Вызовы и возможности обучения английскому языку в вузах

АВТОР:
Редакция
9-10 октября компания Skyeng провела международную конференцию, где представители учебных заведений из России, Греции, ОАЭ, Израиля и других стран обсудили лучшие практики организации дистанционного обучения в вузах и поделились опытом, полученным за время пандемии.

Конференция состояла из трех треков:
1. Непрерывное профессиональное развитие для преподавателей английского языка
2. Разработка курсов и методика преподавания английского языка
3. Проектирование учебных программ в высшем образовании

Редакция Forbes Education пообщалась со спикерами конференции и попросила дать советы преподавателям и студентам о том, как эффективно учить и учиться онлайн и каких ошибок следует избегать.
Советы преподавателям:
«Самое важное в преподавании онлайн — не терять фокус и не забывать, что по ту сторону монитора ученик, студент, личность со своими целями, проблемами и потребностями. Студентам важно извлекать максимум из возможностей, которые предоставляет цифровая среда, чаще задавать вопросы преподавателю. В целом, чтобы дистанционное обучение было успешным, очень важно сохранить диалог преподавателя и студента, важно не терять фокус, где и студент, и преподаватель — субъекты образовательного процесса».

Виолетта Усанова, организатор конференции, руководитель направления цифровой поддержки вузов Skyeng
О содержании уроков:

При обучении онлайн открывается доступ к морю ресурсов в интернете. Не утопите ученика в этом море, выбирайте, сколько ресурсов дать, и очень тщательно структурируйте работу с ними. Идеально, когда у вас есть готовый онлайн-курс, который вы можете по необходимости дополнять. Тогда курс будет поддерживать и вести и Вас, и учеников.
Алексей Конобеев, Skyeng
При работе со взрослой аудиторией [важно] руководствоваться целями обучения, а не желанием развлечь или поразить спектром владения технологическими инструментами.
Лилия Бондарева, МИСиС
Лучше делать меньше, но лучше. Проблемой для онлайн-обучения всегда является вовлечение и мотивация студентов. Не надо пытаться втиснуть в онлайн все то, что обычно проходят в офлайн-формате, сфокусируйтесь на главном, а часть материала оставьте студентам для самостоятельного изучения.
Daniel Kontowski, ТюмГУ
Давайте ученику задания не только на поиск информации, но и на ее обработку, например, сравнить информацию из разных источников (с двух сайтов, с сайта и из видео или с сайта и из книги) и дополнить ее, проверить достоверность информации на сайте (например, правда ли, что хамелеоны меняют цвет чтобы скрыться от наблюдателей?), найти ответ на вопрос (например, «Почему в США нет государственного языка?»). Помогайте научиться работать с информацией! Это важное умение для повседневной жизни, и онлайн обучение, как никакое другое, подходит для его развития.
Алексей Конобеев, Skyeng
Самая большая ошибка - бояться делать ошибки. Вместо того, чтобы пытаться контролировать студентов, выполняющих задания удаленно, вы можете изменить задание так, чтобы для их выполнения была нужна совместная работа. Установите четкие правила общения и посещения занятий, убедитесь, что вы соблюдаете их и быстро реагируйте, если что-то идет не так. Играйте с форматами, используя ведение блога, отзывы одногруппников, викторины и творческие задания.
Daniel Kontowski, ТюмГУ
О мотивации:

Больше работайте с мотивационными установками студентов через осознанное вовлечение студента в работу на правах партнера.
Лилия Бондарева, МИСиС
Обязательно давайте обратную связь студентам, обсуждайте с ними их опыт обучения. Реагируйте. Своевременно вносите корректировки в свои методы обучения и не забудьте четко разъяснять все изменения.
Daniel Kontowski, ТюмГУ
«[Избегайте] добавления материалов в урок только потому, что они выглядят интересно, без учета их пользы. Стойкая мотивация возникает не просто тогда, когда интересно, а когда ученик видит пользу от игры, видео или занимательной статьи для достижения своей главной цели. Конечно, чем ученик младше, тем важнее роль и просто интересных материалов: песен, игр, считалок, так как для маленьких детей игровая деятельность сама по себе представляет большую ценность.
Алексей Конобеев, Skyeng
О подготовке:

Необходима чёткая структура занятия, которой надо следовать. Все материалы для занятия: тексты, упражнения, задания аудирования должны быть высланы обучаемым заранее, с возможностью открыть их на другом носителе или на своём экране. Быть готовым говорить громче и несколько раз повторять сказанное.
Светлана Польская, МГИМО
Помните, особенно в свои первые 100-150 занятий онлайн, что работа в цифре будет более требовательной к вам, чем работа очная, в которой вы уже поднаторели. Время, внимание и фокус учащихся в онлайне распределены по-другому. Начинает иметь значение абсолютно все – от того, как вы поздоровались и какую разогревающую игру запустили в первые 3 минуты, до того, как быстро вы включаете интерактивное голосование или онлайн-доску. Прописывайте скрипт своего плана в мельчайших деталях: от плана реплик до того, что попадает в кадр и может нечаянно отвлечь внимание.
Кристина Роппельт, Агентство Международного Сотрудничества
О технологиях:

Для успешного обучения онлайн нужно отказаться от старых подходов в преподавании, проверять техническую готовность к занятию и, самое важное, всегда помнить, что технологии - это просто инструмент, а для чего и как их использовать всегда решает преподаватель. Pedagogy first, technology second!
Евгений Усачев, Московской международной академии
Не используйте технически сложные, медленно работающие платформы. Если во время урока внимание ученика переключается с содержания урока на борьбу с медленно работающей платформой, то успех от такого обучения менее вероятен.
Алексей Конобеев, Skyeng
Советы студентам:

«Тем, кто проходит обучение онлайн, рекомендую брать ответственность за результаты на себя. Онлайн даёт прекрасные возможности для обучения по гибкому графику, доступ к огромному количеству ресурсов и материалов, возможность выбора преподавателя, с которым комфортно заниматься. Но ключевой вопрос в вашей мотивации и желании достижения тех целей, которые вы для себя установили».

Евгений Усачев, Московская международная академия
Найдите комфортное место для занятий

Важно помнить, что это то же самое, что и очная учеба […] – попытка запараллелить её с просмотром телевизора или уборкой губительна и для вас, и для преподавателя. Попробуйте найти по-настоящему удобное и тихое место, подготовьтесь так же, как если бы вы ехали на занятие, включите камеру и выключите микрофон, и не стесняйтесь пользоваться электронными интерфейсами – контекстными словарями, быстрым поиском, записывать части урока на аудио или видео для самостоятельного разбора впоследствии.
Кристина Роппельт, Агентство Международного Сотрудничества
Занимайтесь регулярно

В онлайн-обучении очень велико искушение переносить занятия, когда не очень расположен заниматься. На самом деле, мозг тренируется точно так же, как мышцы. Если нагрузка регулярна, то развитие происходит гораздо активнее, включая развитие памяти, скорости мышления, умения встроить новую информацию в уже имеющуюся картину мира.
Алексей Конобеев, Skyeng
Четко сформулируйте цели обучения

Выбранный курс поможет достичь поставленной цели. Для этого важно максимально сформулировать свою цель, например, не «выучить английский для работы», а «выучить английский для деловой переписки / для приема иностранной делегации / для участия в совещаниях» и так далее.
Алексей Конобеев, Skyeng
Работайте над своей мотивацией

Те, кто учится онлайн, должны осознать, что этот вид обучения есть определённый вызов их самодисциплине и самоконтролю и что при таком формате занятий степень их автономности повышается (прим. ред: автономность – контроль над содержанием и ответственность за результаты обучения»).
Светлана Польская, МГИМО
Важна самоорганизация и работа с собственными мотивационными установками. Старайтесь наращивать когнитивное «присутствие» во время занятий и лекций. Не полагайтесь на возможность прослушать занятие в записи — это займёт у вас в два раза больше времени и не позволит задать вопросы преподавателю или проверить степень освоения материала здесь и сейчас. Если вы чувствуете, что теряете интерес к происходящему на занятии или к онлайн-заданию, попробуйте построить в голове причинно-следственную связь, как освоение данной темы или выполнение этого задания приближают вас к цели обучения, и, как следствие, приумножают ваши шансы на успех в жизни.
Лилия Бондарева, МИСиС
Каждое занятие позволяет научиться чему-то конкретному. В конце занятия надо сказать себе: «Теперь я могу делать вот это (например, на английском языке заказывать еду в ресторане)». Никакие усилия не пропадают зря. Каждый новый факт, каждое новое умение приближают вас к цели.
Алексей Конобеев, Skyeng

13 октября / 2020
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ