Еще одна заметная тенденция в высшем образовании – фокусировка на студентах и их потребностях. Все больше университетов дают студентам возможность самостоятельного формирования образовательного маршрута. Студент становится не объектом, а субъектом образовательного процесса. Он формирует свое обучение так, будто строит дом из необходимых ему блоков — предметов, моделируя свою программу.
Все чаще можно встретить сквозные курсы по развитию универсальных компетенций. Такие курсы реализуются для всех студентов независимо от направления обучения: например, в ИТМО разработана система общеуниверситетских курсов по цифровым компетентностям и soft skills. Томский госуниверситет уже создал специальную тьюторскую службу, которая помогает студентам выстраивать индивидуальные образовательные траектории.
Интересный пример из мировой практики: в Колумбийском университете студенты могут не только сами конструировать свою образовательную программу, но и выбрать, как им посещать занятия: приходить в аудитории, подключаться онлайн или вовсе просматривать записи занятий и учебные материалы в удобное время.
Цифровизация кампусов университетов при этом происходит не только в части оснащения оборудованием, но и за счет создания «умных» пространств, которые легко можно адаптировать под лекционный зал, аудиторию для семинаров или самостоятельной работы, лабораторию. Яркий пример — МИСиС, который разрабатывает проект обновления библиотек в коворкинги и создает мультимедийные аудитории.