Особенности методологии
40% положения школ в рейтинге зависят от доходов выпускников через три года после окончания программы: объем дохода (в долларах США по паритету покупательной способности) и прирост дохода (в процентах) по итогам программы.
Во-первых, есть вопросы к паритету покупательной способности как способу сравнения. В отличие от сравнения по реальным рыночным обменным курсам, паритет покупательной способности показывает, какой объем товаров и услуг можно приобрести в разных странах на одну и ту же сумму. Одно дело – сравнивать доход самозанятых или специалистов, который они получают в национальной валюте и в ней же его тратят. И совсем другое – сравнивать топ-менеджеров и предпринимателей, нередко живущих на несколько стран, доходы которых исчисляются сотнями тысяч долларов в год и выше, а инвестиции диверсифицированы между разными юрисдикциями. Тем не менее, в методологии учитывается именно паритет покупательной способности, и это значительно повышает позиции школ на развивающихся рынках, потому что программы ЕМВА с большим количеством студентов из КНР при таком подсчете получают значительно более высокие показатели по доходам выпускников.
Во-вторых, сочетание показателей роста доходов и абсолютных значений при относительно небольшой выборке (обычно от 20 выпускников на школу, в год пандемии требования были снижены) может приводить к статистическим казусам. Например, кажется очевидным, что чем выше доход участника программы ЕМВА на входе, тем менее вероятно, что удастся в несколько раз его увеличить за несколько лет.
Наконец, логично было бы предположить, что на развивающихся рынках степень ЕМВА от одной из ведущих бизнес-школ дает больший карьерный эффект, как минимум краткосрочно, чем на рынке, например, Северной Америки, где ежегодно несколько тысяч человек получает МВА/ЕМВА в одних только Гарварде, Уортоне и Колумбийском университете. В итоге Уортон занимает в рейтинге почетное 38-е место, потому что средний доход выпускников через три года после программы составляет "всего лишь" 226 тыс.долл.США, а прирост дохода составил только 50%, тогда как в занявшей первое место HEC эти показатели составили 438 тыс.долл.США и 95% соответственно. Разумеется, связано это вовсе не с бесталанностью выпускников Уортона, а с тем, что HEC занимает в рейтинге пятое место по опытности поступающих, а Уортон – 74-е, т.е. на французско-катарской программе просто учатся гораздо более взрослые студенты.
Исследовательская работа, несмотря на тщательность детализации методологии, учитывается в рейтинге по остаточному принципу, что также не повышает позиции ведущих бизнес-школ. С одной стороны, такая позиция составителей рейтинга понятна: теоретически участников программ ЕМВА должна волновать не абстрактная научная звездность преподавателей школы, а те образовательные результаты, которые можно получить по ее итогам. С другой стороны, в реальной жизни возможность учиться у авторов бестселлеров и создателей революционных концепций может оказаться важным мотивирующим фактором. При этом составители рейтинга, по тщательному согласованию со школами, учитывают только публикации в пятидесяти ведущих академических журналах, а не весь рейтинг цитируемости, например.
Другое интересное нововведение – появление в рейтинге фактора ESG (Environmental, Social, Governance). Создатели рейтинга таким образом учитывают готовность программ ЕМВА к актуальным запросам бизнеса, однако делают они это исключительно на основе наличия обязательных курсов программы, что странно, учитывая, как часто даже ключевые дисциплины в больших программах становятся курсами по выбору.