Из этих 100 плюс бизнес-школ, которые есть в России, о которых мы точно знаем, что они неплохие, сколько находится на мировом уровне?
На мировом уровне плюс-минус порядка 15. У нас есть группа трех лидеров – ИБДА РАНХиГС, Санкт-Петербургская школа менеджмента и Сколково. Чем определяется их лидерство, по каким индикаторам? Эти три школы являются полноценными мировыми бизнес-школами.
Считается, что бизнес школа становится мировой, если у нее есть хотя бы две из трех аккредитаций «тройной короны», и если она присутствует хотя бы в одном топовом мировом рейтинге бизнес-школ.
У бизнес-образования свои рейтинги. Университетские рейтинги не могут оценить качество бизнес-школ: у них другие принципы организации, другая клиентура, другая система аккредитации.
Систем аккредитации бизнес-образования в интернете мы найдем два или три десятка, и в Азии, и в Европе, где угодно.
Но три аккредитации – их называют аккредитацией «тройной короны» – это топ. Самая сложная и самая высокая – аккредитация AACSB International (Association to Advance Collegiate Schools of Business) – Ассоциация по развитию университетских школ бизнеса. Немножко лукавое название, потому что она занимается и частными не университетскими школами тоже. Это старейшая ассоциация, штаб-квартира – Тампа, Соединенные Штаты Америки. Ассоциации более 100 лет. Она проводит только аккредитацию всей школы. Она не проводит программных аккредитаций – по отдельности MBA, бакалавриат или магистратуру. Аккредитация длится от пяти до шести лет, она называется стратегической. Феномен абсолютно не известен в нашей стране. Когда приезжает первый десант, вы по 15 параметрам пишите им описание бизнес-школы. Они все проверяют, причем используя так называемый треугольник противоречий.
Люди в одно время встречаются с преподавателями бизнес-школы, в другой аудитории с администраторами бизнес-школы, а в третьей – со студентами. Открыв описание школы, говорят: «Мы здесь прочли, что в год в среднем вы участвуете в пяти или шести тренингах с интерактивом на один-два дня длиной. Скажите, у вас были тренинги в таком количестве в течение этого года? Как они назывались? А когда они у вас были?».
Если их не было, даже если студентов натаскали, они начинают «плыть». Одновременно задают тот же самый вопрос преподавателям, и неожиданно они говорят: «Ни о каких тренингах мы не слышали, мы лекции читаем». А администрация поет о том, что все есть. Это сразу провал. Постоянно сравнивают мнения по треугольнику противоречий, причем так, чтобы было невозможно обменяться.
Они начинают к вам приезжать каждые полгода. Вы говорите: «Мы через пять лет будем вон там по 15 параметрам. Сейчас мы здесь». Дальше отслеживается ваше движение. Вы можете что-то недовыполнить по одному или двум параметрам, но в целом должна быть обеспечена высокая динамика школы. Если к вам ездят каждый семестр, к пятому году ваша школа становится абсолютно прозрачной, ничего невозможно подделать. И вдруг вы обнаруживаете, что за это время прошли большой путь и вообще смотрите на все предметы, на методы подготовки, на то, как надо растить преподавателей, как работать со студентами, как создавать карьерные центры, абсолютно по-другому.
Вторая аккредитация – это EFMD (European Foundation for Management Development), тоже институциональная, очень сложная.
Третья – AMBA (Association of MBAs). До последнего времени она аккредитовывала только программы MBA, ассоциации MBA. Сейчас она переходит к институциональной аккредитации – начала аккредитацию всей школы.
Если вы имеете все три аккредитации, вы в шоколаде – в мире. По негласной договоренности между аккредитующими ассоциациями, они не допускают, чтобы количество бизнес-школ с тремя аккредитациями резко выходило за пределы сотни.
EQUIS (European Quality Improvement System), EFMD и AACSB даже по отдельности считаются пропуском в число мировых бизнес-школ. Это очень жесткие аккредитации. Если же они еще подкрепляются второй, это уже школа мирового уровня.