СПЕЦПРОЕКТ
Индивидуальные образовательные траектории в университете
Мнение экспертов

Идея реализации индивидуальной траектории получения высшего образования базируется на том, что каждый обучающийся может самостоятельно, в соответствии с пожеланиями, составить своё расписание и перечень осваиваемых программ. Обучение эффективно, когда преподаватели и организация учебного процесса учитывают эти факторы. Современные государственные образовательные стандарты позволяют успешно реализовать такой процесс обучения. Обучающийся может без потери курса перейти на другую образовательную программу, соответствующую его изменившимся интересам и профессиональным потребностям. Такая возможность существует благодаря тому, что на начальных курсах формируются универсальные компетенции, а в дальнейшем — профессиональные.

У студента есть и возможность выбора тех дисциплин, которые ему наиболее интересны. В целом, дисциплины по выбору составляют до трети образовательной программы. Это удобно для студента, хотя и повышает нагрузку на учебно-методическое управление вуза: должно быть составлено учебное расписание, учитывающее индивидуальные пожелания.

Индивидуальная образовательная траектория дает возможность регулировать темп освоения программы благодаря личным способностям и ранее полученному образованию, изученному материалу. Студент может пройти программу, например, бакалавриат в более короткие сроки, не за четыре, а за три года.

Практически во всех вузах есть локальные акты, позволяющие успешно реализовать учебный процесс по индивидуальной траектории. В Российском новом университете студентов, обучающихся по индивидуальным планам, порядка одной трети по всем направлениям, больше всего по направлениям профессионального или высшего образования, соответствующего профилю реализуемой программы.

Такая модель обучения — безусловный плюс, мы максимально используем возможности обучающихся, их интересы и способности. Минус модели — в подготовке к реализации расписания, появлении огромного количества индивидуальных планов, что вызывает большие проблемы в реализации учебного процесса. Если же студент не справляется с индивидуальным планом, то, как правило, его переводят на общую образовательную программу, и он продолжает учиться в плановом режиме, вместе с основным потоком.

Считаем, что обучение по индивидуальным образовательным траекториям — большой резерв повышения качества и эффективности учебного процесса.
Владимир Зернов
ректор Российского нового университета, председатель совета Ассоциации частных образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций России (АНВУЗ), член правления Российского союза ректоров, доктор технических наук, профессор
В СПбГУ модель индивидуальной траектории образования реализована через систему всестороннего образования, многопрофильный бакалавриат - Liberal Arts (Свободные Искусства и Науки).

Свобода выбора индивидуальной траектории образования, которую предоставляет модель liberal arts каждому студенту, возможность уже в на этапе обучения в бакалавриате неоднократно совершать осознанный выбор курсов, модулей, направления специализации проводит, как ни странно, к большей осознанности и ответственности. Сочетание широты образования с глубиной специализации дает шанс студентам стать людьми готовыми к постоянно-меняющимся требованиям как рынка труда, так и общественной жизни. И есть третий важнейший принцип — модель liberal arts базируется на современных образовательных технологиях, для которых характерна цифровая поддержка, открытость, мобильность, ориентация на исследовательскую и проектную составляющие, гарантия обратной связи по каждому виду работы, накопительная система оценивания достижений, ставка на дискуссионный формат, развитие новой грамотности…. Трудно в одном абзаце отразить суть. Наверное так — это модель образования, которая строиться для образования современных широко-образованных свободных людей, умеющих брать на себя ответственность за свое благополучие, благополучие близкого и далекого окружение.
Елена Казакова
доктор педагогических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ)
На факультете Liberal Arts College в ИОН РАНХиГС модель ИОТ внедрена с самого начала существования факультета, однако в несколько ограниченном варианте. Причина очень простая - ограничения инфраструктуры: факультет обучает студентов в разных частях Москвы, а при таком разбросе выстроить расписание с учетом выбора студентов невозможно. Тем не менее учебный план построен таким образом, что после первого курса любой студент может поменять изначально выбранное направление подготовки (major – 10 программ), выбрать второй иностранный язык (европейский или восточный), после второго курса у студентов появляется возможность выбрать minor – дополнительную специализацию, 18 программ. В итоге образовательные траектории студентов, поступивших в один год, могут значительно отличаться. И эти возможности привлекают абитуриентов. Все этапы выбора поддерживаются тьюторской службой - это отдельная строка расходов факультета.

Такие решения, как вводить или не вводить ИОТ, не должны и не могут быть общими и обязательными для всех. Я сторонник идеи ИОТ, но у разных вузов очень разные возможности. Это может быть только добровольный выбор вуза: тут нужно учитывать не только финансовую составляющую, но и нагрузку на инфраструктуру, на отделы сопровождения, например, тьюторскую службу, должна быть техническая готовность, чтобы никого не потерять, преподаватели должны быть готовы к тому, что их будут свободно выбирать, что означает, что кого-то возможно и не выберут, выбор курсов должен быть реальным, а не просто две позиции в конкретном семестре. При этом требуется пристальное внимание к содержанию дисциплин, чтобы быть уверенными, что при любом выборе студент получит тот объем знаний, который требует ООП (это отдельный и большой вопрос).

Конструирование ИОТ должно идти не только за счет элективных курсов: вот в этом нет никакого фокуса. Идея ИОТ в том, что даже обязательная дисциплина по ФГОС, например, философия, может быть ВЫБРАНА студентом тогда, когда он к этому готов и когда ему бы этого хотелось с точки зрения его представлений о своем образовательном маршруте и своих задач образования. К сожалению, создать ИОТ технически проще, чем убедить контролирующие структуры в том, что можно и нужно предлагать студентам несколько разных курсов по философии от разных преподавателей, и студент может выбрать их сам в разных семестрах. Наша задача - проследить, чтобы он обязательно однажды его взял. Это совсем другой принцип настройки образовательного процесса. При таком подходе ключевым инструментом регуляции является система пререквизитов, то есть, требований содержательных, а не формальных. Например, вы предлагаете студентам курс по немецкой классической философии на русском и немецком языках. Очевидно, что у курса на немецком языке в российском вузе будет пререквизит: достаточное подтвержденное владение немецким. Если у того или иного вуза есть такая возможность, значит, такая возможность должна быть у студента. У контролирующих структур такой подход часто вызывает сопротивление.

Я понимаю, что есть такие предметные области, которые требуют строгой последовательности в изучении дисциплин: от простого к сложному, только в таком порядке и ни в каком другом. Это не мои сферы, и я не готова тут давать советы или рекомендации. Я говорю об областях социо-гуманитарного знания.
Марина Калашникова
декан факультета Liberal Arts College Института общественных наук РАНХиГС при Президенте РФ
Внедрение индивидуальных образовательных траекторий — важнейший элемент повышения эффективности высшего образования. Оно позволяет сделать так, чтобы студент в зависимости от профориентации, личных предпочтений и возможностей получил максимум от обучения в университете. Студенты должны иметь возможность изучать те дисциплины, модули, спецкурсы, помимо базового ядра, которые им необходимы. Например, инженеру даже в базовой части (где разбег не может быть большим, потому что ему нужно изучать физику, математику, химию) с помощью внедрения индивидуальных образовательных траекторий мы даем возможность выбрать стандартный или повышенный уровень освоения дисциплины, технологию реализации и преподавателя. Нельзя задавать единый стандарт для всех. Иначе тех, кто идет впереди, мы тем самым усредняем. А тех, кто что-то недопонимает, подгоняем и делаем неспособными учиться.

Программа индивидуальных образовательных траекторий успешно реализуется в двух институтах УрФУ: Институте радиоэлектроники и информационных технологий-РтФ и Институте новых материалов и технологий. В дальнейшем мы планируем распространить их опыт на другие институты. Мы запускаем проекты не только для инженеров и айтишников, но и для гуманитарных, социальных специальностей, для экономистов.

Учащиеся УрФУ делают выбор через личный кабинет студента, там же они видят свое индивидуальное расписание. Главная задача для нас здесь — мотивация к обучению и сохранение студентов в стенах вуза до успешной защиты выпускной работы. Такой гибкий подход к образованию дает больше возможностей студентам и значительно повышает их желание учиться и успеваемость.

К минусам модели индивидуальных образовательных траекторий можно отнести высокую сложность и стоимость ее реализации. Нам пришлось внедрить информационную систему управления индивидуальными траекториями и перестроить многие процессы в университете. К примеру, расписание приходится строить индивидуально для каждого студента. Кроме того, возможность выбора создает напряжение в коллективе преподавателей, ведь если курсы преподавателя никто не выберет, то он рискует оказаться не востребован. С другой стороны, конкуренция за студентов стимулирует преподавателей постоянно улучшать свои курсы. В целом плюсы от повышения качества образования значительно превышают минусы модели.
Виктор Кокшаров
ректор Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (УрФУ)
Мы считаем индивидуальные образовательные траектории не просто нужными, но стандартом современного образования. Однако концепция ИОТ плохо совместима с концепцией отраслевого отечественного университета, в котором существует множество узкоспециальных «образовательных труб» (кафедр). Их полный разрыв навредит сложившимся годами лучшим практикам подготовки по уникальным специальностям. Но и бездействовать нельзя, так как старая модель уже не позволяет сформировать у выпускника кросс-функциональные компетенции и навыки создания сложных работоспособных систем, которые сейчас так востребованы экономикой и государством. Очевидно, что для подготовки таких специалистов мы должны предоставить им право осознанного выбора и обязать их стать архитекторами собственного карьерного пути, а сами должны занять позицию наставников.

Инициированный нами переход на ИОТ на части факультетов (НПМ, ЦиТХИН) является серьезным вызовом, ведь при этом нам необходимо сохранить уникальные специальности. Наши новые профессиональные модули (как правило, их называют Major) являются двухуровневыми. То есть, наши студенты выбирают не только направление подготовки (Major) "химическая технология", но и направленность внутри Major (например, нефтехимия). Причем направленность внутри Major верифицирована индустрией, что дает уверенность всем участникам образовательного процесса в ее релевантности. При этом новый профмодуль внутри Major отнюдь не равен выпускающей кафедре, поскольку до 25% дисциплин студенты выбирают независимо от нее. Это дает возможность получить дополнительную специальность (Minor) по другому направлению (например, экономика, биология и др.). Другим неотъемлемым компонентом является проектная деятельность. Учебные проекты мы конструируем на основе консолидированных запросов бизнеса, что делает их комплексными и междисциплинарными. Это мотивирует как студентов, так и преподавателей вовлекаться во взаимодействие друг с другом в разрезе очень разных научных направлений. Без подобного подхода невозможно создать сложный работающий продукт – изделие, установку или технологию. Нам предстоит непростой путь, но уже сейчас мы видим плоды предпринятых усилий – развитие наших ученых, преподавателей и, самое главное, студентов существенно ускорилось.
Александр Мажуга
ректор Российского химико-технологического университета имени
Д.И. Менделеева
Университет может не трансформировать образовательный процесс, если уверен, что каждый студент, успешно освоивший образовательную программу, найдёт своё место в жизни и будет вести продуктивную деятельность, т.е. самостоятельно, инициативно, преднамеренно и предусмотрительно действовать в собственных интересах, не забывая об общем благе.

В остальных случаях придётся работать над дизайном и содержанием образовательных программ, если вы хотите остаться на рынке и быть востребованными. ТюмГУ разработал модель образования на основе индивидуальной образовательной траектории, руководствуясь представлениями о краткости жизненных циклов готовых образовательных конструктов, динамике современного рынка труда и наблюдаемой деконструкции ключевых социальных институтов: школа, семья, работа.
Иван Романчук
ректор Тюменского государственного университета
Мне очень нравится идея индивидуальных образовательных траекторий, но я не уверен, что всем вузам нужно торопиться и переходить на соответствующую организацию образовательного процесса. Во-первых, потому что не доказана эффективность этой формы организации образовательного процесса. Если мы хотим, действовать доказательно, то нужно провести соответствующие исследования, в которых оценить изменения образовательных результатов студентов и их удовлетворенности при переходе к модели ИОТ, по сравнению с традиционной образовательной моделью. Во-вторых, как мне кажется, подлинная индивидуализация состоит не в том, чтобы у каждого студента была отдельная образовательная программа, а в том, чтобы каждый студент успешно завершил программу, на которую он поступал. Все равно каждый учится в своем темпе, в своем стиле. В-третьих, модели управления образовательным процессом, в котором студенты обучаются по ИОТ, очевидно должны существенно отличаться от стандартной модели управления, и от привычных форм преподавания. Пока у нас нет достаточного опыта информации в том, как грамотно организовать учебный процесс с использованием ИОТ. Способы преподавания в рамках ИОТ отличны от традиционных способов, а учитывая ригидность системы, развернуть работу преподавателей в другое направление - непростая задача. Безусловный плюс модели ИОТ по сравнению с традиционной состоит в том, что студенты смогут получать специализированные знания не только в своем университете. Но ещё раз хочу подчеркнуть, что результатом подлинной индивидуализации является успех каждого студента.

Впрочем, если речь просто идет о том, что в учебном плане появятся 3-5 курсов по выбору, то никаких проблем нет. Но ведь идея ИОТ более амбициозна…
Исак Фрумин
научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ, заслуженный профессор
31 декабря / 2020
#ПАРТНЕРСКИЙ_МАТЕРИАЛ
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ СПЕЦПРОЕКТА
Университет будущего: индивидуализированное образование в эру трансформации.
Университет, который работает.

У вас есть опыт внедрения ИОТ? Или хотите поделиться своим мнением?
Оставьте контактные данные и мы с вами свяжемся!