Почему в Гарварде и Стэнфорде нет ЕМВА?

Автор Forbes Russia Education
cооснователь Coursalytics.com
Редкий факт о современном бизнес-образовании вызывает такое же удивление среди российских топ-менеджеров и предпринимателей, как сообщение о том, что ни в Гарварде (Harvard Business School), ни в Стэнфорде (Stanford Graduate School of Business) Еxecutive МВА нет и никогда не было.
Откуда берутся «выпускники» EMBA Гарварда и Стэнфорда?

Со временем я привык к такой реакции. В большинстве аудиторий, где мне приходится выступать, присутствуют люди, лично знающие выпускников программ Еxecutive МВА этих школ, и очень недоумевают, услышав, что есть подвох.

Действительно, странно узнать, что твой знакомый или коллега учился на программе, которой на самом деле никогда не существовало. На практике большинство «выпускников EMBA» Гарварда и Стэнфорда учились на программах executive education, не предполагающих получение диплома о высшем образовании, так называемых "non-degree" курсах, и вряд ли стремятся ввести окружающих в заблуждение. Откуда же возникла эта путаница? По всей видимости, в подобном искаженном восприятии свою роль сыграли несколько факторов.

Во-первых, есть специфика российского рынка бизнес-образования, которая влияет на понимание мирового контекста. В России почти нет полноценных фултайм программ бизнес-образования ­– МВА, по документам, чаще всего означает "профессиональную переподготовку". Поэтому и в международных рейтингах присутствуют всего несколько российских школ, а «программы МВА» продают сотни. На этом фоне внимание к деталям нейминга снижается.

Во-вторых, есть проблема супербрендов Гарварда и Стэнфорда ­– настолько великих, что трудно себе представить, что у них чего-то нет. Когда эти университеты (или бизнес-школы в отдельности) присутствуют в рейтингах, то борются за первые места. Они лидируют и в неформальном соревновании университетов ­– кузниц компаний-единорогов и нобелевских лауреатов. У них свои крупнейшие фонды целевого капитала, как же у них может не быть Еxecutive MBA?

Наконец, и в HBS, и в Stanford GSB, на самом деле, есть программы, которые вполне можно воспринять как Executive MBA, но при этом EMBA не являющиеся, хотя и дающие после окончания официальный статус выпускника.
В чем суть программ ЕМВА?

Необходимо разобраться, что же представляют из себя те самые программы Еxecutive МВА.

В середине ХХ века Chicago Booth School of Business (бизнес-школа Чикагского университета) первой вывела ЕМВА на рынок. С тех пор многие последовали ее примеру и создали подобные программы, среди них и бизнес-школы университетов Лиги Плюща – Wharton School of the University of Pennsylvania (Уортонская школа бизнеса) и Columbia Business School (Школа бизнеса Колумбийского университета).

ЕМВА сразу позиционировались как программы обучения опытных руководителей, переходящих в управление бизнесом, и представляли собой каким-то образом сокращенные и модифицированные программы МВА. Со течением времени, помимо ведущих игроков рынка, тысячи и тысячи организаций по всему миру запустили разномастные образовательные программы с названиями МВА/ЕМВА. В результате такой экспансии несколько топовых бизнес-школ оказались в ситуации, когда решение запустить программу EМВА означало выход на устоявшийся рынок, а значит, требовало разработки качественно нового продукта. Поэтому решение не создавать программу ЕМВА для них, в том числе, для Гарварда и Стэнфорда, – это не давний однозначный вердикт на все времена, а периодически возникающий вопрос, который до сих пор получал один и тот же ответ ­– «нет».
Почему «нет»?

Причины того, почему HBS и Stanford GSB не решаются на EMBA, всегда приблизительно одни и те же: репутация, отношения с выпускниками, риск каннибализировать другие свои образовательные продукты. Рассмотрим подробнее каждый пункт.

1. Репутация – главный актив бизнес-школы, претендующей на мировое лидерство, поэтому к решениям по потенциально флагманским продуктам они подходят с тройной осторожностью. Если строить ЕМВА как сильно сокращенную версию программы МВА с расчетом на опыт и мудрость студентов, то есть риск девальвировать MBA. Если не идти на компромиссы и требовать от студентов ЕМВА по полной, то появляется риск того, что такую программу не выдержат богатые лентяи, а без них средний доход выпускников резко сократится и старейшую школу Лиги Плюща отбросит в четвертый десяток рейтинга Financial Times.

2. Отношения с выпускниками – важнейший способ монетизации репутации. Именно выпускники становятся самыми щедрыми донорами в фонды целевого капитала, они же трудоустраивают сегодняшних студентов и на их же имена можно привлекать лучших абитуриентов. Если выпускники когда-то довольно небольшой программы МВА так ценят именно камерность своего уникального сообщества, школе еще труднее запустить программу ЕМВА, которая неминуемо будет это сообщество размывать.

3. И Стэнфордская, и Гарвардская бизнес-школы выстроили эшелонированные системы бизнес-образования для взрослых людей, включающие самое широкое многообразие продуктов от бесплатных или условно бесплатных курсов на общедоступных платформах до очных комплексных программ для опытных топ-менеджеров стоимостью по $70-80 000 за пару месяцев. Разумеется, внутренняя конкуренция сама по себе никого бы не остановила, но, когда речь идет о целом пакете программ, суммарно привлекающих в школу десятки миллионов долларов ежегодно, возникают вопросы взаимного позиционирования, координации, поиска совместных решений. Найти ответы на эти вопросы непросто, особенно в условиях больших организаций c вековыми традициями.
Может ли сложившаяся ситуация измениться?

Еще два года назад совершенно невозможно было представить, чтобы все ведущие бизнес-школы мира перешли на онлайн-преподавание своих флагманских программах всех уровней, а сегодня это факт истории. Теоретически такая трансформация может означать и то, что Executive MBA появится там, где десятилетиями отказывались ее запускать. Пандемия ускорила изменения на рынке образования и заставила многих лидеров современного бизнес-образования думать про смену парадигмы.

Скорее всего, в условиях постоянных изменений при все увеличивающейся продолжительности жизни будет набирать обороты общий тренд отказа от однократного бизнес-образования как своеобразного акта инициации в пользу обучения в течение всей жизни. Lifelong indefinite MBA? LLIMBA?
16 декабря / 2021
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ