РЭНКИНГ ЛУЧШИХ ЧАСТНЫХ ШКОЛ МОСКВЫ

Инструкция по применению

Мария Васильева

основатель консультационного сервиса «ПРОвыбор», эксперт в сфере образования, директор частной школы
Я долгое время работаю с родителями, которые выбирают школы для своих детей. Процесс обычно занимает более полугода и требует серьезной вовлеченности. Информации о школах вроде бы много, но далеко не вся она понятна и достоверна. Первый шаг — разобраться в основных понятиях.
Школа
Слово «школа» используется в названиях самых разных организаций не только основного, но и дополнительного образования. Самого термина «школа» в федеральном законе нет, вместо него используется «общеобразовательная организация, реализующая программы основного начального, основного общего и среднего общего образования». Именно этот громоздкий термин описывает место, иногда виртуальное, где дети взрослеют, общаются и учатся, осваивают навыки и получают аттестат государственного образца.
Устав
На сайте каждой школы должен быть ее Устав. Знакомство с ним может дать ценную информацию родителям. Юридические названия частных школ могут быть очень разными (АНО, ЧОУ, НОУ и другие). Главное, чтобы в Уставе была запись, что тип организации — общеобразовательная. Именно учреждения и организации этого типа могут потенциально выдать аттестат государственного образца.

При знакомстве с уставами частных школ важно посмотреть личность учредителя: его деятельность вне школы часто позволяет наметить параллели с ценностными ориентирами школы.
Аккредитация
Выдавать аттестат могут только те школы, у которых есть государственная аккредитация. Она может быть выдана как на один, так и на несколько уровне образования (кроме детских садов). У недавно открывшихся школ аккредитации может не быть несколько лет. В этом случае для прохождения итоговой аттестации школьники прикрепляются к другим, аккредитованным школам.
Лицензия
Лицензия, как и Устав, размещена на сайте школы. Она подтверждает юридические и гигиенические права школы заниматься образовательной деятельностью. Выдается для реализации одной или нескольких образовательных программ и отдельно на каждый адрес, если у школы несколько филиалов. Случается, что под вывеской школы работает центр допобразования, лицензия юрлица будет соответствующей — на реализацию дополнительного образования.

Чаще всего препятствием на пути к получению необходимой лицензии становится несоответствие помещения требованиям. Это не значит, что от такой школы стоит держаться подальше. Но при взаимодействии с ней функция контроля у родителей должна быть сильно повышена.
Альтернативные форматы
На столичном рынке школьного образования все больше альтернативных проектов: семейные школы, альтернативные школы или даже не школы. Из-за отсутствия лицензий и скромных размеров такие проекты более гибкие, могут быстро адаптироваться под участников, им легче найти помещение в аренду (это может быть и коворкинг на несколько часов в неделю). Это очень полезные проекты, но, к сожалению, школами в полном смысле слова они не являются. Они не могут выдать аттестат государственного образца и дать гарантии соблюдения федерального образовательного стандарта.

Многие семьи, сделавшие выбор в пользу семейного образования, решают прикрепиться на очно-заочную форму обучения в аккредитованные школы. Среди флагманов на ниве заочного образования можно назвать: ОУ «СОШ «Первая школа», НОЧУ «СОШ «Феникс», ЧОУ «СОШ «Наши пенаты». В каждой из перечисленных школ таких учеников более тысячи.

Разбор юридических нюансов — первый шаг. Следующий этап — аудит собственных запросов взрослых к образованию вообще и к школе в частности. В идеале, чтобы выбрать наиболее подходящую школу и не разочароваться в ней, нужно соотнести три составляющие: ожидания родителей, набор объективных данных о школе и субъективное ее восприятие семьей на основе собственных ценностей.
3 декабря / 2020
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ СПЕЦПРОЕКТА