«Если к смене школы подойти с умом, все будет хорошо»: как помочь ребенку адаптироваться в новом месте?

За последние годы тема адаптации школьников в новом учебном заведении стала особенно актуальной. За 2022 год около 8 миллионов россиян поменяли место жительства внутри страны, а еще 53% задумываются о переезде. Как следствие, для многих родителей проблема перевода ребенка в другую школу находится в числе первостепенных. Смена школы вызывает множество опасений и практических вопросов: как поддержать ребенка, как сделать процесс акклиматизации безболезненным и может ли он в принципе не быть травмирующим? Мы поговорили об этом с директором Vnukovo International School Еленой Матавиной.
Во многих странах принято менять учебное заведение после начальной школы и перед поступлением в старшие классы. В России, наоборот, родители стремятся выбрать хорошую школу один раз на весь период обучения. Стоит ли бояться смены школы?
Это сложный вопрос. Действительно, в наших реалиях менять школу не очень принято. В целом система школьного образования состоит из четырех этапов: дошкольное обучение, начальное, основное и среднее общее образование. В принципе, в переходе из одной школы в другую между этими этапами, как в британской системе, ничего травматичного нет. Для больших городов характерна ситуация, когда классы перемешиваются после завершения уровня, поэтому, переходя в новую школу после четвертого или девятого класса, ребенок не оказывается в роли новичка в давно сплотившемся коллективе — адаптация проходит легко и не требует дополнительных усилий.
Директор Vnukovo International School Елена Матавина
А вот в рамках одного уровня могут возникать сложности. Особенно это касается начальной школы. Лучше, если ребенок будет учиться в одном классе и у одного педагога на протяжении первых четырех лет обучения, потому что он еще маленький и ему нужен период адаптации к школе как к социальному институту. Без вынужденной необходимости не стоит подвергать его дополнительным стрессам. Тем более в этом возрасте ребята, как правило, очень любят свою первую учительницу: она для них как вторая мама, и эти отношения тоже очень важный аспект их жизни.

В более старшем возрасте смена школы не является чем-то страшным — это нормально и иногда даже полезно, ведь ребенок меняет атмосферу, обстановку, а это в целом способствует развитию. Более того, переход из одной школы в другую может быть целесообразным, поскольку позволит ребенку получить более качественное или соответствующее интересам образование. Например, когда школьник понимает, что хочет углубленно изучать определенный профиль, а его школа на этом профиле не специализируется, смена учебного заведения может оказаться очень полезной.
В каких случаях нужно менять школу?
Первое и, наверное, наиболее очевидное — переезд из одного района города в другой может вынудить поменять школу. Это объективная причина. Есть еще ряд субъективных, например неудовлетворенность качеством образования в предыдущей школе.
Смущать может как процесс обучения, так и процесс воспитания. Часто случается такое, что школа очень хорошо справляется с начальным образованием, но не умеет обучать на более высоких уровнях, — в этом случае лучше сменить учебное заведение при переходе на новый этап. Аналогично, как я уже упоминала, имеет смысл поменять школу, если она не может предложить интересующий ребенка профиль обучения в старших классах.

Очень часто школу меняют из-за учителей. Причем учителя не должны быть обязательно плохими, иногда случается несовпадение характеров. Последнее особенно характерно для начальной школы, когда родители ведут детей не в школу как таковую, а к конкретному учителю, и если вдруг по каким-то причинам педагог меняется, то тогда и родители принимают решение о переходе ребенка. Могут быть и другие причины: не нравится механизм взаимоотношений школы с родителем, ребенком, не нравится культура общения между детьми или даже материально-техническая база. Словом, причин действительно много, и все это индивидуально в каждом случае.

Отдельно отмечу: если ребенку систематически не нравится ходить в школу, если он испытывает какие-то стрессы и родители это замечают, то тогда это точно та ситуация, в которой нужно задуматься о смене школы.
Насколько смена школы — травматичный опыт для ребенка?
Все индивидуально. Если ребенок хорошо социально адаптирован, то все пройдет гладко, поскольку у него есть способность акклиматизироваться в любой социальной среде. Но есть дети, которые очень привязываются к определенному месту, к определенным людям, и им сложно выстраивать отношения с другими людьми. Они очень долго к ним привыкают, и опыт адаптации может быть в каком-то смысле травматичным.

Но он может оказаться таковым и в случае уже упомянутой релокации. Здесь вынужденный переезд родителей приводит к тому, что ребенка лишили возможности выбора. Может получиться так, что и новая школа хороша, и ребенка принимают в коллективе, но у него внутреннее отторжение, потому что ему больше нравилась прежняя школа, а его, получается, насильно из той среды пришлось извлечь. В этом случае подобное бывает травматично для ребят, но это уже совершенно другой аспект, и социализация ребенка здесь играет не решающую роль.
Чем могут помочь родители, чтобы упростить адаптацию к новой школе?
Адаптация к школе — это система поддержки. Очень гибкая, вариативная, но система. Поэтому, если к смене школы подойти с умом, все пройдет хорошо. Я могу дать три базовых совета.

Во-первых, всегда, особенно при переходе в новую школу, родители должны беседовать с детьми. Чем больше мы говорим с ребенком, тем лучше мы его узнаем. Как правило, дети всегда сигнализируют своим поведением, если что-то идет не так. В период адаптации к этому следует быть особо внимательными.
Во-вторых, разговаривая с ребенком, его можно в чем-то переубедить. Зачастую именно это нужно в ситуациях, когда ребенок оказывается подневолен, как в ситуации с переездом. И скорее под переубеждением я понимаю не навязывание своей воли, а конструктивный диалог, аргументацию и объяснения сложившейся ситуации.

Третье — это участие в совместных мероприятиях в школе. С одной стороны, ребенку приятно будет увидеть причастность родителей к тем событиям, которые происходят в его жизни. А с другой — родители, участвуя, например, в школьных мероприятиях, особенно если речь идет о новой школе, лучше видят, в какой атмосфере находится ребенок, какие педагоги и одноклассники его окружают. К примеру, в нашей школе сейчас проходят Parents' Days [родительские дни. — Прим. ред.]. Мы приглашаем родителей на уроки, они могут прийти и целый день провести в школе со своими детьми. Это позволяет увидеть их в той школьной среде, в которой они находятся почти каждый день, посмотреть, как ребята общаются с учителями, одноклассниками, тьюторами. А еще у нас запланирована традиционная рождественская благотворительная ярмарка, которую сообща организуют дети и родители. Участвуя в ярмарке, они вместе делают добрые дела, что в том числе облегчает адаптацию и ребенка и родителей.
В чем заключается роль школы в процессе адаптации?
Со стороны школы самое главное — постараться сразу понять, получится ли у нас взаимодействие с ребенком и родителями или нет. При приеме детей мы обязательно организуем беседу психолога с ребенком, беседуем с родителями на предмет совпадения наших ценностей. Уже на этом этапе становится понятно, подойдет ли наша школа этой семье или нет, и если да, то мы сразу начинаем выстраивать определенную траекторию будущего взаимодействия. Такая своеобразная дорожная карта помогает сделать процесс адаптации понятнее, а следовательно, и проще.

Потом, когда ребенок уже поступил в нашу школу, психологи, тьюторы и учителя помогают в адаптации, но это всегда индивидуальная работа, универсальных ответов и рекомендаций здесь нет, потому что дети разные. Что важно, у нас предусмотрена система обратной связи между ребенком, школой и родителями. Последние всегда своевременно получают информацию о процессах адаптации и о том, как они проходят. Конечно, мы не идеалисты и понимаем, что не все и не всегда проходит гладко. Если мы видим, что процесс адаптации все-таки осложняется, мы сразу, не затягивая, приглашаем родителей на встречу для того, чтобы обсудить и исправить ситуацию.
Многие родители опасаются, что, если не поступить в хорошую школу в первом классе, а лучше в детском саду, потом в нее уже не попасть. Это обоснованное беспокойство?
Попасть в хорошую школу, если ребенок имеет крепкие академические знания и развитые навыки, проблемы не составит. Школа ведь тоже заинтересована в таких учениках. Но есть и обратная сторона медали — в хорошем учебном заведении просто может не быть свободных мест. Поэтому я понимаю некоторых родителей, которые заранее занимают место, опасаясь, что его потом может не быть.

Если говорить о Vnukovo International School, мы набираем в детский сад с самого раннего возраста — с трех лет. Поэтому многие ученики нашей школы — это воспитанники нашего же детского сада. Тем не менее попасть в нашу школу можно в любом возрасте, даже в середине учебного года. Но важно учитывать, что чем старше ребенок, тем труднее найти свободное место. Если говорить, например, о восьмом классе, то, конечно, туда попасть практически невозможно, потому что все места заняты.
Имеет ли смысл нанимать на лето репетиторов, чтобы подготовиться к новой школе?
Давайте сразу подчеркнем, что лето — это время для отдыха. Каждый ребенок имеет на это право. И всегда лучше это право уважать и дать возможность восстановиться перед новым учебным годом. Но если ребенок сильно отстает от программы той школы, в которую он переходит, конечно, несмотря ни на что, отдых надо, во-первых, грамотно организовать, во-вторых, завершить ближе к началу учебного года и все-таки позаниматься.

Это стоит сделать для того, чтобы ребенок не чувствовал себя хуже других в новой школе. Когда он приходит в сентябре в новый класс и видит, что там все ребята занимаются лучше, то это сразу резко снижает его учебную мотивацию и, естественно, ухудшает его психологическое состояние, осложняет адаптацию. Нельзя допустить, чтобы ребенок изначально почувствовал себя в ситуации неуспеха, в котором, собственно, он и не виноват — он ведь всего лишь учился в другой школе.

В этом случае неплохим вариантом будет организовать уроки с теми педагогами, которые будут обучать ребенка в новой школе. Они носители культуры той школы, в которую ребенок придет, и у будущего ученика будет возможность еще на берегу познакомиться с ней — это поможет адаптироваться. Но даже если не получается поработать с учителями школы накануне нового учебного года, родители могут связаться с педагогами через администрацию, узнать, на что стоит обратить внимание, и передать эти рекомендации репетиторам. Кстати, у нас есть успешные примеры такой совместной работы, когда к нам приходили родители с репетиторами и общались с учителями, выстраивали совместный план подготовки. В итоге ребенок приходил в школу хорошо подготовленным.
Что бы вы посоветовали родителям и их детям, чтобы адаптация в новой школе прошла наиболее успешно?
Главные советы мы уже проговорили: разговаривать с ребёнком, слышать его и принимать участие в его жизни. И наверное, еще одно: постоянно держите в голове ответ на вопрос, зачем или почему в вашей жизни произошло это изменение. Такая рационализация удерживает вашу субъектность. Из такой позиции помочь ребенку адаптироваться в новой школе становится чуть проще. А если ребенок уже относительно взрослый, то и ему эта рационализация может помочь привыкнуть к новым условиям.
22 декабря / 2023

*реклама, ОАНО «МЕЖДУНАРОДНАЯ ШКОЛА ВНУКОВО»
4CQwVszH9pWupRruAzT
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ