ зачастую гибкие правила набора: если кандидаты будут очень «хорошие», на программу можно взять троих вместо одного, а если очень «плохие», можно никого не брать. Поэтому успех поступления, кроме конкурса, сильно зависит от хорошо составленного пакета документов (резюме поступающего, писем его рекомендателей, результатов тестов и др.). В общем, есть два главных критерия: 1) насколько человек сможет потянуть нагрузку, 2) насколько он реально заинтересован и мотивирован заниматься исследовательской деятельность (ведь PhD – это марафон на 5+ лет).
У тебя профессорская позиция в бизнес-школе университета Лиги Плюща. Сложно ли было искать работу после аспирантуры?

Подаваться нужно сразу во много мест. Моя позиция называется tenure-track faculty – это исследовательская позиция на 6-10 лет, после которой университет голосует, дать ли tenure – пожизненную профессорскую позицию в университете. Детали процесса поиска чуть отличаются в разных науках: во многих после PhD есть еще этап post doc, одной или двух длинных (3-4 года) pre-tenure-track позиций, в течение которых накапливаются исследования и публикации, но в экономическом и бизнес-направлениях процесс достаточно упорядочен. В последний год PhD ты отсылаешь свои документы в большое количество разных университетов: кто-то отсылает документы в 50 мест, кто-то в 250, где их смотрят и решают, пригласить ли кандидата на первичное интервью. Это интервью проходит на ежегодной конференции, куда слетаются представители всех университетов и все кандидаты. В течение 3-4 дней проходят десятки получасовых интервью. Если интервью прошло успешно, кандидата приглашают на campus visit – 1-2-дневное посещение университета, где нужно презентовать свою основную исследовательскую работу и в течение дня встречаться с работающими там профессорами (потенциально будущими коллегами). После этого, если все хорошо прошло, получаешь предложение о работе -- и, если тебе так повезло, что тебе дали оффер несколько мест, летишь на второй campus visit, потом уже выбираешь, какое предложение принять. В моем случае, мне повезло получить приглашения из нескольких мест, но Columbia Business School и Колумбийский университет в целом были довольно логичным выбором – моя исследовательская работа сфокусирована на медиарынках, а здесь находятся одни из самых сильных групп по медиаэкономике, маркетингу медиа, текстовому анализу, одна из лучших школ журналистики. CBS хорошо интегрирована с медиа бизнесом Нью-Йорка.
Как устроена система преподавания в университетах Лиги Плюща? Чем принципиально она отличается от, например, российской? И есть ли отличия в системе между самими университетами Лиги?

Наверное, два наиболее принципиальных отличия здешней системы преподавания от российской – это более низкая преподавательская нагрузка на исследовательских позициях и структура class evaluations (система оценивания занятий студентами). На tenure-track все профессора – и до, и после tenure – обязаны преподавать три секции семестрового класса в год, или схожую нагрузку. В сумме за год выходит примерно 9 часов преподавания в неделю в течение 12 недель. Если сравнивать с нагрузкой в России, то это мало. В остальное время профессора занимаются исследованиями. С другой стороны, есть нюанс – ожидания от этих 9 часов занятий очень высоки, и в конце студенты заполняют class evaluations: насколько курс хорошо прошел, что сработало, а что нет. Такой подход ставит достаточно высокую планку на уровень подготовки и количество сил, уходящих на преподавание. Это особенно заметно при работе в хорошей бизнес-школе – такой, как CBS или другой в Ivy League – студенты проходят сильный отбор, чтобы сюда попасть, и у них справедливо высокие ожидания от преподавания.

Я веду классы на программе Executive MBA, здесь учатся люди с большим опытом работы на руководящих позициях, поэтому и уровень преподавания должен быть соответствующим, а это, в свою очередь, требует определенных инвестиций времени и сил в каждое занятие.

В плане отличий в преподавании между разными американскими университетами, они, скорее, похожи: в большинстве мест такая же структура работы. Основное отличие, пожалуй, в интересах и вопросах студентов. К примеру, в CBS большая доля студентов приходит из финансов и медиа, поэтому и обсуждения во время занятий часто касаются этих тем, а, скажем, в Стэнфорде будет больше студентов, заинтересованных в предпринимательстве и бизнесе.


27 ноября / 2020
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ