Как использовать свои внутренние ресурсы для решения проблем в кризис

автор Forbes Russia Education
В связи с изменениями, происходящими в политической и социальной среде сегодня, практически все организации в России и в мире находятся в ситуации кризиса. При кризисной ситуации проблемы возникают одновременно со всех сторон и по всем направлениям. Если раньше проблемы возникали в отдельных сферах, то сейчас неопределенность существует во всех сферах, в том числе и в образовании.
    Что происходит?
    Лопаются иллюзии. Иллюзии в моменты кризиса - это нормальный процесс, но от них следует избавляться. Многие полагают, что когда ситуация разрешится, мы вернемся к привычной прошлой жизни. Такая позиция вынуждает нас находиться в состоянии оцепенения, ожидания, она не мотивирует к действиям. Еще одной иллюзией является страх. Страшно почти всем. Но действовать надо сейчас, а не дожидаться окончания страха. Третья иллюзия - это то, что можно убежать туда, где все хорошо. Эта идея плоха тем, что, во-первых, вы не понимаете, от чего бежите. Быть может, вы убегаете от потрясающих возможностей или от жизненной миссии, которую вам дано осуществить. Если вы бежите в состоянии, когда не знаете, чем вы будете заниматься, то ваши страдания по поводу того, что происходит, будут усиливаться. Когда вы чем-то активно занимаетесь, когда у вас есть смысл деятельности, все стрессы и переживания по поводу внешних обстоятельств становятся значительно менее важными, так как у вас есть цель, ради которой вы живете. Как только ничего важного в жизни не происходит, то фон вокруг выходит на первый план и начинает уводить вас и запутывать. Последняя иллюзия - настрой на катастрофу, на то, что все рухнет и нужно срочно себя спасать. Такая иллюзия диктует наши реакции и поведение. Если от нее не избавиться, то она будет вести по пути разрушения того, что у нас есть. Важно не спасать, а действовать прагматично, исходя из того, что есть.
    Какими нужно быть в новой реальности, чтобы быть эффективными?
    Современные организации должны иметь внутреннюю культуру изменений независимо от внешних обстоятельств. Опасно состояние, когда мы не знаем, что меняем.

    1. Быть саморазвивающейся организацией – организацией, в которой есть культура постоянного развития навыков, знаний, представлений, структуры управления, развития во всех сферах, включая личностное развитие каждого сотрудника. Хорошо бы наладить эту культуру до того момента, когда мы вошли в кризис, но, с другой стороны, именно кризис помогает создавать эту культуру. Когда случился первый локдаун, связанный с эпидемией коронавируса, образовательные организации столкнулись с кризисом в полной мере. Им пришлось в течение недели придумывать способы работы в новой реальности, и у них получилось то, о чем говорили давно и планировали годами.
    2. Иметь крепкую команду. Если в команде существуют внутренние нерешенные проблемы, то в критических ситуациях эти "болячки" выходят наружу и начинают угрожать нашей жизни. Когда люди находятся в состоянии неопределенности, они нуждаются в среде со смыслом и опорой. Если вы создадите им такую среду, то ваши сотрудники никогда от вас не уйдут и будут работать еще лучше.
    3. Кризис всегда приводит к новым возможностям, поэтому их нужно искать в любой ситуации, даже в негативной. Ищите новые возможности среди тех, что казались не очевидными, на которые вы не обращали внимание раньше. Ведь именно в кризис они могут стать важными. Это время, когда можно пересмотреть, чем мы занимаемся и, возможно, найти что-то более интересное.
    4. Не искать виноватых извне. Внешние обстоятельства всегда будут не такими, как мы того хотим. Наши успехи зависят от нас, нужно действовать.
      Как действовать?
      1. Переосознать свою миссию. В кризис происходит разрушение устоев и смыслов, это приводит людей в отчаяние. Именно в такие моменты смысл вашей организации, вашей совместной деятельности становится для людей очень важным. Наша миссия должна быть не просто набором слов на сайте, а стать реальной целью организации, тем, на что мы тратим наше время и средства.
      2. Коммуницировать. Быть честным и открытым со своей командой, разговаривать с людьми. Если сотрудники не будут получать от вас информацию, у них могут появиться страхи, сплетни и недомолвки. Лучше сказать что-то болезненное и честное, чем ничего не сказать, ведь честность сохраняет место для доверия, а без доверия трудно выстраивать отношения.
      3. Создать новую модель управления, сочетающую в себе концентрацию власти и распределенное лидерство. Мы должны уметь быстро принимать решения, максимально убрать промежуточные ступени в иерархии. Горизонтальная структура управления не будет работать, если ваши подчиненные не будут самостоятельными в принятии решений. Парадокс состоит в том, что, с одной стороны, вам нужно сконцентрировать власть, а с другой, активно раздавать принятие решений. За собой оставить функцию активно мониторить ситуацию и понимать, что происходит. Делегировать принятие решений и признать право на ошибку своих подчиненных. Да, это опыт может пройти с ошибками и потерями, зато на этих потерях вы взрастите плеяду сильных руководителей с опытом принятия решений в кризисной ситуации.
      Вынужденные кризисные действия
      1. Финансовая дисциплина. В кризис мы сокращаем расходы на не ключевые нужды, обычно, люди это воспринимают спокойно.
      2. Вынужденное сокращение зарплат. Здесь можно пообещать сотрудникам определенный бонус или премию, если компании удастся справиться с кризисом.
      3. Остановка рискованных инвестиционных проектов. Инвестиции в кризис нужны, но, возможно, стоит снизить целевые показатели инвестиций или вспомнить о тех проектах, которыми мы не готовы были заниматься раньше. Есть шанс, что рискованный проект может вдруг оказаться успешным.
      4. Поиск "низко висящих фруктов", того, что приносит быстрые деньги. Возможно, вам придется заниматься тем, что вы раньше считали неинтересным, непрофильным, но это поможет вам продолжать существовать. В дальнейшем, когда ситуация наладится, вы снова сможете от них отказаться, но кризис заставляет заниматься такими вещами.


      В период кризиса резко возрастает спрос на образование. Образовательные организации первыми почувствуют на себе позитивный эффект от кризиса. Поэтому наша задача сегодня - перестроиться, обновиться и подготовиться к росту. А рост неминуем. Любой кризис рано или поздно закончится, все поменяется, и мы будем жить в новой реальности.
      Автор:
      Арам Бенгурович Пахчанян, куратор и преподаватель программы «Управление и лидерство в образовании» School of Education, председатель Совета попечителей образовательного фонда «Айб», вице-президент группы компаний ABBYY, председатель попечительского совета Центральной Школы города Дилижан, со-инвестор и член консультативного совета первого в Армении венчурного фонда Granatus Ventures

      МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ