СПЕЦПРОЕКТ
Индивидуальная образовательная траектория vs Традиционная образовательная модель в вузе
Профиты студентов и работодателей

Современный рынок труда характеризуется высокой конкуренцией и динамизмом. Чтобы попасть на собеседование в престижную компанию, необходимо выделиться на фоне 10-100-1000+ соперников. Ситуация осложняется тем, что первичный отбор кандидатов проходит на уровне резюме. Состоявшиеся специалисты могут заинтересовать работодателя своим предыдущим опытом и достигнутыми результатами, а что делать начинающим карьеру выпускникам вузов? Им остается только ждать и надеяться.

Несладко приходится и работодателям. Зачастую можно рассчитывать только на собственное чутье и интуицию, изучая одинаковые резюме, в которых ничего кроме свежего года выпуска, названия вуза, факультета и специальности нет, и, казалось бы, быть не может.

Однако университеты, решившиеся на глобальную трансформацию в сторону индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ) намереваются решить проблему как студентов и выпускников, только начинающих свою профессиональную деятельность, так и работодателей, ищущих молодые кадры с необходимым им набором навыков и знаний.

Чтобы объяснить, как это работает, предлагаем разобраться в том, как устроено обучение по ИОТ, в чем его отличия от традиционной модели высшего образования и какие преимущества получают выпускники индивидуализированных программ и их будущие работодатели.

* Материал составлен на основе модели индивидуализированного обучения, внедренной в Тюменском государственном университете.
ПРОГРАММА
В университете, работающем по традиционной модели, все предметы делятся на два типа: общеобразовательные и профильные.

Среди общеобразовательных дисциплин - философия, история, иностранный язык, физкультура и другие предметы, которые указаны в федеральных образовательных стандартах как обязательные для любого бакалавра, независимо от выбранной специализации. Зачастую студенты воспринимают эти предметы как формальные, изучаемые «для галочки». С одной стороны, далеко не каждый общеобразовательный предмет совпадает с личными интересами студента. С другой - стандартная программа вуза не позволяет изучать какую-либо из дисциплин углубленно. Например, если хочется уделить больше времени английскому языку, придется делать это самостоятельно либо записываться на курсы дополнительного образования.

В части профильных дисциплин традиционная модель «заточена» под конкретную специальность, нет возможности попробовать предметы за пределами выбранной сферы и понять, действительно ли изучаемый профиль – то, чем хочется заниматься всю последующую жизнь.

При выборе направления высшего образования старшеклассник сталкивается с серьезной проблемой: в 17 лет очень сложно представить себе, каково это – быть юристом, программистом, врачом, археологом. Тем не менее, нужно сделать выбор, который во многом определит будущее. Поэтому так часто многим выпускникам вузов с традиционной моделью обучения приходит осознание того, что они упустили время, учились не тому и придется «переучиваться». Согласно исследованию, более 41% людей, получивших высшее образование в России, не работают по специальности. 37% из них никогда даже не начинали трудиться в своей сфере, а 24% сменили специальность из-за отсутствия интереса к профессии («понял(а), что это не мое»).


ТРАДИЦИОННАЯ МОДЕЛЬ
С самой первой недели обучения студент, обучающийся по ИОТ, оказывается в непривычной ситуации. В школе за него всегда принимали решения взрослые: ему говорили, какие уроки нужно посещать и по какому расписанию, какие ЕГЭ важно сдать и к какому репетитору обратиться для подготовки. В университете с ИОТ приходится делать самостоятельный выбор и действовать в обстановке неопределенности. С одной стороны, это может стать причиной дополнительного стресса, но с другой – позволит развить ключевые компетенции, необходимые для успешной карьеры в будущем.

Программа разделена на три части: базовую, профильную и элективную.

В базовом блоке собраны те же общеобразовательные предметы, которые изучаются в университетах, работающих по традиционной модели, но студент может выбирать уровень сложности, модули внутри дисциплин, преподавателей или даже команду для проектно-исследовательской работы.
ИНДИВИДУЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ
Для неопытного первокурсника выбор дисциплины - непростая задача, ведь студенты еще не знакомы с преподавателями, боятся не справиться с уровнем сложности или не успеть попасть в нужную группу. Для того, чтобы помочь им сориентироваться и научиться делать осознанный выбор, у каждого первокурсника есть тьютор, который отвечает на организационные вопросы и направляет студента на пути построения оптимальной образовательной траектории.

Набор профильных дисциплин на первом курсе фиксирован (важно освоить необходимую базу), зато на старших курсах появляется возможность выбирать отдельные профильные дисциплины и получить углубленные знания в наиболее интересных областях.

Одно из самых важных нововведений обучения по ИОТ – элективные курсы. Каждый студент должен выбрать несколько дополнительных дисциплин для изучения. Элективы могут быть связаны с основным профилем, либо лежать в совершенно другой области: от программирования до живописи. Не ходить на элективные курсы нельзя – за каждый из них студенты получают определенное число зачетных единиц. За 4 года обучения нужно выбрать 12 элективов. Также можно изучить майнор – комбинацию тематически связанных предметов, позволяющую получить дополнительную специализацию. Например, студент экономического направления может получить майнор в области предпринимательства, попробовать себя в программировании или изучении китайского языка.

Цель элективного блока – дать студентам возможность испытать себя в разных сферах деятельности и самоопределиться. Кроме того, именно этот блок позволяет создать абсолютно уникальный профессиональный профайл, стать разносторонним и более востребованным на рынке труда специалистом.

8 ПОДХОДОВ К ВЫБОРУ ЭЛЕКТИВОВ
  • 1
    Углубить специализацию: выбирать элективы близкие к основному профилю;
  • 2
    Экспериментировать: набирать разные, не связанные друг с другом дисциплины, чтобы попробовать себя в разных направлениях;
  • 3
    Комбинировать: собирать связанные блоки элективов под конкретную цель, например, изучить 2 иностранных языка или усилить свои ораторские навыки;
  • 4
    Оптимизировать: при выборе руководствоваться не целью, а обстоятельствами, например, при дефиците времени выбирать элективы не по содержанию, а по месту в расписании;
  • 5
    Получить вторую специализацию: взять готовый майнор (набор тематически связанных элективов), чтобы в магистратуре сменить основный профиль;
  • 6
    Выбирать преподавателей: записываться на дисциплины конкретных преподавателей, потому что они гуру;
  • 7
    Ориентироваться на удачу: выбирать дисциплины, на которых есть свободные места, потому что "это знак";
  • 8
    Выбирать командой: записываться на элективы вместе с друзьями, потому что «вы – команда!».
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ
В целом, обучение в «традиционном» университете похоже на школьное: расписание одинаковое для всех на курсе и утверждено на семестр вперед; пары следуют одна за другой; все занятия, как правило, проходят в одном и том же корпусе и всегда в привычном составе (на лекциях, семинарах и лабораторных занимаются студенты одного курса и направления подготовки). Единственное отличие от школы – отсутствие пошагового контроля: нет учителя, который каждый день проверяет, сделано ли домашнее задание.
ТРАДИЦИОННАЯ МОДЕЛЬ
Учебные встречи в университете с внедренной ИОТ могут проходить в разных корпусах, в различных составах и не подряд. Студент должен научиться организовывать собственное расписание. На занятия по профильным предметам он ходит с однокурсниками со своего направления, а вот в группе базовой программы учится вместе со студентами других кафедр.

Группы элективных дисциплин еще более разнообразны. Поскольку дополнительные предметы не привязаны к специальностям, а записаться на каждый из них можно независимо от года обучения, в группе электива могут встретиться студенты не только разных кафедр, но и разных курсов.

За семестр студент становится участником не менее чем 6 академических групп. Всё это сложно, неудобно, непривычно, но очень полезно: так студент получает опыт работы в междисциплинарных командах. В процессе выполнения совместных проектов он перенимает интересные методы из других областей научного знания и тренируется взаимодействовать с самыми разными людьми.

В жизни мы очень редко работаем в составе гетерогенных групп. Как правило, рабочие группы состоят из разных специалистов. Для успешного воплощения совместных проектов очень важно уметь распределять задачи и находить общий язык с людьми из других профессиональных сфер. Обучаясь по ИОТ, студенты получают ценный опыт проектно-исследовательской работы в междисциплинарных командах.

Необходимый атрибут обучения по ИОТ – использование цифровых инструментов. Информационная система университета позволяет планировать расписание, записываться на элективы, общаться с тьютором. При желании, часть курсов можно проходить в онлайн-формате.

Из-за трехэтапной процедуры выбора элективов у студентов появляется дополнительный стимул хорошо учиться. В первую очередь доступ к выборной кампании получают студенты с наивысшим академическим рейтингом. Затем выбрать могут те, кто добился хороших результатов. Студенты же с низкими баллами получают доступ последними. Следовательно, чем лучше студент учится, тем больше шансов выбрать самые востребованные дисциплины. Везет, естественно, не всем, но всегда есть возможность улучшить свои показатели в следующем семестре и в новой выборной кампании попасть в первую волну.


ИНДИВИДУЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ
ДИПЛОМЫ и НАВЫКИ
Через 4 года обучения бакалавр получает стандартный диплом, подтверждающий выбранную специализацию. Во вкладыше к диплому у всех однокурсников перечислен абсолютно идентичный набор дисциплин. Как итог, диплом не даст потенциальному работодателю представления об индивидуальности обладателя такого диплома и не позволит выпускнику выделиться из массы других таких же начинающих специалистов.

Еще одним минусом обучения по традиционной модели является отсутствие у выпускника гибких навыков, необходимых для работы и карьерного роста. У него отсутствует опыт работы в гетерогенных командах, отсутствует навык принятия осознанных решений, нет готовности нести ответственность за свои действия. Работодатель понимает, что такому выпускнику потребуется время на развитие, прежде чем он сможет полноценно выполнять профессиональные задачи. Учиться придется на собственных ошибках, а «полигоном» станет первое рабочее место.

ТРАДИЦИОННАЯ МОДЕЛЬ
Бакалавры, обучавшиеся по ИОТ, тоже получают диплом государственного образца. Помимо стандартного набора предметов во вкладыше перечисляются все пройденные элективные курсы. Кроме того, выпускники, выбравшие майнор, получают дополнительный сертификат с подтверждением второй специализации. Список предметов в дипломе дает работодателю представление об интересах и узкой специализации выпускника.

Более 80% студентов, обучающихся по ИОТ, имеют уникальные образовательные траектории, а, следовательно, и уникальный набор компетенций. После такого бакалавриата можно устроиться на работу по основному или смежному профилю. Благодаря опыту, полученному в процессе обучения, выпускник смог развить многие надпредментые навыки, необходимые для работы: критическое мышление, креативность, способность принимать ответственные решения и продуктивно действовать в условиях неопределенности, а также умение эффективно работать в составе гетерогенной команды.

ИНДИВИДУЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ
Образовательная модель на основе ИОТ позволяет одновременно решить 3 непростые задачи:
+ подготовить разноплановых специалистов, соответствующих потребностям современного рынка труда;
+ развить у студентов универсальные навыки: эффективной коммуникации, командной работы, проектного мышления, умения эффективно действовать в условиях неопределенности и дефицита данных;
+ дать студентам возможность для личностного развития, самоопределения и формирования уникальных компетентностных профилей.


Как итог, студенты осознанно подходят к учебному процессу и самоопределению, ищут себя и свое призвание, получают нужные им навыки и опыт, выбирают профессию и направление деятельности, основываясь на личных предпочтениях и индивидуальных особенностях, а значит, обдуманно подходят к выбору будущей карьеры. Работодатели же получают профессиональные кадры, способные адаптироваться, коммуницировать, не бояться трудностей и достигать поставленных целей.






31 декабря / 2020
#ПАРТНЕРСКИЙ_МАТЕРИАЛ
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ СПЕЦПРОЕКТА
Университет будущего: индивидуализированное образование в эру трансформации.
Университет, который работает.

У вас есть опыт внедрения ИОТ? Или хотите поделиться своим мнением?
Оставьте контактные данные и мы с вами свяжемся!