Всестороннее или профильное образование — что важнее?

Мир меняется стремительно, и сегодня никто не знает, каким именно он станет через пять — десять лет. Зачастую наши самые обоснованные гипотезы могут показаться наивными по прошествии года. Но уже сегодня ясно, что современным школьникам придется часто корректировать профессиональный путь, постоянно осваивать новые навыки и работать с проектами на стыке разных направлений: лингвистики и математики, искусства и программирования, этики и технологий и т. д. Учитывая это, наиболее удачным решением в обучении школьников кажется упор на всестороннее образование. Однако мы видим и обратную тенденцию. В вузах ждут хорошо подготовленных абитуриентов с высокими баллами ЕГЭ по профильным предметам, а значит, ребенку важно как можно раньше определиться с будущей специальностью и сфокусироваться на углубленном изучении профильных дисциплин.

Чему важно научить ребенка в школе и как найти золотую середину между двумя противоречивыми установками — всесторонним образованием и специализацией? Разбираемся на примере Павловской гимназии.
Образ успеха
Образованные люди с широким кругозором всегда высоко ценились. Выпускников знаменитых школ — будь то Царскосельский лицей или Итонский колледж — объединяло одно: разностороннее образование и способность мыслить. При создании Павловской гимназии команда школы провела обширную аналитическую работу, изучила историю образования, лучшие практики и школьные системы разных стран. Итогом стала образовательная модель, основанная на образе желаемого результата — том, какими качествами, знаниями и навыками должен обладать выпускник. В этой модели равное внимание уделяется сильной академической подготовке и развитию гибких навыков, а профилизация не является препятствием для формирования широкого кругозора.
«Мы хотим, чтобы наши выпускники были академически подкованы, способны поставить цель и добиться значимого результата. В гимназии большое внимание уделяется развитию таких навыков, как работа с информацией, целеполагание, критическое мышление, коммуникативные навыки, умение работать в команде на общий результат, адаптивность, готовность к быстрым изменениями и быстрой ответной реакции на них», — рассказывает директор Павловской гимназии Ольга Рагожина. Помимо академических знаний и гибких навыков, в школе работают с социальным и эмоциональным интеллектом. Опираясь на результаты актуальных исследований, можно с уверенностью утверждать, что в скором времени в большинстве образовательных моделей появится новый блок — так называемые self-skills, или навыки саморегулирования. Постоянная неопределенность ведет к необходимости учиться работать со своими жизненными целями, развивать свою собственную устойчивость. Если ученики научатся понимать себя и свои эмоции, им будет проще справляться со стрессовыми ситуациями, управлять своим состоянием и отношением к жизни. Как следствие, они станут более счастливыми и успешными взрослыми.
Пространство для развития
Основной целью Павловской гимназии стало создание многопрофильного образовательного пространства. Движение к ней началось еще на этапе проектирования школьной среды: само здание — современный комплекс с приятным архитектурным обликом и проработанной учебной инфраструктурой — оставляет место и возможности для реализации разноплановых проектов. Сейчас в одном здании совмещены пять специализированных школ: общеобразовательная, театрально-художественная, музыкальная, спортивная и языковая. В такой среде ребенок может реализовать большую часть своих потребностей, причем не только в учебе, но и в спорте, творчестве и социальных проектах.
Инфраструктура дает возможность реализовывать и программы дополнительного образования — неотъемлемую часть всестороннего развития и фундаментального образования в целом. На одной площадке соседствуют музыкальная школа, курсы по робототехнике, программированию и 3D-моделированию, спортивные комплексы и театральная студия. Ученикам предоставляется выбор из большого числа активностей, многие из которых были организованы исходя из потребностей учеников. В Павловской гимназии уверены, что школа — это место для проб, ошибок и поиска себя. При такой установке личность ребенка развивается органически, естественно: он идет за своими интересами в школе так же, как взрослые люди идут за ними в открытом мире.
От школы жизни к самой жизни
Развитие навыков зависит не столько от содержания учебной программы, сколько от форматов и методов, которые используются в обучении. Задача современного учителя — не напичкать знаниями, а показать принципы и подходы к познанию мира, использовать форматы, где ребенок узнает, как применять знания, а не просто запомнит материал. Сегодня не составляет труда найти нужную информацию, ее необязательно знать наизусть, но важно уметь ее искать, применять, связывать новые знания с уже имеющимися. «Если в мое время школа готовила к жизни, но теперь школа и есть сама жизнь. Знания устаревают очень быстро, поэтому мы учим учиться. Мы — навигаторы и наставники во всестороннем познании мира, а не носители сакральных знаний о нем», — объясняет Ольга Рагожина.
Всестороннее образование — это необходимый для успешного построения личности и будущего пути фундамент, а профилизация — надстройка на нем. Сама по себе надстройка, как считают в гимназии, существовать не может. В гимназии убеждены, что в предметах, которые не попали в область ключевых интересов школьника, необходимо найти те элементы, которые помогают развить «мягкие», «личные» и академические навыки: «Мы в гимназии считаем, что базовая общеобразовательная составляющая — это один из важнейших элементов школьного обучения. В действительности школьные предметы — это не только про конкретные знания, но и про развитие навыков и мышления. Если ребенок прекрасен как гуманитарий, то в любом случае ему необходимо изучать математику и естественные науки, это способствует развитию навыка работы с разной информацией. Чтобы ребенок смог эффективно развиваться в тех направлениях, в которых у него есть способности и интересы, обязательно должен быть общеобразовательный компонент».

По этой же причине не стоит отказываться от предметов, которые не входят в специализацию ребенка. «Убирать непрофильные предметы однозначно не стоит. Если мы говорим про предметную область, которая осваивается на углубленном уровне, то в ней на первое место выходят, конечно же, знания и академическая подготовка. Это тот багаж, который ребенок принесет с собой в вуз и даже в профессиональную деятельность. Но если мы говорим про предметы, которые изучаются на базовом уровне, то в каждом из них нужно найти те элементы, которые способствуют развитию определенных компетенций. К примеру, математика развивает абстрактное мышление, геометрия — структурное и логическое, физика помогает научиться выстраивать причинно-следственные связи. И все это чрезвычайно важно для, условно, филолога. Более того, без этих навыков невозможно написать хорошее сочинение на ЕГЭ по литературе или русскому языку, хотя сами эти предметы хоть и подразумевают развитие перечисленных компетенций, но не в первую очередь», — дополняет заместитель директора по основной и старшей школам Елена Васюкова. Так, непрофильные предметы становятся элементом разносторонне развивающей личность человека среды.
На пути к профессиональному самоопределению
Сложно спорить с тем, что профилизация — необходимое условие качественного образования в школе, но при определении специализации существует опасность неправильно сделать выбор или не успеть его поменять вместе с переменой в интересах ученика. Чтобы исключить этот риск, система профилизации в Павловской гимназии устроена гибко и адаптивно, а подготовка к специализации начинается уже при переходе в основную школу.
В 5–7-м классах гимназия дает детям возможность попробовать себя в разных областях. Главная цель этого этапа в образовании — создать максимально насыщенную среду и мотивировать ребенка проявить и, что еще более важно, увидеть свои способности, почувствовать успех в определенных сферах. В это же время начинаются и предметные кружки, на которых ученик может поближе познакомиться с интересными ему научными областями. Особую значимость приобретают программы дополнительного образования. Павловская гимназия — школа полного дня: после завершения основной программы ученики могут углубиться в творчество, спорт, освоить предметы за пределами ФГОС или заняться любимыми дисциплинами на углубленном уровне. Вместе с тем дополнительное образование позволяет совершенно по-другому взглянуть на ребенка: в определенный момент в ходе нетипичной школьной активности он может проявить себя самым неожиданным образом. Конечно, и для школы, и для самого ученика это важно: ребенок открывает новые грани своей личности, а педагоги получают возможность лучше понять ученика и скорректировать его трек развития и академический путь. Также важную роль играют внеклассные мероприятия, которые позволяют взглянуть на различные области знания под новым углом.
Настоящая профилизация начинается в 8-м классе. Опираясь на наблюдения педагогической команды и интересы учеников, формируются профильные группы, которые различаются степенью углубленности изучения разных дисциплин. В 9-м классе же профилизация корректируется или утверждается ребенком, который выбирает предметы для сдачи на ОГЭ. На пути выбора направления учеников сопровождают профессиональные тьюторы, которые помогают ребятам понять свои интересы, сильные и слабые стороны, определить личные цели и выстроить наиболее эффективную образовательную траекторию.

В старшей школе система становится еще более гибкой: старшеклассники учатся по индивидуальным учебным планам. В этой модели ребенок не ограничен стандартными профилями, как, например, социально-гуманитарный или естественно-научный. Предметы, которые будут изучаться подробно, определяются самим учеником и могут относиться к разным направлениям. Например, можно совместить углубленное изучение литературы и информатики, если ребенок решил поступать на факультет цифровой лингвистики, либо сфокусироваться на предметах социально-гуманитарного профиля, но исключить обществознание, если этот предмет не требуется для поступления в выбранный вуз.

Тьюторская служба и «Центр карьеры» сопровождают ученика на академическом пути и указывают ему на те компетенции, которые необходимо освоить, поступая в определенный вуз или для вхождения в выбранную профессиональную сферу. «Научная область не во всем пересекается с профессиональной, поэтому приходится добирать что-то нужное из смежных или вообще противоположных областей», — считает Елена Васюкова.
Модель Павловской гимназии не была бы успешна, если бы в ее основе не лежала целостная и сильная внутренняя культура. Школу делают не программы, а система отношений, атмосфера, нормы взаимодействия всех участников образовательного процесса. За годы работы академической команде гимназии удалось вырастить собственную уникальную культуру, в основе которой лежит доброжелательное и уважительное отношение друг к другу, стремление к постоянному самосовершенствованию и вера в безграничные возможности ребенка.
«При создании Павловской гимназии мы хотели, чтобы здесь, в Подмосковье, получила жизнь школа, которая сможет развить лучшие традиции, все самое ценное в образовании из того, что накопила наша страна. Нам кажется, мы этого достигли. Сегодня мы стремимся сделать так, чтобы в ней было интересно и взрослым и детям не только учиться, но и общаться, заниматься дополнительным образованием, спортом, творчеством. Иначе говоря, сделать место, в котором каждый сможет найти импульс для широкого и разнопланового развития, не упуская при этом профессиональные навыки и качественную подготовку по выбранным направлениям», — заключила директор Ольга Рагожина.
28 декабря / 2023

*реклама, АНО «Павловская Гимназия»
4CQwVszH9pWvJdiq3CU
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ