Университет будущего: индивидуализированное образование в эру трансформации
Университет, который работает

СПЕЦПРОЕКТ

Для того, чтобы готовить людей к продуктивной деятельности в этом изменчивом мире, система образования тоже должна быть очень динамичной. Но есть сложность: университет – второй по степени консервативности социальный институт после церкви, а модель, по которой сегодня строится обучение в большинстве российских вузов, практически не менялась с 1930-х годов.

Во всем мире программы высшего образования подвергаются критике за несоответствие потребностям рынка. Выпускники оказываются не готовы к исполнению профессиональных обязанностей, бизнес тратит ресурсы на самостоятельную подготовку необходимых кадров, а значимость диплома снижается.

Потребность в изменениях настолько очевидна, что даже консервативная система высшего образования признаёт необходимость глобальной трансформации. Вузы внедряют новые модели и подходы, причем радикальные изменения происходят не только в зарубежных, но и в российских университетах.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ (ИОТ)
Современное высшее образование


ХХ век – век индустриальный. Промышленности были нужны люди с типовым, заведомо известным набором знаний и навыков. Человек, получивший определенную специализацию, всегда знал, в каких сферах он применит полученные знания и навыки, работал по специальности всю жизнь, лишь иногда проходя курсы повышения квалификации.

Задачей вуза было выпустить нужное количество соответствующих стандарту специалистов. В доцифровую эпоху информация была труднодоступна и, как следствие, приобретенные в вузе теоретические знания имели огромное значение. Главным носителем информации выступал профессор, чьей единственной задачей было вложить часть своих знаний в головы студентов. Значение имели только профессиональные навыки (hard skills), а о развитии гибких навыков (soft skills) никто даже не задумывался.

Система образования исходила из понятного принципа: за период обучения выпускники должны были изучить стандартный набор дисциплин, необходимых для будущей профессии.
КАК УЧИЛИСЬ РАНЬШЕ

XXI век - век цифровой экономики, динамичный и трудно прогнозируемый. Технологии меняются, появляются новые рынки, новые товары, новые виды деятельности. Больше нет необходимости в одинаковых, «типовых» специалистах, их функцию взяла на себя вычислительная техника. Для того, чтобы оказаться востребованным на рынке труда, выпускнику недостаточно обладать набором профессиональных знаний – на первый план выходят гибкие навыки. При этом, диплом о высшем образовании по-прежнему содержит информацию лишь о списке приобретенных студентом знаний по профессиональным дисциплинам и не является индикатором универсальности полученных навыков.
КАК НУЖНО УЧИТЬСЯ СЕЙЧАС
Университет может не трансформировать образовательный процесс, если уверен, что каждый студент, успешно освоивший образовательную программу, найдёт своё место в жизни и будет вести продуктивную деятельность, т.е. самостоятельно, инициативно, преднамеренно и предусмотрительно действовать в собственных интересах, не забывая об общем благе.

В остальных случаях придётся работать над дизайном и содержанием образовательных программ, если вы хотите остаться на рынке и быть востребованными. ТюмГУ разработал модель образования на основе индивидуальной образовательной траектории, руководствуясь представлениями о краткости жизненных циклов готовых образовательных конструктов, динамике современного рынка труда и наблюдаемой деконструкции ключевых социальных институтов: школа, семья, работа.
Иван Сергеевич Романчук
ректор Тюменского государственного университета
По оценкам исследовательского института консалтинговой компании McKinsey & Co, (2017):
800 млн
человек в мире
могут остаться без работы
из-за автоматизации к 2030 году
60%
трудовой деятельности будут автоматизированы частично, а еще 5% - полностью
35 млн

или 50% работающих россиян могут потерять свои рабочие места из-за автоматизации к 2030 году

Для успеха теперь важно обладать не только теоретическими знаниями (они стали быстро устаревать), но и надпрофессиональными навыками, позволяющими эти знания приобретать и эффективно применять.

По данным масштабного исследования, проведенного LinkedIn Learning в 2020 году, в числе самых востребованных навыков, которые помогут получить перспективную работу, оказались:
- креативность,
- умение убеждать,
- командность,
- адаптивность,
- эмоциональный интеллект.

Среди других не менее важных навыков можно назвать умение работать с информацией, критическое и предпринимательское мышление, способность быстро осваивать новые знания, готовность и способность принимать решения.

Кроме того, преимущество стали получать специалисты с уникальным сочетанием знаний в сфере разнопрофильных дисциплин, например: психология и математика, естественные науки и предпринимательство, программирование и лингвистика, – список можно продолжать практически до бесконечности. Чем более разнообразным набором компетенций обладает выпускник, тем больше его индивидуальность в профессиональном плане, и тем больше он соответствуют потребностям современного рынка труда.

Возникает диссонанс: большинство «типовых» выпускников системы образования ХХ века остаются невостребованными в XXI веке. Поэтому перед вузами возникла сложная задача: перестроить модель обучения так, чтобы готовить разноплановых, уникальных по своему профайлу специалистов.

Решить ее можно за счет выстраивания индивидуальной образовательной траектории для каждого студента. Различные модели индивидуализации образования известны в мире уже давно, среди них: свободное образование, liberal arts, адаптивное обучение, кастомизированные образовательные программы. Однако в российском высшем образовании индивидуализация только в последние годы стала значимым трендом.

КАКИМ ЖЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ ВЫПУСКНИК, ЧТОБЫ ВПИСАТЬСЯ В НОВУЮ РЕАЛЬНОСТЬ?

Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) - подход, при котором студент может самостоятельно формировать свою образовательную программу с учетом собственных интересов, целей и возможностей. Как правило, для реализации ИОТ вузы делят программу обучения на несколько блоков, часть из которых обязательные, а часть – выбираются студентами. Такой подход давно применяется в зарубежных университетах, а последнее время его начинают внедрять и ведущие российские вузы. Первым в России такую технологию применил Тюменский государственный университет: вуз перешел на гибкую систему, позволяющую студентам выбирать не только изучаемые дисциплины, но и формы обучения, тем самым способствуя развитию профессиональных компетенций и востребованных гибких навыков.
ЧТО ТАКОЕ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ?
МАТЕРИАЛЫ СПЕЦПРОЕКТА
СЛОВАРЬ ИОТ
БАЗОВАЯ ПРОГРАММА (CORE CURRICULUM)
Блок базовых общеобразовательных дисциплин, обязательный для изучения всеми студентами бакалавриата и специалитета, независимо от выбранного направления. Цель базовой программы – дать необходимый объем знаний по ключевым предметам (таким как история и культура, иностранный язык, цифровые технологии) и сформировать у студентов универсальные навыки (например, критическое мышление, умение проводить исследования, навык проектной работы).
Основной профиль (Major)
Набор профильных курсов, определяющих специальность, которая будет указана в дипломе после выпуска, например: «Мировая экономика», «История искусств», «Маркетинг и коммуникации», «Политология». Для каждой специальности существует обязательный набор профильных дисциплин, без которых получить диплом не получится.
Профильная дисциплина
Дисциплина, обязательная для изучения студентами, выбравшими определенный основной профиль. Например, для студентов, обучающихся по профилю «Экономика» обязательными будут курсы, которые являются неотъемлемой частью подготовки любого экономиста: линейная алгебра, математический анализ, макро- и микроэкономика, эконометрика и другие.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ (MINOR)
Набор тематически связанных дисциплин, позволяющий студенту получить дополнительную компетентность в сферах и типах деятельности, отличных от основного профиля подготовки. Майнор - прекрасная возможность для тех, кто хочет развиваться сразу в нескольких направлениях, и готов сменить основной профиль подготовки, например, при поступлении в магистратуру.
Элективы
Разнообразные учебные курсы (от естественных наук до живописи), которые можно выбирать независимо от основного направления подготовки. С помощью элективов можно глубже погрузиться в изучение того, что интересно студенту, либо поработать над своими слабыми сторонами.
ЗАЧЕТНЫЕ ЕДИНИЦЫ (CREDITS)
Каждый выбранный студентом предмет имеет определенный академический «вес», который измеряется в зачетных единицах. Обычно один предмет дает 3-4 зачетных единицы. Для получения диплома необходимо набрать заданное число единиц. В американских вузах, например, каждый студент бакалавриата должен набрать не менее 120 «кредитов».
Тьютор
Индивидуальный помощник студента в раскрытии его потенциала и достижении образовательных целей. Это неклассический, работающий нефронтально, педагог, который сопровождает построение и реализацию индивидуальной образовательной программы. Он помогает студенту самоопределиться по отношению к процессу обучения и к тому, как использовать его результаты в процессе своего индивидуального развития.
Педагогический дизайн
Применение педагогической модели для конкретной цели обучения, целевой группы и конкретного контекста или области знаний. Педагогический дизайн определяет процесс преподавания и обучения, а также условия, в которых они происходят, и действия, выполняемые обучающими и учащимися для достижения требуемых целей обучения
Университет будущего: индивидуализированное образование в эру трансформации.
Университет, который работает.

У вас есть опыт внедрения ИОТ? Или хотите поделиться своим мнением?
Оставьте контактные данные и мы с вами свяжемся!
31 декабря / 2020

#ПАРТНЕРСКИЙ_МАТЕРИАЛ