«Современная школа – это, прежде всего, сотрудничество»: что стоит знать о Школе права и экономики

Интервью с президентом Российского государственного университета правосудия, д.ю.н., профессором, академиком РАЕН Валентином Валентиновичем Ершовым, ректором Российского государственного университета правосудия, д.ю.н., профессором, академиком РАЕН, LLD Владимиром Викторовичем Кулаковым и директором Школы права и экономики, к.ю.н., доцентом, учителем высшей категории Игорем Юрьевичем Вороновым

Валентин Валентинович Ершов, президент Российского государственного университета правосудия, д.ю.н., профессор, академик РАЕН
Учредителем Российского государственного университета правосудия является Верховный Суд Российской Федерации – как это влияет на вуз?

В.Е.: Российский государственный университет правосудия осуществляет образовательную и научную деятельность, направленную на повышение эффективности деятельности судов, создания учебной, научной, организационно-методической базы органов и учреждений судебной власти, а также обеспечение судебной системы высококвалифицированными специалистами. Уникальность университета заключается в том, что мы осуществляем реализацию дополнительных профессиональных программ повышения квалификации судей, работников аппарата судов, органов управления системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.
Владимир Викторович Кулаков, ректор Российского государственного университета правосудия, д.ю.н., профессор, академик РАЕН, LLD
РГУП выстроил обучение своих студентов через систему непрерывного образования: от школы до докторантуры. Чем был обусловлен такой подход?

В.К.: В современном мире углубленная профилизация образования должна начинаться со школьной скамьи. Идеально, когда с учетом индивидуальных качеств и интереса ученик средней школы при помощи специалистов оценивает свои личные способности; кто он: гуманитарий или сторонник точных, естественных наук и т.д. Поэтому будущих специалистов надо готовить начиная с 10-11 класса общеобразовательной школы.

Мы видим большие плюсы в системе непрерывного образования. В университете, в том числе в 11 филиалах, обучается более 27 000 студентов. Наш университет организует образовательную программу на всех уровнях: школа, среднее профессиональное образование, бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура и докторантура.

Военный учебный центр университета осуществляет подготовку офицеров запаса по военно-учетным специальностям юридического профиля и сержантов запаса.

Издательство университета предлагает читателю серьезные книги, по которым учатся абитуриенты и студенты, повышают свой профессиональный уровень работники аппарата суда и практикующие юристы и экономисты.

Учебные, научные и практические издания университета представлены на известных электронных площадках, а молодые ученые имеют возможность «попробовать перо» на страницах журнала Фемида.Science.

Факультетом дополнительного профессионального образования реализуются программы повышения квалификации и профессиональной подготовки в области юриспруденции, экономики, управления, судебной экспертизы, лингвистики. Занятия проводятся на русском и английском языках ведущими преподавателями университета, судьями, юристами, судебными экспертами, аудиторами, экономистами. Применение дистанционных образовательных технологий и электронного обучения позволяет организовать обучение большого количества слушателей по всему миру.
Игорь Юрьевич Воронов, директор Школы права и экономики, к.ю.н., доцент, учитель высшей категории
Какой, по Вашему мнению, должна быть современная школа? Какую идею/концепцию Вы закладывали при создании Школы права и экономики?

И.В.: На мой взгляд, современная российская школа должна сохранить свои лучшие традиции в области качественного обучения и нравственного воспитания личности и гражданина. В то же время школа должна быть гибкой, адаптивной к современным, в том числе, цифровым условиям жизни, внимательной к запросам детей и родителей, диалогичной.

Что касается концепции школы, она выработана нашим педагогическим коллективом, апробирована практикой и кратко выражена крылатой латинской фразой: «Per aspera ad astra» (пер. лат. «через тернии к звездам»). Обучение и воспитание – это всегда труд и движение к высшим ценностям. Они достижимы только общими усилиями учеников, родителей и педагогов, поэтому современная школа – это, прежде всего, сотрудничество.
Какую роль играет РГУП в жизни Школы права и экономики?

В.Е.: При создании школы в 2011 году, мы заложили и воплотили в жизнь идею преемственности среднего общего и высшего профессионального образования. В названии и даже в гимне нашей школы отразилась концепция основного учебного профиля – право и экономика. Именно поэтому в школе преподается дисциплина «Право», коллективом университета и школы создан соответствующий учебник для учеников 10-11 классов, в этом году вводится преподавание дисциплин экономической направленности.

Несмотря на самодостаточность школы, университет поддерживает стратегические направления в ее развитии.
По каким программам ведется обучение в школе?

И.В.: Кроме экономико-правового профиля, в школе реализуются и другие направления: лингвистическое, математическое, естественно-научное, художественно-эстетическое, спортивно-оздоровительное, технологическое. В их основе лежат государственные образовательные стандарты, но они обязательно дополняются вариативными углубленными образовательными программами.

Интеграция внеурочной деятельности и дополнительного образования помогает решать проблему повышения уровня качества образования путем объединения внутренних ресурсов школы с внешними образовательными ресурсами в разных областях знаний.

В школе стали традиционными публичные лекции разной направленности, проводятся интерактивные уроки, литературные вечера и гостиные.
Какие особенности учебной программы отличают ее от других частных школ?

И.В.: В нашей школе в рамках учебной программы действуют несколько образовательных проектов.

Ставший традиционным проект «Лекторий» – это интересные лекции учителей школы для 5-11 классов обо всем на свете, расширяющие кругозор. Причем лекция педагога необязательно связана с преподаваемой учебной дисциплиной; это дает возможность ребятам по-новому взглянуть на личность учителя, удивиться его кругозору, «заразиться» предложенной темой.

Проект «Литературно-музыкальная гостиная» для всей школы, в том числе начальных классов – это чтения программных литературных произведений с включением музыкального и актерского сопровождения. В проекте участвуют приглашенные профессиональные актеры и музыканты.

Реализуется проект «Спроси у профи!» – встречи старшеклассников с профессионалами разных направлений деятельности, которые рассказывают о своем выборе специальности и становлении в профессии. Ученики в живой беседе узнают о современном рынке труда, новых профессиях, развитии отечественной экономики, получают ответы на актуальные насущные вопросы.

В инновационной форме проводятся занятия по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), который в нашей школе существенно отличается от традиционной формы проведения занятий. С 2018 года предмет ОБЖ в 8-11-х классах проводится в практико-ориентированной форме, с привлечением профильных экспертов и специалистов. Каждый раздел программы ОБЖ изучается в течение одного занятия, в рамках проекта «Активные субботы». Привлекаемые профильные специалисты оказываются в роли независимых экспертов, которые корректируют действия учеников ходе выполнения практических заданий. Часто тематические занятия сопровождаются выездами в профильные государственные организации МВД России и Минюста России, с которыми сотрудничает Школа права и экономики.
Школе не так много лет, расскажите о первых результатах ее работы. Чем особенно гордитесь?

И.В.: Школа отпраздновала свое десятилетие, за это время мы многое успели сделать. Особая гордость для нас – это успехи наших учеников и педагогов. Среди выпускников есть победители и призеры различных творческих конкурсов, муниципального и регионального этапов предметных олимпиад, а также призеры заключительного Всероссийского этапа олимпиады по истории и обществознанию. Наши ученики участвуют в ежегодных конкурсах «Проба пера» и «Живая классика». Результаты показывают, что старания не напрасны: развиваются творческие способности детей, появляется интерес к чтению классики и написанию собственных произведений.

Достижение таких высоких результатов невозможно без мастерства учителя. Влияние учителя тем сильнее, чем ярче и самобытнее он сам. В основе профессионального мастерства, педагогической интуиции, которыми должен обладать современный учитель, всегда лежит любовь к детям. За годы работы школы в ней сформировался профессиональный, творческий, целеустремленный коллектив учителей и воспитателей.

Мы также гордимся работой педагогов дополнительного образования, ведь во второй половине дня нет отметок и результат труда учителя и ученика оценивается на концертах, выставках, конкурсах, фестивалях, спортивных соревнованиях. Мы радуемся международным и российским победам хореографического и вокального коллективов, театральной студии, лего- и изостудий, футбольной команды и юных атлетов из секций «skipping» и «Sprint-power».
К школе какого типа вы могли бы себя отнести: традиционной, предпринимательской, органической или партнерской? Почему именно такую организационную культуру предпочли?

И.В.: Школа права и экономики относится, скорее, к смешанному, традиционно-партнерскому типу и к семейному типу по организационной культуре. Относительно небольшая по численности, наша школа – это достаточно тесный круг учеников, родителей и педагогов, где каждый друг друга знает, где можно комфортно себя чувствовать, как в семье. Такой тип школы – важная составляющая учебного процесса и социальной коммуникации, идеальная модель которых – отсутствие боязни быть настоящим, реальным, отсутствия страха осуждения за ошибку, промах.
В чем вы видите минусы системы среднего образования в России? Что бы хотелось изменить?

И.В.: К сожалению, новейшая научная информация попадает в школьные учебники спустя десятилетия. Полагаю, при помощи школьного учителя и вузовского преподавателя надо расширить творческую и интеллектуальную часть образования и итоговой аттестации. Надо дать возможность современному школьнику увидеть учебные дисциплины системно, во взаимосвязи с другими предметами. Вариативная часть школьной общеобразовательной программы должна давать ученику возможность творчески рассуждать, мыслить и принимать самостоятельные решения.
Каким Вы видите выпускника школы – опишите его.

И.В.: Выпускник Школы права и экономики – это личность, уважающая мнение других, умеющая вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать, креативно и критически мыслящая, активно и целенаправленно познающая мир, осознающая ценность образования, творческого труда. Это человек, который определился с выбором дальнейшего направления своего развития. Это гражданин, имеющий собственную позицию, знающий право и способный применять его в жизни.
Куда поступают выпускники школы?

И.В.: Это достаточно широкий диапазон высших учебных заведений: Российский государственный университет правосудия, Высшая школа экономики, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Московский государственный институт международных отношений, Всероссийская академия внешней торговли, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, МГТУ им. Н.Э. Баумана, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации и другие.
Какие планы у школы на ближайшие 5-10 лет?

И.В.: Мы хотим стать настоящим центром интеллектуальной, духовно-нравственной и творческой жизни, за счет развития программ обучения во второй половине дня и создания клубов по интересам: дискуссионного, туристического, биологического, астрономического, математического, правового, экономического, выпускников школы и других.

И, конечно, мы заботимся об увеличении числа учеников школы, мечтаем построить и оборудовать детский сад.
Школа права и экономики
Сайт: http://leschool.ru/
Телефоны: +7 (495) 139-65-56,
+7 (495) 923-23-92
E-mail: info@leschool.ru
Российский государственный университет правосудия
Сайт: https://rgup.ru/
Телефон: +7 (495) 332-55-55
Приемная комиссия: +7 (495) 332-53-33

#ИНФОРМАЦИОННАЯ_ПОДДЕРЖКА
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ