Программы обучения: GCSE, A-levels, IB
GCSE
10 и 11 классы британской школы – последние два года обязательной программы, по итогам которой каждый ученик сдает экзамены по всем пройденным предметам и получает Общий аттестат о среднем образовании (General Certificate of Secondary Education) – аналог российского аттестата о неполном среднем образовании. Программа GCSE включает от 9 до 12 дисциплин, часть из которых обязательна (английский, математика и естественные науки), а часть ученик выбирает самостоятельно.
Некоторые школы предлагают специальные варианты программы, предназначенные для иностранных студентов: интенсивные одногодичные программы подготовки к GCSE для детей старше 15 лет, в рамках которых изучается не более 6 дисциплин, а также iGCSE (International General Certificate of Secondary Education) – международную программу, разработанную специально для иностранцев, включающую от 5 до 7 предметов.
С 2018 года система оценок стала меняться: на смену буквенной системе (A* – высший балл, G – низший) пришла цифровая. Теперь 9 является самой высокой оценкой, а 1 — самой низкой. Но поскольку переход осуществляется в плавном режиме, многие школы сейчас используют одновременно и буквенную, и цифровую шкалу.
Результаты экзаменов GCSE имеют большое значение для зачисления на программы предуниверситетской подготовки: чем выше баллы, тем более престижные учебные заведения школьник сможет рассматривать для продолжения обучения. Кроме того, результаты экзаменов могут повлиять на выбор специализации: в отдельных школах для того, чтобы углубленно изучать предмет на уровне A-levels, необходимо подтвердить свои знания в выбранной дисциплине высокими баллами GCSE. Также важно учитывать, что университеты при зачислении могут смотреть не только на результаты A-levels, но и на оценки по профильным дисциплинам GCSE.
A-levels
A-levels – английская национальная программа обучения в 12 и 13 классах.
Главное ее отличие от российской заключается в том, что к старшим классам число изучаемых предметов не увеличивается, а, напротив, сокращается. Считается, что к моменту поступления на программы предуниверситетской подготовки, школьник должен определиться с будущей специализацией в университете и посвятить последние два года обучения профильным предметам, не «распыляясь» на другие дисциплины.
В рамках A-levels изучаются всего 3 или 4 дисциплины, которые ученик выбирает самостоятельно. Набор доступных предметов зависит от учебного заведения и обычно включает 20-35 дисциплин, также школы могут специализироваться на определенных направлениях подготовки.
В конце обучения студенты сдают экзамены по каждому из выбранных предметов. Результаты оцениваются по 6-балльной шкале: A*, A, B, C, D, E (где A* – наивысший балл). Студенты, не достигнувшие минимального проходного уровня, получают U (unclassified).
Выбор дисциплин A-levels крайне важен для последующего поступления в университет: изучаемые предметы должны соответствовать будущей специальности. Большинство престижных британских университетов размещают списки «желательных» предметов для каждого направления, а есть и те, что дополнительно перечисляют, какие дисциплины не стоит выбирать их абитуриентам.
Программу A-levels можно дополнить так называемым «расширенным проектом» – EPQ (Extended Project Qualification), в рамках которого студенты выполняют исследовательскую работу и пишут развернутое эссе. Оценка по EPQ учитывается университетами при поступлении. По сути, расширенный проект – школьный аналог курсовой работы, который оценивается по той же шкале, что и A-levels.
IB Diploma
Дипломная программа Международного бакалавриата (IB Diploma) – самая распространенная альтернатива A-levels. Дипломы IB и A-levels в равной степени признаются университетами Великобритании.
В отличие от английской национальной программы, IB Diploma нацелена на более разностороннее образование. Студенты выбирают по одному предмету из шести различных групп и обязательно изучают родной и иностранный языки, общественные и естественные науки, математику, а также любые дополнительные предметы по выбору, которые могут включать не только научные, но и творческие дисциплины. При этом школьники самостоятельно определяют уровень сложности, на котором хотят освоить выбранный предмет – стандартный или продвинутый. Помимо изучения шести дисциплин ученики пишут развернутое эссе (Extended Essay), занимаются творчеством, спортом и общественной работой. Очень большое внимание уделяется проектной деятельности.
Выбирая между двумя программами предуниверситетской подготовки, важно оценить интересы и потребности ребенка. Программа IB не требует раннего выбора специализации, но она более сложная: получить максимальные баллы на экзаменах IB значительно сложнее, чем на A-levels.