“
На факультете Liberal Arts College в ИОН РАНХиГС модель ИОТ внедрена с самого начала существования факультета, однако в несколько ограниченном варианте. Причина очень простая - ограничения инфраструктуры: факультет обучает студентов в разных частях Москвы, а при таком разбросе выстроить расписание с учетом выбора студентов невозможно. Тем не менее учебный план построен таким образом, что после первого курса любой студент может поменять изначально выбранное направление подготовки (major – 10 программ), выбрать второй иностранный язык (европейский или восточный), после второго курса у студентов появляется возможность выбрать minor – дополнительную специализацию, 18 программ. В итоге образовательные траектории студентов, поступивших в один год, могут значительно отличаться. И эти возможности привлекают абитуриентов. Все этапы выбора поддерживаются тьюторской службой - это отдельная строка расходов факультета.
Такие решения, как вводить или не вводить ИОТ, не должны и не могут быть общими и обязательными для всех. Я сторонник идеи ИОТ, но у разных вузов очень разные возможности. Это может быть только добровольный выбор вуза: тут нужно учитывать не только финансовую составляющую, но и нагрузку на инфраструктуру, на отделы сопровождения, например, тьюторскую службу, должна быть техническая готовность, чтобы никого не потерять, преподаватели должны быть готовы к тому, что их будут свободно выбирать, что означает, что кого-то возможно и не выберут, выбор курсов должен быть реальным, а не просто две позиции в конкретном семестре. При этом требуется пристальное внимание к содержанию дисциплин, чтобы быть уверенными, что при любом выборе студент получит тот объем знаний, который требует ООП (это отдельный и большой вопрос).
Конструирование ИОТ должно идти не только за счет элективных курсов: вот в этом нет никакого фокуса. Идея ИОТ в том, что даже обязательная дисциплина по ФГОС, например, философия, может быть ВЫБРАНА студентом тогда, когда он к этому готов и когда ему бы этого хотелось с точки зрения его представлений о своем образовательном маршруте и своих задач образования. К сожалению, создать ИОТ технически проще, чем убедить контролирующие структуры в том, что можно и нужно предлагать студентам несколько разных курсов по философии от разных преподавателей, и студент может выбрать их сам в разных семестрах. Наша задача - проследить, чтобы он обязательно однажды его взял. Это совсем другой принцип настройки образовательного процесса. При таком подходе ключевым инструментом регуляции является система пререквизитов, то есть, требований содержательных, а не формальных. Например, вы предлагаете студентам курс по немецкой классической философии на русском и немецком языках. Очевидно, что у курса на немецком языке в российском вузе будет пререквизит: достаточное подтвержденное владение немецким. Если у того или иного вуза есть такая возможность, значит, такая возможность должна быть у студента. У контролирующих структур такой подход часто вызывает сопротивление.
Я понимаю, что есть такие предметные области, которые требуют строгой последовательности в изучении дисциплин: от простого к сложному, только в таком порядке и ни в каком другом. Это не мои сферы, и я не готова тут давать советы или рекомендации. Я говорю об областях социо-гуманитарного знания.