ОБРАЗОВАНИЕ
В ВЕЛИКОБРИТАНИИ
специальный проект Forbes Education
Система тьюторства в британских школах
Многие методы и подходы к обучению, впервые появившиеся в британских учебных заведениях, впоследствии становились эталоном качественного образования во всех странах. Одна из таких инноваций – система тьюторства, которая возникла в университетах Оксфорда и Кембриджа в 1800-х годах, а позже стала широко применяться во многих английских школах. Сегодня большинство престижных частных школ мира используют поддержку тьюторов, чтобы максимально раскрыть потенциал учеников и помочь им достичь наилучших результатов в обучении.

Мы решили разобраться в том, как устроена система наставничества в частных школах Великобритании и поговорили с региональным директором на территории СНГ и членом совета приемной комиссии частных школ MPW Анной Чеботарь.
MPW – группа из трех английских частных школ, начавших одними из первых использовать кембриджскую систему тьюторства в обучении. Кампусы располагаются в Лондоне, Кембридже и Бирмингеме. MPW – единственная группа, все школы которой на протяжении многих лет имеют наивысшие оценки Ofsted по всем показателям (Ofsted – государственная инспекция, оценивающая частные школы Великобритании). 70% студентов MPW – британцы, 30% – иностранные студенты. Выпускники поступают в самые лучшие университеты страны, в том числе медицинские вузы.
Третий родитель
В британских частных школах, как и в университетах, наставниками становятся только самые опытные члены академической команды: действующие преподаватели и руководство. Считается, что для выполнения функций тьютора необходимо педагогическое образование, опыт преподавания и детальное понимание всех нюансов обучения, причем не только в школе, но и в университете. Многие наставники MPW в прошлом работали в приемных комиссиях престижных британских вузов.

Высокий уровень требований, предъявляемых к профессиональному опыту тьютора, объясняется широким спектром сложных и ответственных задач, которые он должен решать: персональный наставник помогает адаптироваться к новой среде, составить оптимальный план обучения, выбрать программу и университет, а также стратегию поступления. Кроме того, он постоянно следит за успехами подопечного и корректирует учебный план, если возникают сложности, оказывает эмоциональную поддержку и помогает в решении бытовых задач. Встречи с тьютором обычно проходят в неформальной обстановке, а общение всегда носит доброжелательный характер. Не удивительно, что при таком подходе наставник может стать «третьим родителем» для находящегося вдали от дома студента.
Тьюторская система – «визитная карточка» двух всемирно известных вузов – University of Oxford и University of Cambridge. Индивидуальные консультации, которые в Оксфорде называются "tutorials", а в Кембридже – "supervisions", являются главным инструментом обучения. Еженедельные встречи с тьюторами проходят индивидуально или в группе из нескольких студентов, на них в режиме живой дискуссии обсуждаются учебные темы и проделанная студентами самостоятельная работа. Именно эти встречи делают обучение в Оксфорде и Кембридже таким ценным и запоминающимся – вашим тьютором может оказаться всемирно известный ученый, автор книг, которые изучают студенты всего мира. Возможность дискутировать с наставником такого уровня на различные темы и получать вдохновляющую, конструктивную обратную связь – бесценный опыт для любого студента.
Ранняя специализация
Английская система среднего образования знаменита на весь мир ранней специализацией. Старшие классы британской школы (программа A-level) предполагают изучение трех основных дисциплин, которые необходимо выбрать из обширного списка (например, в MPW преподают более 45 предметов). Выбор профиля позволяет посвятить все время и силы изучению приоритетных предметов и целенаправленно готовиться к университету. Однако ни для кого не секрет, что определиться со специализацией в школе не всегда просто. Например, российская статистика говорит о том, что 70% выпускников школ не знают, кем хотят стать в будущем. В британских частных школах на помощь в решении этой проблемы приходят именно тьюторы, которые помогают разобраться и сделать стратегически правильный выбор.

Считается, что набор изучаемых предметов A-level должен удовлетворять трем главным условиям: соответствовать интересам и целям студента, быть привлекательным для университетских приемных комиссий, а также обеспечить запасные варианты, на случай если студент решит сменить направление.
Первые шаги
Определить первоначальный набор дисциплин нужно еще до начала обучения по программе A-level, но в процессе учебы предметы можно менять. Школы следят за тем, чтобы выбор был обоснованным и осознанным. При поступлении в MPW ученики сдают вступительные тесты по английскому и математике, а при поступлении на творческие направления собирают портфолио. Затем каждый абитуриент проходит собеседование, во время которого интервьюер выявляет амбиции и желания ребенка, его сильные и слабые стороны. Успешным кандидатам школа присылает развернутый комментарий с рекомендациями по выбору предметов и группы обучения.

Обычно тьютор прикрепляется еще на этапе поступления в школу, когда становится понятен типаж ученика. Часто кто-то из членов приемной комиссии решает взять определенного абитуриента в подопечные, поскольку чувствует, что во время интервью они нашли общий язык. Хорошие школы всегда уделяют внимание подобному совпадению характеров. Например, если для успешной учебы студента нужно регулярно подгонять и подбадривать, тьютора выберут из числа тех, кто хорошо справится с этой задачей.
Всесторонняя поддержка
В MPW знакомство с наставником начинается за несколько месяцев до приезда в школу. Таким образом, впервые оказавшись в новой среде, студент уже знает человека, на помощь и поддержку которого он может рассчитывать, в том числе и в период адаптации. Кроме того, от тьютора можно получить полезные персональные рекомендации, например, о том, что почитать летом, чтобы лучше подготовиться к началу программы A-level.

Во время обучения наставник встречается со студентом каждую неделю (или чаще, если возникает такая необходимость), поддерживает постоянную связь с его родителями: рассказывает им о примечательных событиях в академической жизни ученика и его достижениях, а также предупреждает о возможных сложностях, если они возникают.

При возникновении каких-либо проблем (например, болезни, трудностях в коммуникации с одноклассниками, эмоциональном дискомфорте) первый человек, к которому обратится студент, – его тьютор, который всегда найдет решение и поддержит в сложной ситуации.
Стратегия поступления
Выбор будущей специальности и подходящих университетов начинается в конце первого года A-level. Здесь очень большую роль играет академический «бэкграунд» тьюторов, поскольку благодаря своему опыту они знают, какие предметы стоит выбирать, чтобы поступить на нужное направление, разбираются в предпочтениях разных университетов. Существует множество нюансов, которые необходимо учитывать. Например, если студент планирует поступать в престижный университет, в учебный план очень важно включить хотя бы один из семи предметов, которые считаются «сильными» (правило не распространяется на творческие направления).
Сильные предметы: математика, физика, химия, биология, география, английская литература, современные иностранные языки
Некоторые университеты предъявляют собственные специфические требования к набору предметов. Например, Лондонская школа экономики (LSE) не рассматривает бизнес и экономику как отдельные дисциплины, соответственно, брать оба предмета нельзя – это не увеличит шансы на поступление. У многих университетов есть список «нежелательных» предметов. Задача тьюторов – поддерживать постоянную связь с вузами, быть в курсе актуальных требований и изменений, чтобы учитывать все эти особенности при планировании учебной стратегии своих подопечных.

В ситуациях, когда студент не может выбрать между двумя специальностями, наставник помогает собрать предметы таким образом, чтобы с ними можно было поступить на оба направления, даже если они заметно отличаются друг от друга, как, например, медицина и инженерия.

Кроме того, персональные тьюторы знают множество лайфхаков, повышающих шансы при поступлении или действенных в ситуациях, когда не удается набрать необходимое количество баллов. К примеру, немногие знают, что четвертый предмет не имеет веса для общего результата A-level, зато расширенное эссе (Extended Project Qualification), которое также называют «курсовой работой», принимается университетами. Так, для поступления в Университет Шеффилда (University of Sheffield) нужны оценки "A", "A", "B", но, если у студента есть дополнительная «В» за расширенное эссе, ему будет достаточно получить "A", "B", "B" по предметам.
Неоспоримое преимущество
Поступление в британский университет основано на прогнозируемых оценках, так называемых «предиктах», которые школа предоставляет вузу еще до экзаменов. Когда студент получает «оффер» от университета, он уже знает, на какие баллы ему необходимо сдать выпускные экзамены. «Предикты» должны быть максимально точными и объективными: заниженные оценки не позволят поступить в хороший университет, а завышенные студент не сможет подтвердить на экзамене и, соответственно, не выполнит условия оффера. Для того, чтобы сделать верные «предикты», школа проводит еженедельные тестирования. Наставник внимательно следит за любыми изменениями в результатах ученика: если оценки идут на спад, выясняет причину и, при необходимости, назначает так называемые "surgeries"– дополнительные бесплатные занятия по предмету.

Именно тьютор пишет рекомендательные письма для своего подопечного в университеты, направляет студента при составлении мотивационного письма, координирует процесс поступления и помогает при заполнении аппликационных форм.

Поддержка сильного наставника становится неоспоримым преимуществом и значительно повышает шансы на поступление в университеты с высоким конкурсом. Во многом благодаря профессиональной работе опытных тьюторов, выпускники MPW успешно поступают не только в такие престижные вузы как University of Oxford, University of Cambridge, London School of Economics, UCL, University of Warwick, University of Edinburgh, University of Bath, University of the Arts London, King's College London, University of Manchester, но также в медицинские университеты Великобритании, попасть в которые ­– непростая задача для иностранных студентов.
На мой взгляд, профессиональная тьюторская поддержка принципиально важна для любого студента, каким бы талантливым он ни был. В моем случае, на этапе интервью в университеты во время финального года A-level, когда эмоциональная и академическая нагрузка достигла апогея, тьютор помогал мне подготовиться: мы тренировались отвечать на всевозможные вопросы, которые можно услышать на интервью, благодаря чему я почувствовал себя намного увереннее в своих ораторских способностях. Кроме того, мой персональный тьютор консультировал меня, как расставить приоритеты так, чтобы успеть выполнить все проекты вовремя. Стоит упомянуть, что иностранные студенты могут скучать по дому, и в такие моменты важно иметь возможность поговорить с кем-то, кто поддержит и будет на твоей стороне. С этой задачей тьютор справляется идеально, он может стать «третьим родителем» на время обучения.
Владислав Гальперин, выпускник двухгодичной программы A-level в MPW, получил A*A*A*A* на экзаменах и поступил в Imperial College London
Можно выделить несколько основных направлений, с которыми работают персональные тьюторы. Во-первых, мы помогаем обустроиться в Великобритании, привыкнуть к культуре и решить такие обязательные задачи, как регистрация у врача и в полиции, оформление банковского счета. Мы рассказываем, где можно найти или купить необходимые вещи, поясняем, какие правила приняты в стране и какие нормы поведения здесь действуют, как и что нужно говорить, общаясь с британцами, чтобы получить желаемый результат.

Во-вторых, мы помогаем разобраться в том, как устроена система высшего образования в Великобритании, как найти подходящие университетские программы, помогаем зарегистрироваться в UCAS (ред – электронная система для подачи заявления в вузы Великобритании), и подготовить мотивационное письмо.

Помимо этого, мы сопровождаем студента на протяжении всего обучения и в случае возникновения каких-либо проблем – будь то здоровье, социальная жизнь, посещаемость или эмоциональное состояние – оказываем необходимую поддержку: помогаем преодолевать сложности в коммуникации, справляться с тоской по дому.

Наконец, задача тьютора – показать студенту, как он может понять свои слабые стороны в изучении предметов, и совместно с ним выработать стратегии, которые позволят эти недочеты преодолеть и улучшить академические результаты.
Сюзанна де Бир, заместитель директора и персональный тьютор MPW Cambridge
как поступить
Директор Приемной комиссии по СНГ
Анна Чеботарь

Телефон
+7 926 495 06 15

E-mail
Anna.Chebotar@mpw.ac.uk
РАЗДЕЛЫ СПЕЦПРОЕКТА
ОБРАЗОВАНИЕ
В ВЕЛИКОБРИТАНИИ
специальный проект Forbes Education