Проблемы сельских школ можно заметить невооруженным глазом: покосившиеся здания, старая мебель, отсутствие удобных туалетов и падающие потолки — все это уже даже стало мемами (хотя, конечно, смешного мало). По
данным исследований ВШЭ, более 4 тысяч школ требуют капитального ремонта, 300 – официально находятся в аварийном состоянии, в 15% школ нет теплого туалета, а в 13% – канализации, около половины учреждений оказались недоступны для маломобильных учеников и примерно 15% сельских школ — все еще деревянные, что часто небезопасно: например, 4 сентября 2022 года
сгорела одна из таких школ, пострадавших, к счастью, нет.
Кроме того, опыт пандемии актуализировал недостаточную оснащенность сельских школ Интернетом: две трети из них остались без сети с рабочей скоростью. В России
реализуется проект цифровизации средних школ, но он предписывает лишь то, что Интернет должен быть доведен до села, а кто будет подводить его к школе — не уточняется.
В образовательном процессе тоже есть свои проблемы. О одной стороны, учащиеся сельских школ менее заинтересованы в получении полного среднего образования, чем их сверстники в городе: после 9 класса остается 41% учеников против 56%. Получается, что большая доля школ России выпускает меньшую долю людей с полным средним образованием — тех, кто окончил 11 класс. «С 9 класса в сельских школах нет учеников. У них нет высшего образования, нет доступности к научным центрам. Все это ведет к гуманитарной катастрофе: нет образования, нет работы, следовательно, некоторые скатываются в преступный мир», — рассказывает учредитель благотворительного фонда «Село» Евгения Тюрикова. Впрочем, доля продолжающих обучение сильно зависит от региона: в Волгоградской области идут в старшую школу менее трети учеников, в то время как в Якутии — более 75%. Но при этом сухая статистика не всегда показывает истинное положение дел. К примеру, Наталья Глухих, заведующая филиала школы в селе Гололобовка Тамбовской области и по совместительству учительница математики, рассказала: «В среднем, у нас 60% учеников идут в 10-11 классы, но это понятие расплывчатое, потому что когда-то идет целый класс, а когда-то половина. Например, в прошлом году у нас целый класс перешел в десятый, а в этом – 30% учеников, а в следующем году снова собирается целый класс». Она добавляет, что в их школе «маленькие классы, по 2-3 человека».
С другой стороны, Марина Матросова, учительница географии в поселке Линёво Новосибирской области, рассказывает, что среди детей встречается и низкая социальная мотивация: «Есть дети, которые не хотели бы оставаться [в поселке], хотели бы получить хорошее образование и уехать, но есть дети, которые живут с неким фатальным предназначением остаться и работать на заводе. И я стараюсь работать с такими детьми и именно их привлекаю в свою внеурочную деятельность, чтобы показать мир вне поселка: какие есть еще возможности, профессии и пути дальнейшей жизни. Чтобы у каждого из них был выбор, чтобы они были авторами своей жизни. И если они решат остаться — это тоже будет выбор».
Более того, низкая мотивация присутствует и у учителей: помимо условий труда свою роль играет и невысокая заработная плата.
«Мы можем возлагать на систему образования большие надежды, но пока учитель не будет получать достаточно средств, пока его доход не будет соответствовать среднему уровню, то это будет строительство высотных зданий без фундамента», — считает основатель фонда «Эмпатия» Михаил Шелков (
F59). На системных финансовых проблемах акцентирует внимание и Алёна Маркович, исполнительный директор фонда «Новый учитель» и соосновательница программы «Учитель для России»: «От сельских школ система управления требует того же самого, что и от крупных городских без учета того, что у сельской школы, как правило, гораздо меньше ресурсов (финансирование устроено по подушевому принципу, и если детей на селе мало, то и денег школа получает мало, есть повышающие коэффициенты для сельских школ, но они не компенсируют возникающий разрыв в ресурсах). Например, чтобы ввести в школе новую обязательную должность советника по воспитанию, школе приходится отказаться от единственной ставки завуча».
Отсюда вытекает проблема некомплектности школ. Так Маркович комментирует особенности кадровой политики: «Основная проблема сельских школ — как и многих школ вообще – это сложности с привлечением мотивированных и компетентных учителей. В сельской местности эта общая для страны проблема осложняется тем, что сёла в принципе сталкиваются с большим оттоком людей, и им вдвойне сложно привлекать для работы новых специалистов. Как следствие, учителя берут на себя непосильную для качественной работы нагрузку, часто ведут уроки по непрофильным для себя предметам. При этом задач у сельской школы часто гораздо больше, чем у городской: здесь все дополнительное образование, досуг детей, да часто и досуг взрослых завязан на школе — это важное место для всех живущих в селе».
Кадровый дефицит преподавательского состава в селах составляет около 60%, поэтому некоторым учителям приходится вести смежные дисциплины. «В регионах чаще, чем в городах-миллионниках, учителя берут несколько ставок одновременно, зарабатывают репетиторством. Такая нагрузка изо дня в день приводит к тому, что усталость уже не дает возможности видеть в ученике именно человека, а не функцию», — считает Шелков, а также добавляет: «По моему глубокому убеждению, именно учитель, не ученик, — главный элемент системы образования. И забота об учителях должна быть фокусом».