Как изменилось высшее образование в пост-COVID: 5 трендов

АВТОР:
Кирилл Баранников
Forbes Russia Education Contributor
проректор по развитию Московского городского педагогического университета
Пандемия сильно изменила высшее образование, ускорив многие тенденции, связанные с цифровизацией. Рассмотрим пять основных трендов, благодаря которым высшая школа уже не будет прежней.
Гибридное обучение
Пока бушевала пандемия, учебу в школах и вузах пришлось перенести в дистанционный формат. Около 1 млрд учеников со всей планеты стали обучаться через Zoom, Microsoft Teams и другие платформы. В России вузы перешли на дистант, затем на гибридный формат обучения. Если в 2015 году курсы в онлайн проходили лишь 5% студентов, то в 2020 году – уже 49%.
    Смешанные и гибридные модели обучения часто ставят через запятую, как если не идентичные, то сильно похожие. Именно поэтому МГПУ вместе ВШМ СПбГУ и ВТБ провели в 2022 году исследование, посвященное вопросам определения гибридного обучения.

    Одним из критериев различия является фокусировка при гибридном обучении на субъектный образовательный трек студента. В то время как при смешанной модели форматы и технологии реализации обучения чаще остаются предзаданными. Именно поэтому в части гибридного обучение все большее значение приобретает модель HyFlex, когда студент может самостоятельно выбирать, в каком формате ему учиться – онлайн, в аудитории или асинхронно.
    Смешанные и гибридные модели обучения часто ставят через запятую, как если не идентичные, то сильно похожие. Именно поэтому МГПУ вместе ВШМ СПбГУ и ВТБ провели в 2022 году исследование, посвященное вопросам определения гибридного обучения.

    Одним из критериев различия является фокусировка при гибридном обучении на субъектный образовательный трек студента. В то время как при смешанной модели форматы и технологии реализации обучения чаще остаются предзаданными. Именно поэтому в части гибридного обучение все большее значение приобретает модель HyFlex, когда студент может самостоятельно выбирать, в каком формате ему учиться – онлайн, в аудитории или асинхронно.
    Гибридный формат обучения к 2021 году стал привычным. По данным исследований, проведенных в 2020-2021 годах группой университетов (ТГУ, НИУ ВШЭ, МГПУ, УрФУ и др.), сегодня 70% преподавателей вузов уверены, что смешанное обучение станет нормой (до пандемии так думали 22%). При этом 25% студентов готовы учиться полностью онлайн, а среди преподавателей отрицательно оценивают дистант только 37% (еще год назад – 47%).

    В мире образования уже есть университеты, которые полностью работают в онлайн-формате: например, онлайн-университет Minerva, он даже обошел по конкурсу университеты Лиги Плюща. В университете нет лекций, основным форматом является «перевернутый класс», когда студенты самостоятельно осваивают материал, а после – обсуждают его с преподавателями и делают проекты.
      Развитие цифровых экосистем
      Как выглядит смешанный формат обучения в России сейчас, когда пандемия почти отступила? Дистанционные форматы начинают существовать наравне с аудиторной работой. Активно развиваются университетские цифровые платформы, включающие цифровые профили студентов, виртуальные тренажеры, различные учебные сервисы и многое другое. Все большее значение приобретают технологии больших данных для управления и образовательным процессом и в целом менеджмента университета. Сегодня такие платформы есть у разных ведущих отечественных вузов: кто-то пользуется стандартными платформами управления учебным процессом, кто-то разрабатывает собственные решения. Так, МГПУ создал сервис интеллектуального анализа и прогнозирования образовательных треков студентов, а КФУ — цифровую систему для изучения факторов академической успешности студентов. Также многие университеты стали создавать собственные картотеки курсов. Например, МГПУ запустил сайт с открытыми онлайн-курсами по образованию OK.MGPU, у МГУ им. М.В. Ломоносова есть «Университет без границ», у НИУ ВШЭ – платформа Вышка.Online, у Сеченовского университета – «Межвузовская площадка электронного медицинского образования». Подобные открытые форматы помогают осуществить переход к интерактивному, адаптивному цифровому контенту.
      Образование под потребности
      Еще одна заметная тенденция в высшем образовании – фокусировка на студентах и их потребностях. Все больше университетов дают студентам возможность самостоятельного формирования образовательного маршрута. Студент становится не объектом, а субъектом образовательного процесса. Он формирует свое обучение так, будто строит дом из необходимых ему блоков — предметов, моделируя свою программу.

      Все чаще можно встретить сквозные курсы по развитию универсальных компетенций. Такие курсы реализуются для всех студентов независимо от направления обучения: например, в ИТМО разработана система общеуниверситетских курсов по цифровым компетентностям и soft skills. Томский госуниверситет уже создал специальную тьюторскую службу, которая помогает студентам выстраивать индивидуальные образовательные траектории.

      Интересный пример из мировой практики: в Колумбийском университете студенты могут не только сами конструировать свою образовательную программу, но и выбрать, как им посещать занятия: приходить в аудитории, подключаться онлайн или вовсе просматривать записи занятий и учебные материалы в удобное время.

      Цифровизация кампусов университетов при этом происходит не только в части оснащения оборудованием, но и за счет создания «умных» пространств, которые легко можно адаптировать под лекционный зал, аудиторию для семинаров или самостоятельной работы, лабораторию. Яркий пример — МИСиС, который разрабатывает проект обновления библиотек в коворкинги и создает мультимедийные аудитории.
      Микрообучение
      В университетах начинают появляться микрокурсы длительностью от нескольких минут до нескольких дней. Каждый их них помогает освоить конкретный навык, научиться решать определенную рабочую задачу. Поэтому в высшем образовании все большую популярность приобретают форматы вроде массовых открытых онлайн-курсов (лекции в них часто длятся 7-12 минут), TED (это неформальное выступление на научную или социально значимую тему, обычно длится до 15-20 минут).

      Микрообучение не замещает привычный университетский уклад, но расширяет его возможности при условии, что у студентов уже есть базовые знания в профессии. К микрообучению обращаются ведущие университеты вроде Массачусетского технологического, Колумбийского университетов, вовлекаются крупные корпорации вроде Volvo, IBM, Adobe. При помощи таких форматов прикладные навыки формируются поэтапно, но при этом в довольно быстром режиме.

      Уже упомянутый Массачусетский университет первым ввел так называемую программу Micromaster's degree – это серия микромодулей и микрокурсов, которые ведут к формированию определенной компетенции и могут быть зачтены университетом как часть пройденного в будущей полномасштабной магистерской программе.

      В российских вузах микрообучение находиться на этапе становления: встречается в формате отдельных модулей и сопровождающей их микросертификации.
      Иммерсивные технологии
      В стенах мировых и российских университетов появляются технологии, которые помогают студентам развивать практические навыки в дополненной реальности.

      Так, в Университете Сан-Диего (SDSU) при обучении медиков используются тренажеры, где студенты видят больного в дополненной реальности и могут диагностировать симптомы заболеваний. В Сеченовском университете в дополненной реальности проводят операции.

      Университет Хассона разработал программу AR StageCraft для художников и декораторов, которая позволяет проектировать картины и декорации на пространствах университета. Университет Вестминстера использует проект REVRLaw для изучения уголовного права. Внутри симулятора студент видит место преступления и проводит криминологическое исследование.

      В Колумбийском университете гибридная среда интегрируется в виртуальную реальность. Люди из разных уголков планеты могут собраться виртуально с помощью очков в одной аудитории и послушать лекцию.

      В российских вузах VR-технологии используются, чтобы проводить лабораторные эксперименты, виртуально посещать театры и музеи, создавать объемные модели, отрабатывать разного рода компетенции.


      Два года происходящей экспресс-трансформации образования привел к тому, что многие практики и технологии, бывшие пару лет назад экспериментальными, становятся нормой. Новые цифровые технологии создают иные образовательные практики и формируют следующее поколение технологической платформы образования. В этой трансформации создается новая цифровая дидактика, которая изменит представление об университетах.



      1 апреля / 2022
      МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ