Проект 5-100: итоги программы

Мнение экспертов

АВТОР:
Редакция
В этом году завершается Проект 5-100 – государственная программа, направленная на повышение конкурентоспособности российских университетов, основной целью которой было вхождение 5 российских вузов в топ-100 мировых рейтингов.

«Список рейтингов, на которые стоит ориентироваться, определен заданием самого проекта – это три самых престижных и авторитетных рейтинга университетов в мире Quacquarelli Symonds (QS), Times Higher Education (THE) и Academic Ranking of World Universities (ARWU или Шанхайский рейтинг). Самый «независимый» из них – Шанхайский рейтинг, который опирается на оценку показателей, публикуемых в открытом доступе. Он же и самый уважаемый в академическом сообществе, поскольку основывается на фактических данных, включая информацию о выпускниках-лауреатах Нобелевской или Филдсовской премий, количество публикаций в уважаемых базах WebofSciencе, цитируемость. Рейтинг QS выглядит более демократичным, направленным на максимально широкую аудиторию. THE выглядит чуть более строгим, вес опросов экспертов в нем несколько меньше, чем в QS. В двух последних рейтингах используются репутационные оценки экспертных сообществ из академической и профессиональной сфер, что, на мой взгляд, зачастую носит весьма субъективный характер. Особенно, когда дело касается мнений о российских университетах, известность за рубежом которых ограничивается всего несколькими вузами. Замечательно, что рейтинги предлагают все более специализированные таблицы по отраслям знаний, программам, регионам, возрасту и т.п. Наши вузы в специализированных разрезах показывают довольно высокие показатели,» - поясняет Зарема Касабиева, проректор по взаимодействию со студентами и выпускниками Российской экономической школы.

Российские вузы-участники Проекта 5-100 в рейтинге Academic Ranking of World Universities (ARWU)

*в 2015 году в рейтинг не входил ни один участник программы 5-100

Российские вузы-участники Проекта 5-100 в рейтинге Times Higher Education (THE)

*в 2015 году в рейтинг входил только один участник программы 5-100 – Новосибирский Национальный Исследовательский Государственный Университет (№301-350)

Российские вузы-участники Проекта 5-100 в рейтинге QS

Стоит отметить, что по итогам программы именно в рейтингах QS и THE оказалось наибольшее число вузов-участников проекта. Это может объясняться относительной простотой попадания в эти рейтинги за счет корректировки таких индикаторов, как соотношение студентов и преподавателей, доля иностранных студентов и преподавателей, публикационная активность. ARWU опирается на более фундаментальные показатели, которые сложно изменить за 5 лет. Как следствие, в этом рейтинге представлено минимальное число российских вузов.

Участники программы получали дополнительное финансирование в зависимости от группы, в которую они входили.
Несмотря на дополнительное финансирование, ни один из участников проекта так и не попал в топ-100 мировых рейтингов. Также важно отметить, что появление многих российских вузов в глобальных списках университетов связано, в числе прочего, с развитием самих рейтингов. Times Higher Education в 2015 году включал 400 университетов, а к 2020 – более 1000. ARWU более чем удвоил число участников с 500 в 2016 до 1000 в 2019. Список QS в 2014 году содержал 800 вузов, а в 2020 - 1000.

Тем не менее, Проект 5-100 мотивировал многие российские вузы (не только его участников) задуматься о том, какое место университеты России занимают в мировой системе координат, как они соотносятся с лучшими мировыми практиками и эталонами, оценить свои сильные стороны и определить зоны роста и возможностей. Несмотря на скептический настрой, который был заметен на старте проекта, многим университетам удалось начать интенсивное движение к международным стандартам.

Мы поинтересовались мнением экспертов и представителей российских вузов, насколько успешным они считают Проект 5-100, и узнали, какими им видятся дальнейшие шаги по развитию конкурентоспособности российских вузов.

Владимир Богатырев, ректор Самарского национального исследовательского университета им. академика С.П.Королёва (участник Проекта 5-100)
Участие в Проекте 5-100 позволило Самарскому университету переосмыслить стратегию своего развития и переориентировать работу на то, чтобы продвигать свои образовательные программы и результаты исследований на международной арене и выстраивать эффективные коллаборации с зарубежными университетами.

Еще десять лет назад мы даже не задумывались о вхождении в международные рейтинги, не думали, что у нас будут работать иностранные преподаватели, не думали, что откроем двуязычные программы. Но ставились амбициозные цели, выбирались новые задачи. Как результат - изменилось отношение сотрудников, их стиль преподавания, появились международные проекты и новые направления междисциплинарных исследований.

Сначала, в 2013 году, мы прошли конкурсный отбор в Проект 5-100. Еще через три года мы впервые вошли и закрепились в глобальном рейтинге Times Higher Education, а еще через год и в QS. Мы открыли англоязычные программы, сейчас у нас около 1000 иностранных студентов (бакалавры, слушатели, аспиранты) из более чем 70 стран мира. Занятия ведут иностранные преподаватели, на русском и иностранных языках. Так что перемены - разительные. И все это результат коренной трансформации мышления, менталитета сотрудников, их отношения к университету, методам преподавания, роли в исследовательском и образовательном процессах.

Леонид Гохберг, первый проректор, директор Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ (участник Проекта 5-100)
Для Высшей школы экономики участие в Проекте 5-100 стало серьезной возможностью формулировать свои стратегические цели и совершенствовать инструменты развития, сопоставляя их с практиками сильнейших университетов мира. Совместное продвижение российских университетов в глобальные рейтинги, на мой взгляд, уже принесло довольно значимые результаты не только самим вузам и работающим в них преподавателям и ученым, но, безусловно, и нашим студентам, и аспирантам, чье обучение и профессиональное становление происходит в международно признанном контексте. Все это несомненно способствовало укреплению глобальных позиций отечественного образования и науки, что демонстрируют известные статистические индикаторы. На реализацию задач Проекта 5-100 в нашем университете работали все подразделения, и продвижение Вышки в международных рейтингах — результат усилий всего коллектива.

Одним из инструментов развития, который доказал свою результативность, стало формирование центров передовых исследований на базе крупных научных подразделений, успешно сочетающих фундаментальные и прикладные исследования с образовательной деятельностью. Такой статус, в частности, в 2014 году приказом ректора был присвоен Институту статистических исследований и экономики знаний, который уже в течение почти двух десятилетий занимается исследованиями сферы науки, технологий, инноваций, цифровой экономики, образования. Поставленные перед нами новые задачи отвечали стратегии развития Института: мы всегда старались привлекать сильные кадры и кооперировать с ведущими российскими и зарубежными исследовательскими коллективами, постоянно наращивали арсенал научных методов и расширяли спектр исследовательских компетенций и, конечно, стремились к национальному и международному лидерству. Участие в Проекте 5-100 придало серьезный импульс развитию нашей деятельности, причем не только в сложившихся, но и в новых направлениях. В качестве наиболее значимого результата прежде всего отмечу создание с вовлечением талантливой молодежи нескольких научных школ: статистики науки, технологий, инноваций и цифровой экономики; форсайт-исследований и долгосрочного прогнозирования; исследований и проектирования доказательной научно-технической и инновационной политики. Безусловно, ключевой приоритет — трансляция результатов передовых исследований в образовательный процесс.

Уверен, что наиболее действенные инструменты продвижения в глобальные рейтинги вузы продолжат использовать в своей практике и по окончании Проекта 5-100. Например, вдохновившись опытом участия в конкурсах мегагрантов в рамках реализации постановления №220 (считается предшественником Проекта 5-100), Вышка продолжила создавать международные лаборатории уже собственными силами.

Виктор Гришин, Ректор РЭУ им. Г.В. Плеханова
Не являясь участником Проекта 5-100, мы, тем не менее, сами для себя установили курс на рост своей конкурентоспособности среди мировых научно-образовательных центров, и постепенно двигаемся в этом направлении, растем в рейтинге QS и в 2020 году рассчитываем войти в рейтинг THE. Кстати, международные и национальные рейтинги являются хорошим индикатором того, как мы решаем сложности развития, хотя правильнее было бы назвать их "вызовами".

Кстати, есть рейтинги, где российские вузы не только количественно представлены, но и занимают лучшие позиции. Так, например, в апреле 2020 года был опубликован рейтинг THE Times Higher Education Impact Rankings - Всемирный рейтинг достижения университетами Целей устойчивого развития (ЦУР) ООН. В этом рейтинге в ТОП-400 вошли 16 российских вузов, а в ТОП-100 - три российских вуза: Санкт-Петербургский политехнический университет им. Петра Великого, наш РЭУ им. Г.В. Плеханова и Алтайский государственный университет.

Зарема Касабиева, проректор Российской экономической школы
Программа явилась катализатором очень важных процессов в отечественном высшем образовании. Стремление к конкурентоспособности заставило найти свои высокие планки. В соответствии с международными бенчмарками пришлось не только провести не всегда приятную диагностику, избавиться от непрофильных активов, закрыть неэффективные «мельницы дипломов», реализовать порой весьма болезненные слияния и поглощения. Это движение и очищение способствовало более активной ориентации на мировые образовательные стандарты, выполнению требований дорожных карт, стремлению к достижению поставленных KPI. Эти процессы заставили переключиться на стратегическое целеполагание и оценить себя на мировом рынке. С одной стороны, у проекта есть формальные KPI, они известны и понятны. С другой стороны, у разных целевых аудиторий и стейкхолдеров – академическое и вузовское сообщество, родители, чиновники – есть свое видение результативности проекта. Сказать однозначно, была ли программа эффективной, сложно. И да, и нет. Разные вузы вошли в топ-100 различных рейтингов, но по разным дисциплинам, программам, регионам и так далее. Кажется, нет ни одного ключевого рейтинга, в котором в первой сотне в одном списке было бы 5 российских вузов. Пока лидером остается МГУ им. Ломоносова. В целом, это довольно хороший проект, но его эффективность надо изучать. Хотелось бы думать, что от него будет больший эффект. От 14 до 30 вузов получили финансирование в рамках проекта, но волнообразного эффекта на всю систему высшего образования он не дал. Произошли некоторые слияния и поглощения, ушли с рынка многие плохие частные вузы. Но заметного скачка в качестве работы вузов пока не видно. При этом от коллег из участвующих в проекте университетов было слышно и много негативных комментариев. Для тех, кто реально думает о качестве обучения, кто придерживается соответствующей идеологии и для кого это является первоочередной задачей, участие в программе, скорее всего, дало позитивные результаты. Это касается, как молодых вузов, которые создавались с ориентацией на мировые стандарты, например ВШЭ, так и фундаментальные университеты, всегда отличавшиеся интенсивностью и качеством образования (МФТИ, ИТМО), а не тех, кому пришлось перестраиваться и реформироваться, чтобы достичь поставленных целей, кто гнался за выполнением тех самых KPI.

Александр Кулешов, ректор Сколковского института науки и технологий, академик РАН
Программа, безусловно, оказалась очень полезной. Не думаю, что авторы её всерьёз рассчитывали увидеть на верхних позициях международных рейтингов российские университеты. Все понимают, что даже в лучшем случае это долгий и очень затратный процесс. Но сами усилия достичь результатов такого уровня, усилия, по-настоящему поддержанные государством, безусловно принесли свои плоды. Университеты повернулись лицом к миру, восприняли современные требования к организации системы образования, получили возможность существенно улучшить инфраструктуру, оснастить лаборатории передовым оборудованием, вовлечь в образовательный процесс российских профессоров, уехавших в своё время за рубеж.

Вне всякого сомнения, весь комплекс мероприятий, проведенных в рамках программы, существенно изменил, кроме всего прочего, и ментальность профессорско-преподавательского состава, и, конечно, способствовал появлению в нашей стране образовательной системы третьего поколения, без которой развитие России остановится.

Илья Куфтырев, директор центра рейтинговых исследований Университета ИТМО (участник Проекта 5-100)
Проект 5-100 сыграл огромную положительную роль в повышении узнаваемости российских вузов в мире.

Если на старте этого проекта в 2013 году в топ-500 «большой тройки» входили лишь восемь вузов из России, то по итогам 2019 года их число удвоилось, при этом 12 университетов оказались участниками Проекта 5-100. Но узнаваемость – крайне инерционная вещь, это «игра в долгую», и ее невозможно приобрести за один год: простой «сменой вывески» и емкой английской аббревиатурой будет не обойтись, хотя и это тоже важно. Нужно минимум 10-15 лет серьезной работы.

Олег Соловьев, редактор международного рейтинга университетов Round University Ranking (RUR)
Разница между вузами 5-100 колоссальна. Судить о принципах отбора университетов в рамках программы – прерогатива регулирующих органов. Безусловно, стоит принимать во внимание, что Проект 5-100 не сфокусирован исключительно на рейтингах, а имеет и другую цель - системное повышение международной конкурентоспособности российских вузов.

Возникает закономерный вопрос. А в чем же причины системного продвижения вузов Проекта 5-100 в глобальных рейтингах. Можно выделить три фактора:
· трансформация вузов в научно-образовательные центры: безусловно, сама концепция университета подразумевает такого рода синтез. Вместе с тем, начиная с 1930 года, науку и образование у нас разделили: науку передали в профильные НИИ, образование - в вузы. Мировая практика прямо противоположна: большая часть научного знания создается именно в университетах. Проект 5-100, в том числе, призван обеспечить такого рода единство науки и образования;
· увеличение интернационализации студентов: практически все глобальные рейтинги учитывают долю иностранных студентов и преподавателей. И это логично: чем больше граждан других стран стремится в университет, тем более он востребован;
· увеличение доли студентов программ уровня graduate (магистрантов и аспирантов/докторантов) в структуре студенческого контингента: данный пункт напрямую связан с первым, поскольку подготовка магистров и особенно PhD возможна только в прямом сопряжении с актуальными исследованиями, ведущимися в университете.

Екатерина Трубникова, доктор экономических наук, доцент департамента менеджмента, Санкт-Петербургская школа экономики и менеджмента, НИУ «Высшая школа экономики»
На мой взгляд, результаты проекта неоднозначны. С одной стороны, отдельные участники, действительно, улучшили свои показатели и, например, результаты ВШЭ подтверждают идею, что отечественные вузы могут ставить перед собой и достигать очень амбициозные цели. С другой стороны, средства проекта не безграничны, что поднимает вопрос об эффективности их использования и конкуренции вузов за доступ к ресурсам. Наряду с достойными результатами отдельных участников, есть и весьма сомнительные достижения.

Проект наглядно показал, что некоторые вузы поняли, что и с этой системой рейтингов можно легко играть и фактически инвестировать не в развитие, а в приобретение целевых показателей. Так, отдельные поддерживаемые университеты активно финансируют пиар кампании, работу с нужными экспертами из рейтингующих систем, привлечение студентов из СНГ и стран третьего мира для увеличения доли международных студентов, бессмысленные туристические поездки под видом международного сотрудничества, привлечение друзей и знакомых для кратковременных визитов и т.п. Денежные средства такими вузами тратятся на "красивую упаковку", а не на содержание. Некоторые участники проекта стимулируют недобросовестную публикационную активность, получившую название predatory publishing, когда за $300-500 можно опубликовать все, что угодно, а иногда и просто купить авторство, в журналах, публикации в которых в итоге влияют на позиции в рейтингах. Также необходимо учитывать, что за время реализации проекта изменились сами рейтинги: произошло существенное увеличение количества рейтингуемых вузов, появилось множество подрейтингов. Складывается впечатление, что отдельные разделы появились именно для того, чтобы неспособные университеты смогли попасть хоть куда-то.

В отдельных вузах за годы проекта не произошло изменений ни в руководстве, ни в качественном составе персонала. К сожалению, большой объем ценных ресурсов, потраченных на хищнические публикации, туристические поездки и другую имитацию, уже не перенаправишь в иное русло. Однако, на ошибках учатся и, может быть, следующий проект будет более успешен. Вопрос в том, есть ли реальный спрос на эти изменения у тех, кто распределяет ресурсы…

Алевтина Черникова, ректор НИТУ МИСиС (участник Проекта 5-100)
Долгое время отечественные университеты не уделяли достаточного внимания повышению своей международной конкурентоспособности.

Проект 5-100 дал возможность многим из них выйти на глобальный уровень, увеличить число совместных проектов с ведущими научно-образовательными центрами мира, шире внедрять современные образовательные технологии с опорой на лучшие практики.

Результатом такого сотрудничества и здоровой межвузовской конкуренции стало динамичное развитие отечественной системы высшего образования, а также рост публикационной активности ученых.

Андрей Яковлев, первый проректор Томского политехнического университета
Если сравнивать с подобными проектами во Франции и Германии, у нас самый хороший показатель соотношения вложенных денег к полученному результату.

В последние годы в топ попадает всё больше российских вузов, и это, прежде всего, заслуга Проекта 5–100. В этом смысле проект изменил мышление российского университетского сообщества.

Другой вопрос, что это сообщество неоднородно: есть очевидные лидеры, середняки, аутсайдеры. И нужно, чтобы лидеров становилось больше. Чтобы войти в авторитетный рейтинг, необходимо по-другому организовывать научную деятельность, публикационную активность, привлекать ученых, и всё это требует ресурсов.

Пресс-служба МГМУ им. Сеченова (участник Проекта 5-100)
Основным результатом участия Сеченовского университета в проекте 5-100 стала трансформация медицинского университета, ориентированного, прежде всего, на подготовку кадров для отечественного здравоохранения, в университет наук о жизни международного уровня с сильной исследовательской составляющей и образовательными программами, признаваемыми и востребованными во всем мире.

В университете был создан первый в России Научно-технологический парк биомедицины – высокотехнологичный кросс-дисциплинарный кластер, в состав которого вошли Институты регенеративной медицины, молекулярной медицины, персонализированной медицины, трансляционной медицины и биотехнологий, а также Институт бионических технологий и инжиниринга. НТПБ стал драйвером трансформации системы управления исследованиями в университете, масштабирования новой исследовательской культуры и интеграции в международные исследовательские проекты. Как результат, в университете значительно выросла доля международных исследовательских коллабораций, научные результаты проектов публикуются в журналах Nature, The Cell, The Lancet и других топовых научных журналах.

Уже объявлено, что осенью 2020 года стартует Программа стратегического академического лидерства, в рамках которой российские вузы смогут поучаствовать в борьбе за статусы национальных опорных и национальных исследовательских университетов. Шанс дается практически всем университетам.

«К слову сказать, наша страна не уникальна в своем стремлении поддерживать национальные университеты на глобальном уровне. Сегодня ведущие и технологически развитые государства реализуют все новые инициативы академического превосходства. И объем такой поддержки ежегодно увеличивается. Поэтому даже для того, чтобы удерживать позиции в рейтингах, университетам нужно постоянно прилагать новые и новые усилия. В этом году ожидается перезапуск Проекта 5-100 в новом формате. Предполагается, что в обновленной программе основное внимание будет уделено формированию и реализации стратегий развития университетов, а рейтинги станут результатом и объективными показателями эффективности этой работы», - считает Владимир Богатырев, ректор Самарского университета.

Оценивать результаты Проекта 5-100 можно с двух принципиально разных позиций. С одной стороны, сложно спорить с положительными результатами программы: отдельные участники значительно улучшили свои позиции в рейтингах, эксперты говорят о важной перестройке менталитета и сдвиге в сторону интернационализации образования. С другой стороны, как и 7 лет назад, в топ-100 мировых рейтингов входит только один российский вуз - МГУ им. М.В. Ломоносова.
Список участников Проекта 5-100:

1. ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ДВФУ) – группа 3
2. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ "ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ" (НИУ ВШЭ) - группа 1
3. УНИВЕРСИТЕТ ИТМО (ИТМО) - группа 1
4. САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «ЛЭТИ» ИМ. В. И. УЛЬЯНОВА (ЛЕНИНА) (СПБГЭТУ «ЛЭТИ») - группа 3
5. КАЗАНСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (КФУ) - группа 2
6. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «МИСиС» (НИТУ «МИСиС») - группа 1
7. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЯДЕРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «МИФИ» (НИЯУ МИФИ) - группа 1
8. МОСКОВСКИЙ ФИЗИКО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ) (МФТИ) - группа 1
9. НОВОСИБИРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (НГУ) - группа 1
10. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО (УНИВЕРСИТЕТ ЛОБАЧЕВСКОГО) - группа 3
11. САМАРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. АКАДЕМИКА С.П. КОРОЛЁВА (САМАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ) - группа 3
12. САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕТРА ВЕЛИКОГО (СПбПУ) - группа 3
13. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ) - группа 1
14. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТПУ) - группа 2
15. УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ПЕРВОГО ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ Б.Н. ЕЛЬЦИНА (УрФУ) - группа 3
16. БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ИММАНУИЛА КАНТА (БФУ ИМ. И. КАНТА) - группа 3
17. ПЕРВЫЙ МГМУ ИМЕНИ И. М. СЕЧЕНОВА (СЕЧЕНОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ) - группа 3
18. СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (СФУ) - группа 3
19. ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (НАЦИОНАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ) (ЮУрГУ) - группа 3
20. РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ (РУДН) - группа 2
21. ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТюмГУ) - группа 3


31 июля / 2020
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ