Для успеха теперь важно обладать не только теоретическими знаниями (они стали быстро устаревать), но и надпрофессиональными навыками, позволяющими эти знания приобретать и эффективно применять.
По данным масштабного исследования, проведенного LinkedIn Learning в 2020 году, в числе самых востребованных навыков, которые помогут получить перспективную работу, оказались:
- креативность,
- умение убеждать,
- командность,
- адаптивность,
- эмоциональный интеллект.
Среди других не менее важных навыков можно назвать умение работать с информацией, критическое и предпринимательское мышление, способность быстро осваивать новые знания, готовность и способность принимать решения.
Кроме того, преимущество стали получать специалисты с уникальным сочетанием знаний в сфере разнопрофильных дисциплин, например: психология и математика, естественные науки и предпринимательство, программирование и лингвистика, – список можно продолжать практически до бесконечности. Чем более разнообразным набором компетенций обладает выпускник, тем больше его индивидуальность в профессиональном плане, и тем больше он соответствуют потребностям современного рынка труда.
Возникает диссонанс: большинство «типовых» выпускников системы образования ХХ века остаются невостребованными в XXI веке. Поэтому перед вузами возникла сложная задача: перестроить модель обучения так, чтобы готовить разноплановых, уникальных по своему профайлу специалистов.
Решить ее можно за счет выстраивания индивидуальной образовательной траектории для каждого студента. Различные модели индивидуализации образования известны в мире уже давно, среди них: свободное образование, liberal arts, адаптивное обучение, кастомизированные образовательные программы. Однако в российском высшем образовании индивидуализация только в последние годы стала значимым трендом.