В университете, работающем по традиционной модели, все предметы делятся на два типа: общеобразовательные и профильные.
Среди общеобразовательных дисциплин - философия, история, иностранный язык, физкультура и другие предметы, которые указаны в федеральных образовательных стандартах как обязательные для любого бакалавра, независимо от выбранной специализации. Зачастую студенты воспринимают эти предметы как формальные, изучаемые «для галочки». С одной стороны, далеко не каждый общеобразовательный предмет совпадает с личными интересами студента. С другой - стандартная программа вуза не позволяет изучать какую-либо из дисциплин углубленно. Например, если хочется уделить больше времени английскому языку, придется делать это самостоятельно либо записываться на курсы дополнительного образования.
В части профильных дисциплин традиционная модель «заточена» под конкретную специальность, нет возможности попробовать предметы за пределами выбранной сферы и понять, действительно ли изучаемый профиль – то, чем хочется заниматься всю последующую жизнь.
При выборе направления высшего образования старшеклассник сталкивается с серьезной проблемой: в 17 лет очень сложно представить себе, каково это – быть юристом, программистом, врачом, археологом. Тем не менее, нужно сделать выбор, который во многом определит будущее. Поэтому так часто многим выпускникам вузов с традиционной моделью обучения приходит осознание того, что они упустили время, учились не тому и придется «переучиваться». Согласно
исследованию, более 41% людей, получивших высшее образование в России, не работают по специальности. 37% из них никогда даже не начинали трудиться в своей сфере, а 24% сменили специальность из-за отсутствия интереса к профессии («понял(а), что это не мое»).